Руководство пользователя DiTest.v2 .Creator

1. Общее описание

DiTest.v2 .Creator – это система создания и редактирования тестовых заданий, поддерживающая международную спецификацию Question & Test Interoperability (QTI) версии 2.0 консорциума IMS.

Пользовательским инструментом доступа к системе является Интернет обозреватель (браузер).

Для того, чтобы попасть в систему необходимо в адресной строке интернет-обозревателя ввести адрес http://ditest.edu.nstu.ru и нажать клавишу Enter.

2. Интерфейс системы создания тестов

Рисунок 1 – Пример интерфейса редактора тестов.

Пользовательский интерфейс можно условно разделить на несколько главных частей:

-  «верхнее навигационное меню». Здесь отображаются ссылки глобальной навигации по редактору тестов.

Рисунок 2 – Верхнее навигационное меню

- «меню». Здесь располагается основное меню редактора.

Рисунок 3 – Меню

-  «основная часть».

Рисунок 4 – Основная часть

3. Начало работы

Стартовая страница редактора тестов показана на рисунке 5.

Рисунок 5 – Стартовая страница редактора тестов

На этой странице в начальном положении можно либо загрузить для редактирования имеющийся тест, либо создать и наполнить новый.

4. Создание нового теста

Требуется указать название теста (например, «Мой тест» ). Если требуется указать временное ограничение на прохождение теста, следует поставить галочку слева от текста « Ограничить время прохождения теста » и указать максимальное отведенное время. Указание временной границы является необязательным параметром.

Рисунок 6 – Параметры нового теста

5. Наполнение теста

После создания теста происходит переход на страницу редактирования теста.

Рисунок 7 – Страница редактирования теста

На данной странице Вы можете добавлять вопросы, разделять их по дидактическим единицам и темам, копировать/перемещать вопросы и т.д.

6. Редактирование параметров теста

На любом этапе наполнения теста можно изменить его параметры, заданные при создании. Для этого требуется нажать ссылку «Редактировать параметры теста» в области меню слева.

Рисунок 8 – Редактирование параметров теста

Для сохранения введенных изменений следует нажать кнопку «Редактировать» .

7. Добавление новой темы

Для добавления новой темы требуется нажать ссылку «Добавить тему» в области меню слева. После нажатия ссылки откроется небольшое окно, где нужно указать параметры новой темы:

Рисунок 9 – Ввод параметров новой темы.

- «дидактическая единица» – указать, какой дидактической единице будет соответствовать новая тема;

- «название» – ввести название темы;

- «видимость» – позволяет указать, будет ли осуществляться выборка вопросов из данной темы при генерации теста у студента;

- «выборка вопросов» – позволяет указать количество вопросов из данной темы, участвующих в генерации теста у студента: все, либо указанное количество .

- «сортировка вопросов» – позволяет указать, как выводить вопросы: в случайном порядке (по умолчанию) или упорядоченно.

- «описание темы» – добавить описание темы. Указанный текст будет добавляться сверху к каждому вопросу, находящемуся в данной теме. Например, в это поле можно ввести рассказ или любой другой большой текст. Тогда в вопросах, находящихся внутри данной темы, не будет необходимости его дублировать, достаточно сослаться на описание.

После ввода параметров новой темы нужно нажать кнопку «Добавить» . На странице редактирования теста появится новая добавленная тема [1] .

Рисунок 10 – Результат добавления новой темы

При появлении более, чем одной темы, для минимизации отображаемой информации вопросы, содержащиеся в темах, скрываются. Для того, чтобы развернуть список вопросов конкретной темы, следует нажать на картинку , расположенную слева от текста требуемой темы. Для того, чтобы свернуть список, следует нажать на картинку .

8. Редактирование параметров темы

Для изменения параметров темы требуется нажать ссылку «редактировать», расположенную в скобках в строке редактируемой темы.

Рисунок 11 – Редактирование параметров темы

Для сохранения введенных изменений следует нажать кнопку «Редактировать» .

9. Удаление темы

Для удаления темы требуется нажать ссылку «удалить», расположенную в скобках в строке удаляемой темы. При удалении все вопросы, содержащиеся в данной теме, будут также удалены (рис.12).

Рисунок 12 - Удаление темы

10. Добавление новой дидактической единицы

Для добавления новой дидактической единицы требуется нажать ссылку «Добавить дидактическую единицу» в области меню слева (рис.13). После нажатия ссылки откроется небольшое окно, где нужно указать параметры новой дидактической единицы [2] :

Рисунок 13 – Ввод параметров новой дидактической единицы

- «номер» – порядковый номер дидактической единицы (присваивается автоматически);

-  «выборка тем» – позволяет указать количество тем из данной дидактической единицы, участвующих в генерации теста у студента: все , либо указанное количество .

-  «сортировка вопросов» – позволяет указать порядок расположения вопросов в тесте: случайный порядок , либо в соответствии с порядком тем .

После ввода параметров новой дидактической единицы нужно нажать кнопку «Добавить» . На странице редактирования теста появится новая дидактическая единица.

Рисунок 14 – Результат добавления новой дидактической единицы

При появлении более, чем одной дидактической единицы, для минимизации отображаемой информации темы, содержащиеся в дидактических единицах скрываются. Для того, чтобы развернуть список тем конкретной дидактической единицы, следует нажать на картинку , расположенную слева от текста требуемой дидактической единицы. Для того, чтобы свернуть список, следует нажать на картинку .

11. Редактирование параметров дидактической единицы

Для изменения параметров дидактической единицы требуется нажать ссылку «редактировать», расположенную в скобках в строке редактируемой дидактической единицы.

Рисунок 15 – Редактирование параметров дидактической единицы

Для сохранения введенных изменений следует нажать кнопку «Редактировать» .

12. Удаление дидактической единицы

Для удаления дидактической единицы требуется нажать ссылку «удалить», расположенную в скобках в строке удаляемой дидактической единицы. При удалении все темы вместе со входящими в них вопросами, принадлежащие данной дидактической единице, будут удалены.

Рисунок 16 – Удаление «Дидактической единицы 2»

13. Добавление вопросов

Для добавления вопроса требуется нажать ссылку «Добавить вопрос» в области меню слева. После нажатия ссылки произойдет переход на страницу, где будет вводиться текст вопроса и его варианты ответа.

Рисунок 17 – Добавление вопроса

При добавлении вопроса, в первую очередь, требуется заполнить «Общие данные» :

- «тип вопроса» – может быть одним из 8 типов: одиночный, множественный, ассоциации, на соответствие, короткий, на упорядочение, числовой и открытый;

   Справа от выбранного типа вопроса появится символ вопроса красного цвета, нажав на который можно получить пояснение о выбранном типе вопроса.

   Пояснение откроется в новом окне.

-  «заголовок вопроса» – может содержать либо краткую информацию о вопросе, либо порядковый номер вопроса. «Заголовок вопроса», по большей части, используется для ориентации среди списка вопросов при создании теста;

- «добавить в» – позволяет указать в какую тему следует сохранить вопрос.

После ввода «Общих данных» о вопросе откроется область ввода основной информации, соответствующая выбранному типу вопроса. После ввода информации нужно нажать кнопку «Добавить» , расположенную внизу страницы, после чего произойдет переход на страницу редактирования теста , где будут отображаться все добавленные вопросы.

Рисунок 18 – Добавление вопроса

13.1 Добавление вопроса. Одиночный

Вопрос. Для ввода текста вопроса используется простой редактор ввода. Данный редактор позволяет вводить только текст. Он наиболее рекомендован при копировании текста из MS Word, т.к. убирает лишние технические данные.

Так же при вводе текста можно переключиться к веб-редактору FCKEditor, имеющему схожий с Microsoft Word интерфейс. При вводе помимо текста можно вставить изображения, flash-анимации и математические формулы (см. раздел «Работа в FCKEditor » ).

В области вопроса будет отображаться текст вопроса в том виде, в каком он будет выглядеть на экране у студента.

Рисунок 19 – Область вопроса

Для открытия веб-редактора требуется нажать на ссылку «изменить» справа от области вопроса, либо на картинку , либо щелкнуть левой кнопкой мыши по области ввода.

Рисунок 20-a – Веб-редактор FCKEditor . Текстовый формат

Для перехода в режим форматирования текста требуется нажать на кнопку «Текст с форматированием» под окном ввода текста.

Рисунок 20-b – Веб-редактор FCKEditor . Режим форматирования текста

После ввода текста вопроса требуется нажать кнопку «Ok» .

Рисунок 21 – Введенный текст вопроса

Варианты ответов. После ввода текста вопроса требуется добавить варианты ответа.

Рисунок 22 – Добавление вариантов ответа

Для ввода текста варианта ответа требуется нажать на картинку , расположенную в соответствующей строке, либо щелкнуть левой кнопкой мыши по области ввода, после чего откроется веб-редактор.

Рисунок 23 – Ввод текста варианта ответа

После введения текста первого варианта ответа окошко для следующего варианта добавляется автоматически. При сохранении последний вариант, если он пустой, не учитывается.

Если вариантов ответа не хватает (например, вы редактируете созданный ранее вопрос), можно нажать либо на ссылку «добавить» (находится в скобках над таблицей), либо на картинку  (находится в правом верхнем углу таблицы).

Рисунок 24 – Добавление вариантов ответа

Указание правильного ответа. Для указания правильного варианта ответа требуется отметить поле  в соответствующей строке.

Рисунок 25 – Указание правильного варианта ответа

Удаление варианта ответа. Для удаления варианта ответа нужно нажать на картинку  в соответствующей строке.

Рисунок 26 – Удаление варианта ответа

Оценивание ответов. Количество баллов в случае правильного ответа на вопрос указывается в поле справа от текста «Максимальная оценка за вопрос» .

Рисунок 27 – Указание оценки за вопрос

Система автоматически начислит указанное количество баллов за правильный ответ. Количество процентов в выпадающем списке, соответствующем варианту ответа, - это количество процентов от "максимальной оценки", которое будет начислено студенту при выборе данного варианта.

Рисунок 28 – Распределение баллов по ответам

Выборка вариантов ответов. Выборка вариантов ответов по умолчанию осуществляется в случайном порядке (иначе говоря, варианты «перемешиваются»). Однако встречаются случаи, когда данная выборка не подходит (например, в случае, когда вариант ответа «ни один из перечисленных выше» должен всегда быть последним). В таком случае следует убрать галочку в поле слева от текста «Случайная выборка вариантов ответов» .

Рисунок 29 – Тип выборки вариантов ответа

Предпросмотр. После ввода всей требуемой информации можно посмотреть, как вопрос будет отображаться у студентов. Для этого нужно нажать на кнопку «Предпросмотр» , расположенную внизу страницы.

Сохранение информации. После ввода всей требуемой информации нужно нажать на кнопку «Добавить» , расположенную внизу страницы.

Рисунок 30 – Предпросмотр и сохранение информации

13.2 Добавление вопроса. Множественный

Вопрос. Для ввода текста вопроса используется простой редактор ввода. Данный редактор позволяет вводить только текст. Он наиболее рекомендован при копировании текста из MS Word, т.к. убирает лишние технические данные.

Так же при вводе текста можно переключиться к веб-редактору FCKEditor, имеющему схожий с Microsoft Word интерфейс. При вводе помимо текста можно вставить изображения, flash-анимации и математические формулы (см. раздел «Работа в FCKEditor » ).

В области вопроса будет отображаться текст вопроса в том виде, в каком он будет выглядеть на экране у студента.

Рисунок 31 – Область вопроса

Для открытия веб-редактора требуется нажать на ссылку «изменить» справа от области вопроса, либо на картинку , либо щелкнуть левой кнопкой мыши по области ввода.

Рисунок 32 – Веб-редактор FCKEditor

После ввода текста вопроса требуется нажать кнопку «Ok» .

Рисунок 33 – Введенный текст вопроса

Варианты ответов. После ввода текста вопроса требуется добавить варианты ответа.

Рисунок 34 – Добавление вариантов ответа

Для ввода текста варианта ответа требуется нажать на картинку , расположенную в соответствующей строке, либо щелкнуть левой кнопкой мыши по области ввода, после чего откроется веб-редактор.

Рисунок 35 – Ввод текста варианта ответа

После введения текста первого варианта ответа окошко для следующего варианта добавляется автоматически. При сохранении последний вариант, если он пустой, не учитывается.

Если вариантов ответа не хватает (например, вы редактируете созданный ранее вопрос), можно нажать либо на ссылку «добавить» (находится в скобках над таблицей), либо на картинку  (находится в правом верхнем углу таблицы).

Рисунок 36 – Добавление вариантов ответа

Указание правильного ответа. Для указания правильных вариантов ответов требуется отметить поля  в соответствующих строках.

Рисунок 37 – Указание правильных вариантов ответов

Удаление варианта ответа. Для удаления варианта ответа нужно нажать на картинку  в соответствующей строке.

Рисунок 38 – Удаление варианта ответа

Оценивание ответов. Количество баллов в случае правильного ответа на вопрос указывается в поле справа от текста «Максимальная оценка за вопрос» .

Рисунок 39 – Указание оценки за вопрос

Система автоматически распределит указанное количество баллов по правильным ответам и начислит штрафные баллы за неправильные. Количество процентов в выпадающем списке, соответствующем варианту ответа, - это количество процентов от "максимальной оценки", которое будет начислено студенту при выборе данного варианта.

Распределение можно поменять, использовав выпадающие списки в строках соответствующих ответов. Например, если необходимо убрать начисление штрафных баллов, в строках всех неправильных ответов в выпадающих списках нужно выставить 0%. Если, напротив, необходимо сделать так, чтобы при выборе хотя бы одного неправильного варианта, студенту не засчитывался весь вопрос, в строках всех неправильных ответов в выпадающих списках нужно выставить -100%.

Рисунок 40 – Распределение баллов по ответам

Выборка вариантов ответов. Выборка вариантов ответов по умолчанию осуществляется в случайном порядке (иначе говоря варианты «перемешиваются»). Однако встречаются случаи, когда данная выборка не подходит (например, в случае, когда вариант ответа «ни один из перечисленных выше» должен всегда быть последним). В таком случае следует убрать галочку в поле слева от текста «Случайная выборка вариантов ответов» .

Рисунок 41 – Тип выборки вариантов ответа

Предпросмотр. После ввода всей требуемой информации можно посмотреть, как вопрос будет отображаться у студентов. Для этого нужно нажать на кнопку «Предпросмотр» , расположенную внизу страницы.

Сохранение информации. После ввода всей требуемой информации нужно нажать на кнопку «Добавить» , расположенную внизу страницы.

Рисунок 42 – Предпросмотр и сохранение информации

13.3 Добавление вопроса. Ассоциации

Данный тип вопроса предполагает указание ассоциативных связей . Данный тип вопроса несколько похож на тип вопроса на соответствие . Единственное отличие от вопроса на соответствие заключается в том, что все варианты ответов представляют собой одно множество, и в этом множестве каждый из вариантов может соответствовать другому варианту несколько раз (один и более, в зависимости от установок для конкретного варианта).

Вопрос. Для ввода текста вопроса используется простой редактор ввода. Данный редактор позволяет вводить только текст. Он наиболее рекомендован при копировании текста из MS Word, т.к. убирает лишние технические данные.

Так же при вводе текста можно переключиться к веб-редактору FCKEditor, имеющему схожий с Microsoft Word интерфейс. При вводе помимо текста можно вставить изображения, flash-анимации и математические формулы (см. раздел «Работа в FCKEditor » ).

В области вопроса будет отображаться текст вопроса в том виде, в каком он будет выглядеть на экране у студента.

Рисунок 43 – Область вопроса

Для открытия веб-редактора требуется нажать на ссылку «изменить» справа от области вопроса, либо на картинку , либо щелкнуть левой кнопкой мыши по области ввода.

Рисунок 44 – Веб-редактор FCKEditor

После ввода текста вопроса требуется нажать кнопку «Ok» .

Рисунок 45 – Введенный текст вопроса

Далее следует ввести множество объектов, которые будут участвовать в ассоциациях.

Рисунок 46 – Окно ввода ассоциации

Для ввода текста варианта ответа требуется нажать на картинку , расположенную в соответствующей строке, либо щелкнуть левой кнопкой мыши по области ввода, после чего откроется веб-редактор.

Рисунок 47 – Ввод текста варианта ассоциации

После введения текста первого варианта ассоциации окошко для следующего варианта добавляется автоматически. При сохранении последний вариант, если он пустой, не учитывается.

Если вариантов ассоциаций не хватает (например, вы редактируете созданный ранее вопрос), можно нажать либо на ссылку «добавить» (находится в скобках над таблицей), либо на картинку  (находится в правом верхнем углу таблицы).

Рисунок 48 – Добавление вариантов ассоциаций

Удаление варианта ответа. Для удаления варианта ответа нужно нажать на картинку  в соответствующей строке.

Рисунок 49 – Удаление варианта ответа

Указание правильных ассоциаций. Для указания правильных ассоциаций нужно нажать на ссылку " Указать правильные ассоциации ". После этого откроется соответствующая форма ввода:

Рисунок 50 – Форма для указания правильных ассоциаций

Объекты, входящие в ассоциативную связь, выбираются из выпадающих списков.

Рисунок 51 – Указание правильных ассоциаций

Добавление и удаление правильных ассоциаций осуществляется аналогично добавлению и удалению вариантов входящих в них объектов.

Оценивание ответов. Количество баллов в случае правильного ответа на вопрос указывается в поле справа от текста «Максимальная оценка за вопрос» .

Рисунок 52 – Указание оценки за вопрос

Система автоматически распределит указанное количество баллов по правильным ответам. Количество процентов в выпадающем списке, соответствующем варианту ответа, - это количество процентов от "максимальной оценки", которое будет начислено студенту при выборе данного варианта.

Рисунок 53 – Распределение баллов по ответам

Выборка вариантов ответов. Выборка вариантов ответов по умолчанию осуществляется в случайном порядке (иначе говоря варианты «перемешиваются»). Однако встречаются случаи, когда данная выборка не подходит (например, в случае, когда вариант ответа «ни один из перечисленных выше» должен всегда быть последним). В таком случае следует убрать галочку в поле слева от текста «Случайная выборка вариантов ответов» .

Рисунок 54 – Тип выборки вариантов ответа

Предпросмотр. После ввода всей требуемой информации можно посмотреть, как вопрос будет отображаться у студентов. Для этого нужно нажать на кнопку «Предпросмотр» , расположенную внизу страницы.

Сохранение информации. После ввода всей требуемой информации нужно нажать на кнопку «Добавить» , расположенную внизу страницы.

Рисунок 55 – Предпросмотр и сохранение информации

13.4 Добавление вопроса. Соответствие

Использование данного типа вопроса имеет следующий смысл: даны два списка, нужно поставить в соответствие элементам первого списка элементы второго списка.

Вопрос. Для ввода текста вопроса используется простой редактор ввода. Данный редактор позволяет вводить только текст. Он наиболее рекомендован при копировании текста из MS Word, т.к. убирает лишние технические данные.

Так же при вводе текста можно переключиться к веб-редактору FCKEditor, имеющему схожий с Microsoft Word интерфейс. При вводе помимо текста можно вставить изображения, flash-анимации и математические формулы (см. раздел «Работа в FCKEditor » ).

В области вопроса будет отображаться текст вопроса в том виде, в каком он будет выглядеть на экране у студента.

Рисунок 56 – Область вопроса

Для открытия веб-редактора требуется нажать на ссылку «изменить» справа от области вопроса, либо на картинку , либо щелкнуть левой кнопкой мыши по области ввода.

Рисунок 57 – Веб-редактор FCKEditor

После ввода текста вопроса требуется нажать кнопку «Ok» .

Рисунок 58 – Введенный текст вопроса

Варианты соответствий. После ввода текста вопроса требуется добавить варианты соответствий.

Рисунок 59 – Добавление вариантов соответствий

Для ввода текста в вариант соответствия требуется нажать на ссылку «изменить» , расположенную в скобках над соответствующей областью ответа, либо щелкнуть левой кнопкой мыши по области ввода.

 Рисунок 60 – Редактирование текста варианта соответствия

После нажатия на ссылку откроется веб-редактор.

Рисунок 61 – Ввод текста варианта соответствия

Добавление вариантов соответствий происходит по горизонтали и по вертикали.

После введения текста первого варианта соответствия по горизонтали или по вертикали окошко для следующего варианта в соответствующем направлении добавляется автоматически. При сохранении последний вариант, если он пустой, не учитывается.

Если вариантов соответствий по вертикали не хватает (например, вы редактируете созданный ранее вопрос), можно нажать на картинку  (над косой чертой).

Рисунок 62 – Добавление вариантов соответствий по вертикали

Если вариантов соответствий по горизонтали не хватает (например, вы редактируете созданный ранее вопрос), можно нажать на картинку  (под косой чертой).

Рисунок 63 – Добавление вариантов соответствий по горизонтали

Указание правильного соответствия. Для указания правильных соответствий требуется отметить поле  в каждой строке.

Рисунок 64 – Указание правильных соответствий

Удаление варианта соответствия. Для удаления варианта соответствия нужно нажать на ссылку «удалить» , расположенную в скобках над соответствующей областью ответа.

Рисунок 65 – Удаление варианта соответствия

Оценивание ответов. Количество баллов в случае правильного ответа на вопрос указывается в поле справа от текста «Максимальная оценка за вопрос» .

Рисунок 66 – Указание оценки за вопрос

Система автоматически распределит указанное количество баллов по правильным ответам и начислит штрафные баллы за неправильные. Количество процентов в выпадающем списке, соответствующем варианту ответа, - это количество процентов от "максимальной оценки", которое будет начислено студенту при выборе данного варианта.

Распределение можно поменять, использовав выпадающие списки в строках соответствующих ответов. Например, если необходимо убрать начисление штрафных баллов, в строках всех неправильных ответов в выпадающих списках нужно выставить 0%. Если, напротив, необходимо сделать так, чтобы при выборе хотя бы одного неправильного варианта, студенту не засчитывался весь вопрос, в строках всех неправильных ответов в выпадающих списках нужно выставить -100%.

Рисунок 67 – Распределение баллов по ответам

Выборка вариантов ответов. Выборка вариантов соответствий по умолчанию осуществляется в случайном порядке (иначе говоря варианты «перемешиваются»). Однако встречаются случаи, когда данная выборка не подходит (например, в случае, когда вариант ответа «ни один из перечисленных выше» должен всегда быть последним). В таком случае следует убрать галочку в поле слева от текста «Случайная выборка вариантов соответствий» .

Рисунок 68 – Тип выборки вариантов соответствий

Предпросмотр. После ввода всей требуемой информации можно посмотреть, как вопрос будет отображаться у студентов. Для этого нужно нажать на кнопку «Предпросмотр» , расположенную внизу страницы.

Сохранение информации. После ввода всей требуемой информации нужно нажать на кнопку «Добавить» , расположенную внизу страницы.

Рисунок 69 – Предпросмотр и сохранение информации

13.5 Добавление вопроса. Короткий

Студент должен продолжить фразу или ответить на вопрос, не имея вариантов ответов. Необходимо, чтобы фраза или слово, которое должен написать студент, имели краткую форму. Это необходимо для того, чтобы у студента не было разных вариантов формулировок ответа и, следовательно, в системе ответ оценивался автоматически.

Вопрос. Для ввода текста вопроса используется простой редактор ввода. Данный редактор позволяет вводить только текст. Он наиболее рекомендован при копировании текста из MS Word, т.к. убирает лишние технические данные.

Так же при вводе текста можно переключиться к веб-редактору FCKEditor, имеющему схожий с Microsoft Word интерфейс. При вводе помимо текста можно вставить изображения, flash-анимации и математические формулы (см. раздел «Работа в FCKEditor » ).

В области вопроса будет отображаться текст вопроса в том виде, в каком он будет выглядеть на экране у студента.

Рисунок 70 – Область вопроса

Для открытия веб-редактора требуется нажать на ссылку «изменить» справа от области вопроса, либо на картинку , либо щелкнуть левой кнопкой мыши по области ввода.

Рисунок 71 – Веб-редактор FCKEditor

После ввода текста вопроса требуется нажать кнопку «Ok» .

Рисунок 72 – Введенный текст вопроса

Текст ответа. После ввода текста вопроса требуется указать текст ответа.

Рисунок 73 – Указание текста ответа

Для ввода текста требуется установить курсор внутри области ответа и ввести текст.

Примечание: Для ввода текста в область ответа веб-редактор FCKEditor не используется.

Рисунок 74 – Указание текста ответа

Оценивание ответов. Количество баллов в случае правильного ответа на вопрос указывается в поле справа от текста «Максимальная оценка за вопрос» .

Рисунок 75 – Указание оценки за вопрос

Система автоматически начислит указанное количество баллов всем ответам. Количество процентов в выпадающем списке, соответствующем варианту ответа, - это количество процентов от "максимальной оценки", которое будет начислено студенту при выборе данного варианта.

Распределение можно поменять, использовав выпадающие списки в строках соответствующих ответов. Например, если необходимо за какой-либо (недостаточно точный) ответ начислить меньшее количество баллов, в строке соответствующего ответа в выпадающем списке нужно выставить необходимое количество баллов.

Рисунок 76 – Распределение баллов по ответам

Предпросмотр. После ввода всей требуемой информации можно посмотреть, как вопрос будет отображаться у студентов. Для этого нужно нажать на кнопку «Предпросмотр» , расположенную внизу страницы.

Сохранение информации. После ввода всей требуемой информации нужно нажать на кнопку «Добавить» , расположенную внизу страницы.

Рисунок 77 – Предпросмотр и сохранение информации

13.6 Добавление вопроса. Упорядочение

Вопрос. Для ввода текста вопроса используется простой редактор ввода. Данный редактор позволяет вводить только текст. Он наиболее рекомендован при копировании текста из MS Word, т.к. убирает лишние технические данные.

Так же при вводе текста можно переключиться к веб-редактору FCKEditor, имеющему схожий с Microsoft Word интерфейс. При вводе помимо текста можно вставить изображения, flash-анимации и математические формулы (см. раздел «Работа в FCKEditor » ).

В области вопроса будет отображаться текст вопроса в том виде, в каком он будет выглядеть на экране у студента.

Рисунок 78 – Область вопроса

Для открытия веб-редактора требуется нажать на ссылку «изменить» справа от области вопроса, либо на картинку , либо щелкнуть левой кнопкой мыши по области ввода.

Рисунок 79 – Веб-редактор FCKEditor

После ввода текста вопроса требуется нажать кнопку «Сохранить» .

Рисунок 80 – Введенный текст вопроса

Варианты ответов. После ввода текста вопроса требуется добавить варианты ответа.

Рисунок 81 – Добавление вариантов ответа

Указание правильной очередности происходит на этапе добавления вариантов ответа. Иначе говоря, добавлять варианты ответов следует сразу в порядке правильной очередности.

Для ввода текста варианта ответа требуется нажать на картинку , расположенную в соответствующей строке, либо щелкнуть левой кнопкой мыши по области ввода, после чего откроется веб-редактор.

Рисунок 82 – Ввод текста варианта ответа

После введения текста первого варианта ответа окошко для следующего варианта добавляется автоматически. При сохранении последний вариант, если он пустой, не учитывается.

Если вариантов ответа не хватает (например, вы редактируете созданный ранее вопрос), можно нажать либо на ссылку «добавить» (находится в скобках над таблицей), либо на картинку  (находится в правом верхнем углу таблицы).

Рисунок 83 – Добавление вариантов ответа

Удаление варианта ответа. Для удаления варианта ответа нужно нажать на картинку  в соответствующей строке.

Рисунок 84 – Удаление варианта ответа

Оценивание ответов. Количество баллов в случае правильного ответа на вопрос указывается в поле справа от текста «Максимальная оценка за вопрос» .

Рисунок 85 – Указание оценки за вопрос

Система автоматически начислит указанное количество баллов за верный ответ.

Выборка вариантов ответов. Выборка вариантов ответов по умолчанию осуществляется в случайном порядке (иначе говоря варианты «перемешиваются»). Однако встречаются случаи, когда данная выборка не подходит (например, в случае, когда вариант ответа «ни один из перечисленных выше» должен всегда быть последним). В таком случае следует убрать галочку в поле слева от текста «Случайная выборка вариантов ответов» .

Рисунок 86 – Тип выборки вариантов ответа

Предпросмотр. После ввода всей требуемой информации можно посмотреть, как вопрос будет отображаться у студентов. Для этого нужно нажать на кнопку «Предпросмотр» , расположенную внизу страницы.

Сохранение информации. После ввода всей требуемой информации нужно нажать на кнопку «Добавить» , расположенную внизу страницы.

Рисунок 87 – Предпросмотр и сохранение информации

13.7 Добавление вопроса. Числовой

Данный тип вопроса предполагает указание числового ответа. Такой вопрос похож на короткий , однако правильность ответа сверяется только в числовом формате. При этом способ разделения десятичных заков не важен: точка либо запятая.

Вопрос. Для ввода текста вопроса используется простой редактор ввода. Данный редактор позволяет вводить только текст. Он наиболее рекомендован при копировании текста из MS Word, т.к. убирает лишние технические данные.

Так же при вводе текста можно переключиться к веб-редактору FCKEditor, имеющему схожий с Microsoft Word интерфейс. При вводе помимо текста можно вставить изображения, flash-анимации и математические формулы (см. раздел «Работа в FCKEditor » ).

В области вопроса будет отображаться текст вопроса в том виде, в каком он будет выглядеть на экране у студента.

Рисунок 88 – Область вопроса

Для открытия веб-редактора требуется нажать на ссылку «изменить» справа от области вопроса, либо на картинку , либо щелкнуть левой кнопкой мыши по области ввода.

Рисунок 89 – Веб-редактор FCKEditor

После ввода текста вопроса требуется нажать кнопку «Ok» .

Рисунок 90 – Введенный текст вопроса

Текст ответа. После ввода текста вопроса требуется указать текст ответа.

Для ввода текста требуется установить курсор внутри области ответа и ввести текст.

Рисунок 91 – Указание текста ответа

Примечание: Для ввода текста в область ответа веб-редактор FCKEditor не используется.

Оценивание ответов. Количество баллов в случае правильного ответа на вопрос указывается в поле справа от текста «Максимальная оценка за вопрос» .

Рисунок 92 – Указание оценки за вопрос

Система автоматически начислит указанное количество баллов за верный ответ.

Предпросмотр. После ввода всей требуемой информации можно посмотреть, как вопрос будет отображаться у студентов. Для этого нужно нажать на кнопку «Предпросмотр» , расположенную внизу страницы.

Сохранение информации. После ввода всей требуемой информации нужно нажать на кнопку «Добавить» , расположенную внизу страницы.

Рисунок 93 – Предпросмотр и сохранение информации

13.8 Добавление вопроса. Открытый

Данный тип вопроса предполагает написание мини-рассказа , эссэ , либо ответа в свободной форме . Данный тип вопроса программно не оценивается. После прохождения теста преподаватель самостоятельно оценивает ответ, данный студентом.

Вопрос. Для ввода текста вопроса используется простой редактор ввода. Данный редактор позволяет вводить только текст. Он наиболее рекомендован при копировании текста из MS Word, т.к. убирает лишние технические данные.

Так же при вводе текста можно переключиться к веб-редактору FCKEditor, имеющему схожий с Microsoft Word интерфейс. При вводе помимо текста можно вставить изображения, flash-анимации и математические формулы (см. раздел «Работа в FCKEditor » ).

В области вопроса будет отображаться текст вопроса в том виде, в каком он будет выглядеть на экране у студента.

Рисунок 94 – Область вопроса

Для открытия веб-редактора требуется нажать на ссылку «изменить» справа от области вопроса, либо на картинку , либо щелкнуть левой кнопкой мыши по области ввода.

Рисунок 95 – Веб-редактор FCKEditor

После ввода текста вопроса требуется нажать кнопку «Ok» .

Рисунок 96 – Введенный текст вопроса

Предпросмотр. После ввода всей требуемой информации можно посмотреть, как вопрос будет отображаться у студентов. Для этого нужно нажать на кнопку «Предпросмотр» , расположенную внизу страницы.

Сохранение информации. После ввода всей требуемой информации нужно нажать на кнопку «Добавить» , расположенную внизу страницы.

Рисунок 97 – Предпросмотр и сохранение информации

14. Сохранение теста

Если вы вошли в редактор из DiSpace, сохранение теста происходит автоматически и новый тест просто появится в списке ваших тестов.

Для сохранения теста нужно нажать на ссылку «сохранить тест», расположенную в верхнем навигационном меню.

Рисунок 98 – Верхнее навигационное меню

После сохранения файла можно либо продолжить редактирование теста, либо создать новый.

Для создания нового теста следует нажать ссылку «создать новый тест» , расположенную на странице.

Рисунок 101 – Текст на странице

15. Загрузка теста

Для редактирования существующего теста, требуется его предварительно загрузить в систему. Для этого нужно нажать на ссылку «загрузить из файла» , расположенную верхнем навигационном меню.

Рисунок 102 – Загрузка теста

После этого на открывшейся странице следует нажать на кнопку «Обзор» и указать месторасположение файла.

Рисунок 103 – Указание месторасположения файла

Затем нужно нажать кнопку «Загрузить». Время загрузки теста зависит от его величины. После загрузки теста система автоматически перенаправит на страницу редактирования теста.

Рисунок 104 – Страница редактирования теста

16. Работа в FCKEditor

Окно редактора в системе выглядит следующим образом.

Рисунок 105-a – Окно редактора. Текстовый формат

Для перехода в режим форматирования текста требуется нажать на кнопку «Текст с форматированием» под окном ввода текста.

Рисунок 105-b – Окно редактора. Режим форматирования текста

О редакторе. FCKeditor является мощным редактором HTML-кода для Интернета. Самая привлекательная его черта - у пользователя есть возможность управлять содержимым своего сайта прямо из окна браузера. Естественно, для этого должна быть предусмотрена такая возможность в программном обеспечении web-ресурса.

Официальный сайт редактора - www.fckeditor.net (на английском языке).

Краткое описание основных возможностей редактора:

- Поддерживается большинством современных браузеров: Internet Explorer 5.5+ (Windows), Firefox  1.0+, Mozilla  1.3+, Netscape  7+
(Opera - не поддерживается).

- Форматирование шрифтов: начертание, размер, цвет, стиль и т.д.

- Форматирование текста: выравнивание, отступ, списки и т.д.

- Операции с Clipboard - копирование, вставка. Возможность отмены последовательности действий.

- Вставка из редактора MSWord с возможностью отмены форматирования.

- Поддержка ссылок и якорей.

- Вставка изображений на страницу с возможностью загрузки картинок на сервер.

- Поддержка работы с таблицами.

- Собственное контекстное меню.

- Возможность загрузки на сервер файлов (архивы, документы, мультимедиа и пр.) с последующим размещением на странице ссылки для скачивания.

- Удобный интерфейс.

Редактирование содержимого.

Рисунок 106 – Кнопки общего редактирования содержимого

Ниже по порядку слева-направо описаны кнопки панели.

Кнопка " Вырезать ". Вырезает выделенный текст, сохраняя его в буфер, т.е. в дальнейшем текст может быть вставлен.

Кнопка " Копировать ". Копирует выделенный текст в буфер, в дальнейшем текст может быть вставлен.

Кнопка " Вставить ". Вставляет на место курсора текст в том виде в котором он находиться в буфере, т.е. форматирование сохраняется.

Кнопка " Вставить только текст ". Вставляет из буфера только текстовую информацию, форматирование сбрасывается. Изображения игнорируются, ссылки заменяются простым текстом.

Кнопка " Вставить из Word ". Этот инструмент позволяет вставить текст, заранее набранный в редакторе MS Word. При этом вставленный текст очищается от лишнего «мусора».

Рисунок 107 – Вставка из MS Word

Кнопка " Печать ". Распечатывает страницу на принтере.

16.1 Сервисы FCKEditor

Рисунок 108 – Сервисы FCKEditor

Ниже по порядку слева-направо описаны кнопки панели.

Кнопка " Отменить ". Отменяет последнее действие пользователя.

Кнопка " Повторить ". Возвращает последнее отмененное действие.

Кнопка " Найти ". Вызывает диалоговое окно поиска.

Рисунок 109 – Окно «Найти и заменить» , вкладка «Найти»

Для поиска необходимо ввести искомые слова в поле ввода и нажать кнопку "Найти". После этого найденный текст выделится и фокус перейдет на него в окне ввода основного текста документа.

Пункт " Учитывать регистр ". При поиске будет учитываться регистр текста.

Пункт " Совпадение целых слов ". Поиск будет производиться по ключевому слову/фразе дословно.

Вкладка " Заменить ", как и кнопка " Заменить " меню, используется для замены найденного текста другим.

Рисунок 110 – Окно «Найти и заменить» , вкладка «Заменить»

В текстовом поле "Найти:" вводится текст, который необходимо заменить, а в поле "Заменить на:" тот, на который будет заменен найденный текст.

Кнопка " Заменить ". Производит замену по порядку один за одним, найденный текст.

Кнопка " Заменить все ". Производится замена всего найденного текста сразу.

Кнопки служебных действий.

Кнопка " Выделить все ". Выделяет весь текст HTML страницы (обычно используется перед копированием, удалением или применением стиля или форматирования ко всей странице)

Кнопка " Убрать форматирование ". Сбрасывает форматирование выделенного текста.

Стили шрифта.

Кнопки стилей шрифта.

Рисунок 111 – Стили шрифта

Кнопка " Жирный ". Установка жирного начертания текста.

Кнопка " Курсив ". Установка курсивного начертания текста.

Кнопка " Подчеркнутый ". Установка подчеркивания текста.

Кнопка " Зачеркнутый ". Установка вычеркивания текста.

Кнопка " Подстрочный индекс ". Преобразует текст в нижний индекс.

Кнопка " Надстрочный индекс ". Преобразует текст в верхний индекс.

Кнопки структурирования текста.

 

Рисунок 112 – Структурирование текста

Кнопка " Вставить/Удалить нумерованный список ". Создает нумерованный (упорядоченный) список из выделенного текста.

Кнопка " Вставить/Удалить маркированный список ". Создает маркированный (неупорядоченный) список из выделенного текста.

Кнопка " Уменьшить отступ ". Уменьшает отступ текстового фрагмента.

Кнопка " Увеличить отступ ". Увеличивает отступ текстового фрагмента.

Кнопка " Цитата ". Увеличивает отступ текстового фрагмента для выделения цитаты.

Выравнивания текста.

Рисунок 113 – Выравнивание текста

Кнопка " По левому краю ". Устанавливает выравнивание по левому краю для абзаца.

Кнопка " По центру ". Устанавливает выравнивание по центру для абзаца.

Кнопка " По правому краю ". Устанавливает выравнивание по правому краю для абзаца.

Кнопка " По ширине ". Устанавливает выравнивание по ширине для абзаца.

Ссылки.

Для того, чтобы вставить ссылку на страницу, нужно сначала выделить текст, который вы хотите превратить в ссылку, а потом нажать на кнопку

Появится диалоговое окно:

Рисунок 114 – Вставка ссылки

Document edited with HTML-Cleaner.com

В ниспадающем меню "Тип ссылки" можно выбрать, на что будет указывать ссылка: URL (внешние и внутренние ссылки), якорь или электронная почта. В зависимости от того, что вы выберете, изменится нижняя часть диалогового окна.

Вставка изображений.

Для вставки изображений используется кнопка  на панели инструментов. Но прежде, чем вставлять картинку, нужно выполнить ряд предварительных действий.

Крайне желательно подготовить изображение для размещения на сайте. Если у вас фотография имеет огромные размеры, ее нужно уменьшить.

Желательно переименовать файл с изображением. Используйте только английские строчные буквы и цифры. Пробелы можно заменять дефисом или подчерком.

Подумайте, куда на странице вы будете вставлять картинку. Запомните основное свойство изображений в разметке страниц - они практически ничем не отличаются от букв.

Вот наглядный пример - . Картинка вставилась как большая буква и, естественно, раздвинула строки, что, наверняка, не является тем, что вы хотели получить. Есть несколько возможных вариантов исправить положение:

- выделить для изображения отдельный абзац. Этого можно добиться соответствующими манипуляциями с клавишей Enter;

- поместить картинку внутрь абзаца и заставить текст обтекать ее (о том, как это сделать, написано ниже);

- использовать невидимую таблицу;

- если картинка маленькая, ее можно вставить как букву.

Когда все эти пожелания учтены и соответствующие действия предприняты - можно наконец заняться вставкой изображения.

Поставьте курсор в то место, где должна быть картинка, и нажмите кнопку . Откроется вот такое диалоговое окно:

Рисунок 115 – Вставка изображения

В поле URL вы можете вставить адрес картинки в Интернете. В этом случае изображение не будет храниться у вас на сервере. Оно просто будет подключаться на вашу страничку с другого сайта. Естественно, вы должны помнить об авторских правах и учитывать то, что если хозяин того сайта удалит это изображение, то оно исчезнет и с вашей страницы.

Если же картинка лежит у вас на жестком диске, то нажмите на вкладку «Закачать» и через кнопку «Послать на сервер» загрузите изображение.

После того, как изображение будет выбрано, оно появится в окошке "Предварительный просмотр". Поля "Ширина" и "Высота" автоматически заполнятся. В случае, если вы захотите заставить текст обтекать картинку, нужно сделать следующее:

- в ниспадающем меню "Выравнивание" выбрать "По левому краю" или "По правому краю". Картинка сместится в соответствующую сторону;

- нужно установить "Горизонтальный отступ". Этот параметр служит для того, чтобы между изображением и текстом получилось поле, иначе текст вплотную приблизится к картинке, что не всегда красиво. Просто впишите число пикселей. Для начала попробуйте 10. Потом можно изменить;

- параметр "Вертикальный отступ" служит для того же самого, только он отвечает за промежутки сверху и снизу изображения.

Теперь можно нажать кнопку "OK". Картинка вставится в место нахождения курсора. Если что-то вас не устроит, кликните мышкой по изображению и опять нажмите кнопку , либо используйте функциями правой кнопки мыши на картинке. В открывшемся окне можно изменить параметры или выбрать другой файл.

16.2 Редактор формул

Для работы с редактором формул требуется в меню веб-редактора FCKEditor нажать на кнопку , после чего в окне веб-редактора появится заготовка формулы. Далее нажимаем на кнопку Ok . В области ввода вопроса нажимаем правой кнопкой мыши на " текст формулы ", выбираем пункт " редактировать формулу " (рисунок 116) и открывается окно редактора формул.

Рисунок 116 – Вызов редактора формул

Описание интерфейса .

Интерфейс редактора состоит из:

o Области редактирования формулы (с полосами прокрутки);

o Панели инструментов;

o Главного меню.

Рисунок 117 – Пользовательский интерфейс редактора: 1 – главное меню, 2 – панель инструментов, 3 – область редактирования формулы

Главное меню редактора содержит следующие пункты.

Пункт главного меню «Файл» содержит меню стандартных операций над формулой, если рассматривать ее как документ (Рисунок 118).

Рисунок 118 – Меню «Файл»

o «Очистить» – удалить содержимое формулы.

o «Сохранить» – сохранить формулу и продолжить работу.

o «Выйти» – закрыть редактор без сохранения.

С помощью меню «Правка» выполняются операции модификации формулы, выделения и работы с буфером обмена (Рисунок 119).

Рисунок 119 – Меню «Правка»

o «Отменить» – отменить последнее действие пользователя.

o «Повторить» – вернуть отмененное действие.

o «Отменить изменения» вернуть состояние формулы на момент открытия или последнего сохранения.

o «Вырезать» – вырезать выделенные блоки и скопировать их в буфер обмена. В дальнейшем эти блоки, как содержимое буфера, можно поместить в положение курсора командой «Вставить».

o «Копировать» – операция копирования блока в буфер.

o «Вставить» – операция вставки блока из буфера в место курсора.

o «Выделить всё» – выделить всю формулу.

o «Редактор XML-кода» – редактор MathML-кода формулы.

o «Рисовать обводку» (флажок) – операция вставки блока из буфера в место курсора.

С помощью меню «Формат» осуществляется изменение формата отображения формулы (Рисунок 120).

Рисунок 120 – Меню «Формат»

o «Жирный» (флажок) – жирное начертание символов блока.

o «Курсив» (флажок) – курсивное начертание символов блока.

o «Шрифт» (раскрывающийся список) – список доступных шрифтов для блока формулы:

- Sans, системный;

- Serif, системный;

- Typewriter, системный;

- Times New Roman;

- Courier New;

- Arial;

- другие шрифты можно ввести в режиме редактирования MathML-кода, но в таком случае не гарантируется их правильное отображение на некоторых компьютерах.

o «Цвет» (палитра цветов) – список из 16 основных веб-цветов для оформления цвета блока формулы.

o «Размер шрифта» (поле ввода) – размер символов блока в пунктах (от 1 до 39).

o «Сбросить формат» – вернуть стандартное оформление блока (размер шрифта: 14 пт., шрифт: Sans, цвет: черный).

Меню справки «?» содержит следующие пункты (Рисунок 121):

Рисунок 121 – Меню «?»

o «Основные действия» – основная справка о программе.

o «Горячие клавиши» – полезные сочетания клавиш.

o «О программе» – информация о программе и авторе.

Рядом с главным меню, на главной панели содержатся следующие кнопки:

o Кнопка отмены последнего действия (ctrl + Z).

o Кнопка повтора отмененного действия (ctrl + Y).

o Быстрое закрытие редактора с сохранением состояния формулы.

o Закрыть редактор с выводом окна выбора нужного действия (Esc):

- закрыть с сохранением;

- закрыть без сохранения;

- продолжить работу с редактором.

Панель инструментов математических элементов представляет собой панель с кнопками, по нажатию которых выпадает меню (Рисунок 122).

Рисунок 122 – Панель инструментов математических элементов

В каждом меню находится группа однотипных элементов, всего групп 20. Значения групп для кнопок:

1) символы отношений;

2) пробелы и многоточия;

3) надстрочные знаки;

4) операторы;

5) стрелки;

6) логические символы;

7) символы теории множеств;

8) разные символы;

9) греческие буквы (строчные);

10) греческие буквы (прописные);

11) шаблоны скобок;

12) шаблоны дробей и радикалов;

13) шаблоны верхних и нижних символов;

14) шаблоны сумм;

15) шаблоны интегралов;

16) шаблоны надчеркивания и подчеркивания;

17) шаблоны стрелок с текстом;

18) шаблоны произведений и символов теории множеств;

19) шаблоны матриц;

20) кириллические символы (прописные и строчные).

Пример работы с панелью инструментов математических элементов можно увидеть на рисунке 123.

Рисунок 123 – Пример работы с панелью инструментов

Диалог выбора размера матрицы вызывается при вставке матрицы произвольного размера (Рисунок 124). Текстовые поля для ввода размерности имеют защиту от ввода данных неправильного формата.

Рисунок 124 – Диалог вставки матрицы произвольного размера

Диалог « О программе » отображает сведения о системе (логотип и название), а также разработчике программы (Рисунок 125).

 

Рисунок 125 – Диалог «О программе»

Окно редактирования MathML представляет собой окно с текстом формулы и кнопками («Сохранить и выйти» и «Выйти без сохранения»). Значение кнопок выводятся во всплывающих подсказках. Окно редактирования MathML позволяет пользователю вставлять заранее подготовленный MathML-код или сохранять набранную в редакторе формулу в стороннем редакторе (Рисунок 126).

Рисунок 126 – Окно редактора MathML-кода

« Сохранить и выйти » применяет изменения кода формулы и возвращается в WYSIWYG-редактор. Если отредактированный код содержит ошибки, о них будет выведено в строке статуса программы и выход с сохранением не будет разрешён.

« Выйти без сохранения » – выход из редактора кода без сохранения.


[1] при создании теста, по умолчанию создается одна тема с названием « Тема » , название которой можно в последствие изменить

[2] при создании теста, по умолчанию создается одна дидактическая единица с порядковым номером «1». Однако информация о ней не отображается, пока не будет добавлена как минимум еще одна дидактическая единица. Это сделано для минимизации отображения информации на одной странице