Φιλοσοφία (Философские упражнения) — Контрольно-измерительные материалы

Оглавление / Contents

  • Виды контрольно-измерительных материалов
  • Правила аттестации обучающихся по учебной дисциплине
  • Контрольная работа по дисциплине "Философия"
  • Паспорт экзамена / зачёта

Среди контрольно-измерительных материалов по курсу дисциплины в ЭУМК представлены 

  • Итоговые контролирующие мероприятия:

1. Контрольная работа по курсу в форме теста DiSpace с открытым ответом, оцениваемым преподавателем.

2. Вопросы билетов экзамена / зачёта.

  • Текущие формы самоконтроля: 

1. Итоговый тест DiSpace по модулям курса для самопроверки, оцениваемый автоматически. 

2. Рабочая тетрадь по курсу "Философия", заполняемая студентом самостоятельно. 

Для аттестации обучающихся по дисциплине используется балльно-рейтинговая система (БРС), позволяющая выставлять оценки по традиционной шкале и 15-уровневой ECTS. Краткая информация о БРС приведена в таблицах. 

 

Оцениваемые виды деятельности обучающихся Мин.балл Макс. балл
Работа на практических занятиях 30 60
Контрольная работа 10 20
Зачёт 10 20

 

 

Оцениваемые виды деятельности обучающихся Мин.балл Макс. балл
Работа на практических занятиях 20 40
Контрольная работа 10 20
Экзамен 20 40

 

Контрольная работа проводится по темам курса, включает 2 задания. Выполняется письменно в форме эссе в тесте DiSpace с открытым ответом.

Цель контрольной работы по курсу «Философия» заключается в укреплении и углублении знаний, полученных при самостоятельном изучении материала, а также на семинарских занятиях. Основная задача контрольной работы – пробудить у студентов интерес к расширению своего мировоззренческого кругозора, углублению знаний и повышению культуры мышления.

Положительная оценка за контрольную работу является основанием для допуска студента к сдаче экзамена / зачёта по философии.

Два задания выбираются из данного списка случайным образом

Список тем заданий:

  1. Философия как мировоззрение
  2. Наука и религия
  3. Брахманизм и буддизм
  4. Конфуцианство и даосизм
  5. Учение об устройстве мира в античной философии
  6. Искусство быть счастливым в представлении античных философов
  7. Философские проблемы христианства
  8. Предпосылки научного знания в эпоху Возрождения и Новое время
  9. Идеализм и материализм Нового времени
  10. Коперниканский переворот в философии И. Канта
  11. А. Шопенгауэр и буддизм
  12. Экзистенциалы человеческого бытия
  13. Проблема смысла жизни
  14. Сущность и существование
  15. Реальное и виртуальное
  16. Эволюция философских представлений о материи
  17. Рационализм и эмпиризм
  18. Способы обоснования научного знания
  19. Философская проблематика искусственного интеллекта
  20. Философия творчества
  21. Свобода и детерминированность человеческого бытия
  22. Природа добра и зла
  23. Игра как культурный феномен
  24. Личность и государство

Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и самим студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем).

В отличие от реферата, эссе - это:

- сочинение небольшого объема (от 250 до 350 слов),

- написанное на конкретную тему (труд, посвященный анализу широкого круга проблем, не может быть выполнен в жанре эссе); - свободной композиции (в студенческом эссе не требуется такого раздела, как «оглавление» с четким перечислением глав и параграфов в силу небольшого объема работы);

- выражающее индивидуальные впечатления и соображения студента по конкретному вопросу;

- эссе не претендует на исчерпывающее раскрытие темы и представляет всего лишь попытку студента передать свои собственные взгляды на проблему и соображения с нею связанные.

Основные типы эссе по дисциплине «философия».

Эссе по философии можно писать:

1) как размышление на определенную тему или по поводу высказывания (афоризма) какого-либо философа;

2) как рецензию на прочитанную философскую книгу (или фрагмент текста произведения – главу, параграф и пр.).

Каждый из этих видов эссе имеет свою специфику, как в процессе подготовки, так и непосредственно в написании. Поэтому, прежде, чем приступить к работе по написанию эссе, студенту следует ознакомиться с данными указаниями и понять, какой именно тип эссе ему ближе, доступнее, интереснее, и позволит в максимальной степени проявить свои творческие способности.

Необходимо помнить о том, что эссе по философии – это учебная работа, в которой для анализа проблемы обязательно должны быть использованы изученные философские концепции и основные философские категории.

Студентам можно порекомендовать следующие этапы работы по написанию эссе как размышление над проблемой:

1) Необходимо уяснить суть вопроса, который вы намереваетесь рассмотреть в своей работе и четко определить свою позицию в этом вопросе.

2) Найти в литературе или сформулировать самому иные, в том числе - альтернативные точки зрения по рассматриваемой проблеме.

3) Изучить дополнительную литературу с целью подбора примеров и цитат, которые помогут аргументировано обосновать свою точку зрения и критически проанализировать взгляды, не совпадающие с вашей позицией; здесь можно использовать не только тексты философских произведений, но и литературные источники, материалы из средств массовой информации, конспекты лекций, дискуссии на семинарских занятиях и т.п.;

4) В заключении не забыть сформулировать вывод, обобщающий свою точку зрения.

Эссе начинается с изложения того, как студент сам понимает сущность поставленной в работе проблемы и с обоснования выбора именно этой темы, 6 то есть с ответов на вопросы «о чем?» и «почему?» (Это, по сути, и есть «введение»).

Следующий раздел – основная часть, посвященная анализу главной проблемы, занимает большую часть объема эссе. Студентам необходимо помнить, что выполняемая ими работа не может быть механической компиляцией чужих идей и цитат. Цитаты бывают необходимы для подтверждения той или иной точки зрения, но не следует злоупотреблять их количеством и использовать слишком громоздкие цитаты. Если цитаты используются, то внизу страницы на них делаются сноски; нумерация сносок постраничная. Основную часть эссе должен составлять самостоятельно написанный текст, выражающий личное мнение, субъективную позицию студента – автора эссе.

Заключительная часть работы (по объему практически совпадает с введением) должна содержать обобщения и аргументированные выводы по теме эссе, причем здесь допустимы повторы идей и положений, высказанных в основной части. Главное назначение этого раздела – дать понять преподавателю (или любому другому читателю этого эссе), к каким выводам и почему в итоге пришел студент.

Критерии оценки

Письменный ответ студента на каждое задание контрольной работы в форме эссе обязательно проверяется на плагиат (допустимым процентом оригинальности считается 80% и выше; работы с меньшим процентом оригинальности не оцениваются, о чём студент оповещается преподавателем), а затем оценивается в соответствии с приведенными ниже критериями.

Контрольная работа считается невыполненной, если уровень выполнения работ не отвечает большинству основных требований, теоретическое содержание курса освоено частично, пробелы могут носить существенный характер, необходимые практические навыки  работы  с  освоенным  материалом  сформированы  недостаточно, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий не выполнены или выполнены с существенными ошибками. Оценка составляет 0-49 баллов.

Работа выполнена на пороговом уровне, если Уровень выполнения работ отвечает большинству основных требований, теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. Оценка составляет 50-72 баллов.

Работа выполнена на базовом уровне, если уровень выполнения работ отвечает всем основным требованиям, теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки. Оценка составляет 73-86 баллов.

Работа считается выполненной на продвинутом уровне, если уровень выполнения работ отвечает всем требованиям, теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному. Оценка составляет 87-100 баллов.

Баллы за контрольную работу учитываются в общей оценке по дисциплине с коэффициентом 0,2, в соответствии с правилами балльно-рейтинговой системы, приведенными в рабочей программе дисциплины.

В общей оценке по дисциплине баллы за контрольную работу учитываются в соответствии с правилами балльно-рейтинговой системы, приведенными в рабочей программе дисциплины.

 

Пример варианта контрольной работы

Вопрос 1. Как вы понимаете философию в качестве мировоззрения?

Вопрос 2. Приведите аргументы в пользу идеалистической и материалистической онтологии.

Экзамен / зачет проводится в устной форме, по билетам.

Билет формируется по следующему правилу: первый вопрос выбирается из диапазона вопросов 1-24, второй вопрос из диапазона вопросов 25-48 (список вопросов приведен  ниже).  В  ходе экзамена преподаватель вправе задавать студенту дополнительные вопросы из общего перечня (п. 4).

 

Форма билета

Билет № __ к экзамену / зачету по дисциплине «Философия»

Вопрос 1. Предпосылки философского знания в Древней Греции. Милетская школа.

Вопрос 2. Экзистенциализм (С. Кьеркегор, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю).

 

Критерии оценки

  • Ответ на билет (тест) для зачета считается неудовлетворительным, если студент при ответе на вопросы не дает определений основных понятий, не способен показать  причинно-следственные связи явлений, оценка составляет 0-49 баллов.
  • Ответ на билет (тест) для зачета засчитывается на пороговом уровне, если студент при ответе на вопросы дает определение основных понятий, может показать причинно-следственные связи явлений, оценка составляет 50-72 баллов.
  • Ответ на билет (тест) для зачета билет засчитывается на базовом уровне, если студент  при ответе на вопросы формулирует основные понятия, законы, дает характеристику процессов, явлений, проводит анализ причин, условий, может представить качественные характеристики процессов, оценка составляет 73-86 баллов.
  • Ответ на билет (тест) для зачета билет засчитывается на продвинутом уровне, если студент при ответе на вопросы проводит сравнительный анализ подходов, проводит комплексный анализ, выявляет проблемы, предлагает механизмы решения, способен представить количественные характеристики определенных процессов, приводит конкретные примеры из практики, оценка составляет 87-100 баллов.

 

Баллы за зачет учитываются в общей оценке по дисциплине с коэффициентом 0,2 в соответствии с правилами балльно-рейтинговой системы, приведенными в рабочей программе дисциплины.

Шкала оценки

Экзамен / зачет считается сданным, если сумма баллов по всем заданиям билета оставляет не менее 50 баллов (из 100 возможных). В общей оценке по дисциплине баллы за зачет учитываются в соответствии с правилами балльно-рейтинговой системы, приведенными в рабочей программе дисциплины.

 

Вопросы к экзамену / зачету по дисциплине «Философия»

 

  1. Место философии в познании человеком мира и себя самого [Мировоззрение как предмет философии. Философия как форма мировоззрения. Уровни мировоззрения. Содержание мировоззрения. Формы мировоззрения. Взаимосвязь философии с мифологией, религией, искусством и наукой].
  2. Основные характеристики философского знания [Предмет философии. Структура философского знания. Основные аспекты философского знания. Основные методы философии (метафизический, диалектический, феноменологический, герменевтический). Функции философии].
  3. Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки [Осевое время по К. Ясперсу. Соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира - древнекитайского, древнеиндийского и европейского. Формирование восточного и западного стилей философствования].
  4. Основные школы и направления древнеиндийской философии [Ортодоксальные (веданта, йога, ньяя, вайшешика, санхья, миманса) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм)].
  5. Основные школы и направления древнекитайской философии [Даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, школа имен].
  6. Античная философия до Сократа [Милетская школа. Элеатская школа. Гераклит. Эмпедокл. Анаксагор. Пифагореизм. Античный атомизм].
  7. Античная философия после Сократа [Софисты. Сократ. Платон. Аристотель].
  8. Философия эллинизма [Кинизм. Эпикуреизм. Стоицизм. Античный скептицизм. Неоплатонизм].
  9. Христианская философия в Средние века [Апологетика (Тертуллиан), патристика (Аврелий Августин), схоластика (Боэций, Альберт Великий). Классическая философия средневековья (Фома Аквинский). Философская мысль в Византии (Иоанн Дамаскин). Средневековая мистика (Бонавентура, Майстер Экхарт)].
  10. Основные философские проблемы средневековой философии [Божественное предопределение и свобода человека, теодицея, соотношение разума и веры, взаимодействие души и тела, сущность и существование, сотворенное и вечное, проблема доказательства бытия Бога, проблема универсалий (реализм и номинализм). Сотериология в средневековой философии].
  11. Основы гуманизма эпохи Возрождения [Секуляризация общественного сознания, антропоцентризм, антиаскетизм, гедонизм, плюрализм, индивидуализм].
  12. Философия эпохи Возрождения [Религиозный и натурфилософский пантеизм (Н. Кузанский, Д. Бруно). Социальная философия эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Компанелла). Политическая философия эпохи Возрождения (Н. Макиавелли). Философия Реформации в эпоху Возрождения (М. Лютер, Ж. Кальвин)].
  13. Предпосылки научного знания в эпоху Возрождения [Л. да Винчи, Б. Телезио, Н. Коперник. Научная революция ХVII века и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем].
  14. Философия Нового времени [Рационализм эпохи Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза). Сенсуализм эпохи Нового времени (Д. Локк, Д. Юм). Эмпиризм эпохи Нового времени (Ф. Бэкон). Идеализм эпохи Нового времени (Г. Лейбниц, Д. Беркли). Материализм эпохи Нового времени (П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеций)].
  15. Формирование научной картины мира в эпоху Нового времени [Т. Браге, И. Кеплер, Г. Галилей, И. Ньютон, Х. Гюйгенс].
  16. Немецкая классическая философия [Трансцендентализм И. Канта. Объективный идеализм и диалектический метод Г. Гегеля. Материализм Л. Фейербаха].
  17. Философия марксизма [К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин].
  18. Философия жизни [А. Шопенгауэр, Ф. Ницше].
  19. Позитивизм [Естественнонаучный агностицизм (И. Мюллер, Г. Гельмгольц, К. Поирсон). Первый позитивизм (О. Конт, Д. Милль, Г. Спенсер). Эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус). Конвенционализм (П. Дюгем, А. Пуанкаре). Неопозитивизм и аналитическая философия (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, венский кружок)].
  20. Экзистенциализм [С. Кьеркегор, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю].
  21. Фрейдизм и неофрейдизм [З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм].
  22. Феноменология [Ф. Брентано, Э. Гуссерль].
  23. Герменевтика [Г.-Х. Гадамер, П. Рикер].
  24. Постмодернизм [Ж. Лакан, Ж. Деррида, М. Фуко].
  25. Формирование и особенности русской философии [Практически-нравственная и художественно-образная ориентация русской философии. Возникновение русской философии (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев). Просветительская мысль в России (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы)].
  26. Направления и акценты русской философии [Русская религиозная философия (К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков). Критика рационализма, сенсуализма и эмпиризма в русской философии (Л.М. Лопатин, С.Н. Трубецкой). Теория всеединства (А.С. Хомяков, С.Н. Трубецкой, С.Л. Франк)].
  27. Учение о бытии [Бытие, небытие, инобытие. Объективное и субъективное бытие. Основные модусы бытия (реальное, виртуальное, ментальное, идеальное)].
  28. Учение о материи, пространстве и времени [Модели материи (субстратная, субстанциальная, атрибутивная, реляционная, квантовая). Концепции пространства и времени. Основные проблемы философия пространства и времени].
  29. Учение о развитии и эволюции мира [Детерминизм и индетерминизм. Локальность и нелокальность. Самоорганизация материи. Хаос и порядок. Второй закон термодинамики и проблема упорядоченности Вселенной. Синергетика и антиэнтропийные силы].
  30. Познание как отражение действительности [Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Познание и творчество. Понимание и объяснение. Чувственный и рациональный этапы познания. Формы познания (чувственные и рациональные)].
  31. Гносеологические модели и стратегии [Гносеологические модели (объективистская, субъективистская, диалектическая, символическая). Теоретико-познавательные стратегии (рационализм, эмпиризм, сенсуализм, иррационализм, интуитивизм, панлогизм)].
  32. Гносеологические доктрины [Пессимистические доктрины гносеологии (скептицизм, агностицизм). Оптимистические доктрины гносеологии (имманентистские, платонические, теологические, трансценденталистские, реалистические, праксиологические)].
  33. Учение об истине [Критерии истинности (корреспондентный, когерентный, прагматический, конвенциональный, авторитарный). Структура истины (форма и содержание). Субъективные аспекты истины (диспозиционный, мотивационный, социокультурный). Объективные аспекты истины (бытийный, аксиологический, праксиологический)].
  34. Уровни и формы научного познания [Уровни научного познания (эмпирический и теоретический). Формы научного познания (факт, гипотеза, закон, принцип, теория)].
  35. Методы научного исследования [Эмпирические методы исследования. Теоретические методы исследования].
  36. Концепции развития научного знания [К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд].
  37. Проблемы бытия сознания [Сознание, его происхождение и сущность. Сознание как субстанция, атрибут, модус. Свойства сознания. Топографическая структура сознания (сознательное, предсознательное, бессознательное, сверхсознательное). Проблема искусственного интеллекта. Сознание, самосознание и личность. Свобода воли человека. Сознание и его значение для человеческой практики].
  38. Основные философские теории сознания [Идеалистические (Д. Беркли, Г. Гегель), дуалистические (Р. Декарт, Н. Мальбранш, А. Гейлинкс), интеракционистские (Д. Экклз, К. Поппер), модульные (Д. Фодор, С. Пинкер, Н. Хомский), функционалистские (Х. Патнэм, Д. Деннет), натуралистские (Д. Серл), материалистические (Д. Льюис, Д. Армстронг), эпифеноменалистские (Д. Чалмерс)].
  39. Философская антропология [Объективистские (природно-объективная, идеально-заданная, социологическая) и субъективистские концепции человека (психоаналитическая, экзистенциальная). Основные философские концепции сущности человеческого бытия (комоцентризм, логоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, натуроцентризм, онтоцентризм). Теории антропогенеза (эволюционизм, креационизм)].
  40. Особенности бытия человека [Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Специфика человеческой деятельности. Человек как духовное существо. Духовность и бездуховность. Смысл жизни. Судьба и свобода. Социальная сущность человека. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Асимптоты человеческого существования. Социализация личности].
  41. Философия культуры [Культура как сущность социума. Ноосфера как способ жизнедеятельности социума. Цивилизация как этап в развитии социума].
  42. Аксиология [Ценности как элементы культуры. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей (философский аспект). Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма].
  43. Этика [Мораль и нравственность: общее и особенное. Иерархия морально-нравственных ценностей. Ценностная характеристика добра и зла. Проблема формирования или обновления нравственных ценностей. Этические и эстетические ценности].
  44. Определение и предмет социальной философии [Типы общества. Социальная структура общества. Политическая жизнь общества. Экономическая жизнь общества. Духовная жизнь общества].
  45. Общество как саморазвивающаяся система [Гражданское общество и государство. Аналитические и синтетические концепции цивилизаций. Проблемы кризиса, распада, взлета и упадка цивилизаций].
  46. Движущие силы общественной жизни [Общественное сознание. Цели социального развития. Логика истории и ее смысл. Понятия прогресса и регресса. Проблема типологизации исторического процесса (О. Шпенглер, К. Маркс, А. Тойнби, М. Вебер). Теории социального прогресса (Д. Вико, Ж. Кондорсе, Ж.-Ж. Руссо). Человек в историческом процессе].
  47. Философия глобальных проблем человечества [Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Перспективы ноосферной цивилизации. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем].
  48. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего [Человечество перед историческим выбором. Коэволюционные сценарии будущего.  Концепция устойчивого развития. Методология прогнозирования будущего в общественном развитии.  Научно-технические революции и альтернативы будущего].