1 а) Криминалистические Э
Исследование письменной речи, является отраслью криминалистической техники и одним из видов криминалистического документоведения. Криминалистическое документоведение рассматривает вопросы криминалистического почерковедения, технико-криминалистического исследования документов и также вопросы криминалистического автороведения.[1]. Устанавливая исполнителя, в большинстве случаев используют методы графического использования почерка. Структурно-языковой анализ письменной речи позволяет выявить автора анонимного документа по таким параметрам:
Установление грамотности автора. Выработка твердых навыков письма является задачей средней школы. Обучение письму сопряжено с формированием литературного языка, обогащением словарного и фразеологического запаса учащихся. С точки зрения формирования навыков письма, рукописи разного уровня грамотности были разделены на пять групп. Основанием группирования рукописей служили программы обучения в школах, принимались также во внимание анкетные данные авторов рукописей (возраст, образование, профессия и др.). Определение родного или преобладающего языка. Анонимные письма и другие документы иногда выполняются на неродном языке. Чаще всего это делается с целью сокрытия следов преступления и введения в заблуждение органом правосудия. Усвоение чужого языка происходит под сильным воздействием родного. Сложность письма на втором языке объясняется тем, что автору приходится в мыслях создавать его текст, используя известный ему, порой небогатый словарный запас. Распространение электронных изданий в сети Интернет привело к резкому увеличению нарушению авторских прав, что связанно с появлением множества частных издательств, средств массовой информации. Литературные и научные произведения без надлежащего разрешения неправомерно копируются, заимствуются, редактируются, издаются под другим именем. В связи с этим знание форм, средств и способов выявления плагиата или незаконного присвоения авторства, неправомерного заимствования всего произведения имеет особую актуальность[2]. Установление профессии автора или круга его интересов. Представители отдельных социальных слоев и профессий — педагоги, медики, строители, железнодорожники, спортсмены и др. — в устной и письменной речи употребляют профессиональные слова и специальные термины, отражающие их профессиональные интересы. Поэтому важно выявить и выделить соответствующие элементы из лексического многообразия письменной речи. Данный метод зачастую может облегчить установление исполнителя в случаях, когда исследуемый текст выполнен измененным почерком, левой рукой, подражая печатному шрифту, когда графическая информация, содержащаяся в нем, незначительна. [3]
|
Под письменной речью в современной науке понимается совокупность явлений, связанных с письменным обменом информацией посредством языка, или, иначе, деятельность человека, опосредованная системой графических языковых знаков.[1]. На разрешение экспертов при проведении почерковедческой экспертизы ставятся вопросы различных тематик, которые подразделяются на. Идентификационные:
Диагностические:
Под текстом в автороведческой экспертизе понимают совокупность предложений, связанных единством смысла, которые могут служить материалом для криминалистического исследования свойств и состояния автора. Исследуемый текст должен быть объемом не менее 500 слов, включающих самостоятельные части речи (существительные, прилагательные и т. д.), предлоги, союзы, междометия. Такие объекты исследования бывают представлены частными письмами, записками (обиходные); это могут быть объяснительные записки, докладные, рапорты, жалобы, автобиография (официально-деловые); трактаты, воззвания, доклады и статьи на общественно-политическую тематику (публицистические); статьи, отзывы, рецензии, доклады (научные).[2] Судебное автороведение- это криминалистическое исследование документов, содержащий общие принципиальные основы установления автора текста. Автороведение базируется на данных лингвистики, в т. ч. фразеологии, грамматики и др. областей знаний о языке и письменной речи. Служит научной основой автороведческой экспертизы[3]. Объектами криминалистической автороведческой экспертизы являются тексты различных документов. Объекты экспертизы фигурируют в виде текстов документов, относящихся к таким стилям письменной речи, как: бытовой (обиходный), официально-деловой, публицистический, научный. Это могут быть рукописи, машинописные документы, фотокопии, ксерокопии и т. п.[4] В отличие от других родов судебной экспертизы, данный опирается на исследование содержательной стороны текста. Для достоверной атрибуции текста конкретного автора минимально допустимый объем текста 150—200 слов, но он может варьироваться в некоторых пределах, в зависимости от принадлежности к конкретному функциональному стилю (научный, публицистический, официально-документальный, производственно-технический, художественный, эпистолярный). К общим признакам относятся:
Общие признаки, указывающие на автора текста, характеризуют смысловую сторону письма. Можно привести следующий примерный перечень этих признаков. 1. Семантические признаки:
2. Стилистические признаки: Стилистические признаки включают совокупность лексических, фразеологических и изобразительных средств языка; манеру выбора слов, речевых оборотов, структуру фраз, построение текста в целом, характерную для конкретного автора. На основании анализа признаков письменной речи может быть высказано предположительное суждение об авторе анонимного документа: его половой принадлежности; национальности; образовании; возрасте; профессии (специальности); месте работы и жительства и др. Грамматические признаки: морфологические (согласование слов в роде и падеже, написание сложных слов и дробных числительных и др.), синтаксические, орфографические признаки. Грамматические признаки отражают степень соблюдения автором грамматических норм языка. Лексические признаки — это совокупность языковых средств (слова, выражения, обороты речи) и особенности использования их пишущим для изложения своих мыслей. Сюда включаются лексика, фразеология и изобразительно-выразительные средства. Мелкие привычки письменной речи:
Своеобразие условий формирования личности приводит к тому, что каждый человек обладает определенным набором речемыслительных норм, формирующих индивидуальность и неповторимость языковых и интеллектуальных навыков. Именно эти особенности являются основой для идентификации автора текста. |
Методика базируется на комплексном использовании методов исследования письменной речи, к числу которых относятся: лингвистические (в том числе лингвостатистические) методы, связанные с выявлением лингвистической природы устанавливаемых в процессе исследования языковых элементов, структур, явлений; психолингвистические, предполагающие анализ названных языковых факторов в плане их обусловленности особенностями процесса порождения речи; социолингвистические, связанные с выяснением обусловленности речи теми или иными социальными параметрами исследуемой ситуации письменного общения; социолингвистические, связанные с анализом обусловленности речи собственно психологическими факторами исследуемой ситуации деятельности и общения; логико-психологические, направленные на анализ логических элементов и структур текста в плане установления свойств дискурсивного мышления его автора. Формулируются следующие теоретические положения современной методологии криминалистического исследования письменной речи: составление и исполнение текстов формирует у автора и исполнителя текста письменно — речевые навыки, способствует образованию специального интеллектуального функционально- динамического комплекса (стереотипа) в механизме реализации этих навыков; речь является репрезентативным носителем свойств, существенных для решения задач криминалистической экспертизы, а именно: индивидуальности, динамической устойчивости, вариационности и избирательной изменчивости, отражающихся в идентификационных, классификационных и диагностических признакахЯкорь[1]. Криминалистическое исследование письменной речи занимается исследованиями в области установления групповой принадлежности автора документа, его социально-биографических характеристик, намеренного искажения письменной речи, а также идентификации конкретного лица, являющегося автором текста. Классификация признаков письменной речи: степень грамотности пишущего; словарный запас; стиль изложения. Тактико-криминалистическое исследование письменной речи решает две основные задачи: установление автора текста; неидентификационные задачи – выводы о среде проживания, профессии и т. п. При решении первой задачи может быть установлен или исключен предполагаемый автор, определяется факт различия между исполнителем документа и его автором. При решении второй задачи устанавливается стиль речи, ее принадлежность определенному национальному округу, характеризуется диалект и другие особенности речевого выражения. Может быть также установлен факт намеренного искажения речи. Нажмите и перетащите Исследование письменной речи состоит из четырех стадий: предварительное исследование; раздельное исследование; сравнительное исследование; оценка полученных результатов и формулирование выводов.Якорь[2] Для производства автороведческой экспертизы с целью идентификации автора определенного текста необходимо иметь образцы письменной речи проверяемых лиц. Эти образцы, как и в почерковедческой экспертизе, могут быть свободными, экспериментальными и условно свободными. Нажмите и перетащите Под образцом письменной речи понимается текст, автором которого, несомненно, является проверяемое лицо. Записи отдельных слов, словосочетаний, иногда даже отдельных предложений не могут рассматриваться в качестве образца письменной речи, пригодного для решения вопросов об авторстве. Важнейшее требование, предъявляемое к свободным образцам письменной речи, — достоверность их происхождения. Каждый представляемый на экспертизу свободный образец должен быть удостоверен следователем. Причем в заверительной надписи должно быть указано, что это образцы письменной речи проверяемого лица, составленные им без участия других лиц (соавторства). В случае обнаружения соавторства в образцах, следователь обязан выяснить и указать точные границы фрагментов текстов, составленных проверяемым лицом самостоятельно.
Якорь[3] Нажмите и перетащите Якорь[1]Комиссаров А.Ю.Криминалистическое исследование письменной речи.-М., 2002.С 37. Якорь[2] Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Возгрин И.А., Волынский А.Ф. Криминалистика : В 3 т.: [Учеб. для вузов МВД] / Под ред. Белкина Р.С. и др., 2007. Якорь[3]Комиссаров А.Ю.Криминалистическое исследование письменной речи.-М., 2002.С.38. |
Вопрос 4. Самая актуальная и сложная проблема криминалистического исследования письма в настоящее время — установление авторства. Ученые проводят интенсивные поиски в решении вопроса авторства по письменной речи. Среди многообразия автороведческих задач на сегодняшний день наименее «освоенной» и при этом актуальной нам представляется задача установления авторства по текстам [1]. Подобная обособленность языка Интернет-коммуникации обусловлена целым рядом специфических черт речевого общения в Сети, не позволяющих отнести эту языковую форму ни к одной из известных разновидностей дискурса, либо функциональному стилю. Равно как и масштабы самой Сети, язык речевой коммуникации стилистически беспредельно «открыт»: наряду с литературной нормой, реализуемой в сетевой версии книг, научных публикаций и прочих документальных источников, Интернет демонстрирует изобилие всевозможных речевых девиаций, особенно в формате чатов, форумов, прагматика которых сильно приближена к разговорной речи и состоит в дружелюбности, открытости, кооперативное™, стремлении к взаимопониманию, заинтересованности в общении, эмоциональной раскрепощенности. К прагматике разговорной речи общение в чатах приближает и экспрессивно-эмоциональная окрашенность, для выражения которой коммуникантами активно эксплуатируются различные невербальные символы: графические или уже предусмотренные запрограммированными возможностями сайта (смайлики, заглавные буквы, перегруженность знаками препинания или, наоборот, их отсутствие, что также характеризует характер коммуникативных намерений автора, служит маркером определенного состояния).
В результате стремительного развития коммуникационных технологий и их применения в различных сферах нашей жизни человечество вошло в новую эру, когда общение посредством мобильного телефона стало неотъемлемым атрибутом жизнедеятельности любого человека. Дата, время, номер (с которого было прислано сообщение или принят вызов, на который сообщение было отправлено или произведен вызов с данного телефонного аппарата) текст сообщения, присланного на этот телефон или отправленного с него на какой-либо номер, — это минимальный объем информации, который можно получить из телефонного аппарата. Самый простой и малозатратный способ общения посредством мобильного телефона — SMS-общение. Они уже стали неотъемлемой частью нашей жизни, их популярность растет день ото дня, поэтому неудивительно, что они оказывают значительное влияние на взаимоотношения людей.[2] Следовательно, не менее важная информация скрывается непосредственно в тексте сообщение, возможность исследования которого помогло бы сузить «зеленый коридор», предоставляемый преступникам неспособностью правоохранительных органов предупреждать противозаконные действия в сфере SMS-общения[3]. К сожалению, в настоящее время SMS-общения не рассматриваются в качестве объекта данного вида судебной экспертизы из-за своего малого объема. Итак, SMS-общение происходит только посредством письменных текстов, где печатная форма текста является результатом перехода устной речи к письменной, поэтому в подобных текстах будут проявляться речевые индивидуальные особенности SMS-личности. Установление речевых особенностей дает возможность идентификации личности SMS-коммуниканта по текстам его речевой коммуникации, являющихся средством совершения преступления .Таким образом, тексты, созданные в результате SMS-коммуникации, вовлекаются в сферу судопроизводства и становятся возможным объектом исследования письменной речи. |
При решении классификационных задач, в частности о родном языке, образовательном уровне, половой принадлежности автора документа, эксперт не вправе использовать при обосновании вывода конкретные сведения об этих характеристиках, содержащиеся в исследуемом тексте. Для установления такой информации нет необходимости в применении специальных познаний, не говоря уже о том, что она может оказаться ложной. К компетенции эксперта-автороведа относится установление информации о классификационных свойствах автора документа путем исследования, с помощью этих познаний, структурных особенностей языковой и смысловой сторон текста.[1]
Вместе с тем нужно заметить, что не всегда компетенция эксперта позволяет решать вопросы в той редакции, в которой они были сформулированы следователем. Так, к компетенции эксперта относится решение вопроса не об официально удостоверенном образовании автора, а лишь об уровне культуры письменной речи, характерном для лиц с соответствующим (высшим, средним, начальным) образованием. Несколько иная ситуация имеет место в случае, когда перед экспертом поставлен вопрос о профессии автора документа. Например, если в исследуемом тексте экспертом установлены лексико-фразеологические, стилистические особенности, характерные для письменной речи лиц определенной профессии, это обстоятельство еще не может служить основанием для вывода о профессиональной принадлежности автора документа. Классификационная диагностика — относительно новый вид исследования письменной речи. В настоящее время в практике экспертных учреждений используются методики установления: родного языка автора документа, выполненного на русском языке; места формирования языковых навыков украинской письменной речи; образовательного уровня (высшее, среднее, начальное образование) автора документа . Перед экспертами ставились вопросы:
В отношении образовательного уровня указывался уровень культуры письменной речи, характерный для лиц с высшим, средним, начальным образованием, а также с образованием в объеме среднего, ниже или выше среднего. |