Тема семинара:
Введение в глобальные проблемы человечества
Виды работ:
1) Знакомство, представление курса.
2) Мозговой штурм по составлению списка глобальных проблем человечества в небольших группах. Обсуждение и обоснование своего выбора (коллективная работа).
3) Предложение путей решения проблем.
Темы семинара:
1. Мировоззрение как предмет философии.
2. Предмет философии и специфика философского знания.
3. Зарождение философской мысли, ее культурно-исторические предпосылки.
Виды работ:
1) Мысленный эксперимент «Машина по производству личного опыта»
Автор: Американский философ Роберт Нозик (книга «Anarchy, State, and Utopia», 1974)
Описание:
Предположим, что существует машина ощущений, которая может передать вам любой ощущение, которое вы бы ни желали. Великолепный нейропсихолог может стимулировать ваш мозг таким образом, что вы будете думать и чувствовать будто, что вы написали большой роман, или это сделал друг, или вы прочитали интересную книгу. Все это время вы бы лежали в каком-то резервуаре с электродами, прикрепленными к вашему мозгу. Конечно, в то время как вы будете находиться в резервуаре, вы не будете знать, что вы в нем находитесь. Вы будете думать, что все это происходит на самом деле…
Вопрос: Согласитесь ли вы подключиться к такой машине на всю свою жизнь, предварительно запрограммировав по своему вкусу все события, которые должны с вами произойти?
Обсуждение в парах, голосование и групповая дискуссии.
2) Обсуждение примеров произведений мировой культуры, поднимающих философские проблемы. Индивидуальные выступления, групповая дискуссия.
3) Игра "Своя игра" на тему первой лекции.
4) Дискуссия на тему "Что могло служить предпосылками зарождения философской мысли?"
Темы семинара:
1. Восточная философия.
2. Античная философия. Предпосылки философского знания в Древней Греции.
Виды работ:
1) Мысленный эксперимент «Корабль Тесея»
Автор: Плутарх, 1 в. н.э.
Описание:
После того как Тесей убил минотавра на Крите и вернулся в Афины, его корабль был выставлен афинянами на всеобщее обозрение, но также он совершал священные посольства. По мере функционирования, его части изнашивались, и их меняли.
Вопрос: Если постепенно заменить все части корабля на новые, будет ли полученный корабль тем же самым кораблём, или это будет уже новый объект?
Обсуждение в парах, голосование и групповая дискуссии.
2) Медленное чтение и обсуждение избранных преподавателем фрагментов сочинений философов Востока, Античности, Средневековья и Возрождения.
3) Конкурс на лучший силлогизм.
Темы семинара:
1. Средневековая философия.
2. Философия эпохи Возрождения.
3. Философия Нового Времени.
4. Философия эпохи Классицизма.
Виды работ:
1) Мысленный эксперимент "Загадка слепого"
Этот мысленный эксперимент родился в споре между философами Джоном Локком и Уильямом Молинье.
Описание: Представьте слепого с рождения человека, который знает, чем на ощупь отличается шар от куба.
Вопрос: Если он внезапно прозреет, сможет ли он визуально отличить эти предметы?
Обсуждение в парах, голосование и групповая дискуссии.
2) Медленное чтение и обсуждение избранных преподавателем по результатам студенческого голосования фрагментов сочинений философов Нового Времени, немецкого Классицизма и русских философов.
3) Прохождение теста "Какой из Вас философ?" с последующим обсуждением результатов.
4) Расшифровка символов философских течений и концепций на минималистских постерах (см. фото).
5) Домашнее задание (участие добровольное): подготовить для внутригруппового конкурса на агитационную программу философских течений и концепций с использованием слоганов, лозунгов, обещаний и визуализацией.
Темы семинара:
1. Современная философия.
2. Русская философия.
3. Учение о бытии.
4. Учение о развитии.
Виды работ:
1) Мысленный эксперимент «Парадокс убитого дедушки»
Автор: Рене Баржавель, 1943 г.
Описание:
Человек с помощью машины времени отправился назад в прошлое, где убил своего биологического деда до того, как последний встретил бабушку путешественника. Результат предполагает, что один из родителей путешественника, а, как следствие, и сам путешественник, никогда бы не были рождены.
Вопрос: Каким образом в таком случае он мог совершить путешествие во времени в принципе, раз его не должно быть на свете?
Обсуждение в парах, голосование и групповая дискуссии.
2) Ролевая игра: спор между материалистами, идеалистами и дуалистами.
3) Голосование за лучшую агитационную программу философского течения (концепции).
4) Обсуждение назревших вопросов по теме семинара.
Темы семинара:
1. Теория познания.
2. Научное познание.
3. Сознание, его происхождение и сущность.
4. Теории сознания.
Виды работ:
1) Мысленный эксперимент «Космическая разбойница Молли».
Описание:
Представьте себе отдалённое будущее, в котором есть космическая разбойница Молли. Ужасные злодеяния позволили ей накопить баснословные сокровища, которые хранятся в только ей одной известном месте. Спасаясь от правосудия, она зашла в трансформаторную машину, которая скопировала и сохранила каждое психологическое качество разбойницы, после чего уничтожила её тело. Машина так настроена, что через тысячу лет она конфигурирует новое тело с теми же психологическими качествами, что и у Молли. «Новая» Молли знает всё то, что и «старая», а, соответственно, находит спрятанные сокровища.
Вопрос: Ответственна ли «новая» Молли за преступления её предшественницы?
Обсуждение в парах, голосование и групповая дискуссии.
2) Дебаты на тему "Искусственный интеллект vs. естественный интеллект". Участники делятся на две группы. В одной команде обсуждаются те свойства человеческого сознания, которые ИИ может копировать. В другой команде акцент на тех свойствах человеческого сознания, которые ему недоступны. Команды представляют свои точки зрения, затем дебатируют на тему возможности создания ИИ аналогичного естественному интеллекту человека.
3) Обсуждение назревших вопросов по теме семинара.
Темы семинара:
1. Философские концепции человека.
2.. Сущность человеческого бытия.
3. Социокультурное бытие человека.
4. Учение о ценностях.
Виды работ:
1) Мысленный эксперимент «Проблема вагонетки»
Автор: Филиппа Фут (1967 г.)
Описание:
Тяжёлая неуправляемая вагонетка несётся по рельсам. На пути её следования находятся пять человек, привязанные к рельсам сумасшедшим философом. К счастью, вы можете переключить стрелку — и тогда вагонетка поедет по другому, запасному пути. К несчастью, на запасном пути находится один человек, также привязанный к рельсам.
Вопрос: Каковы ваши действия?
Обсуждение в парах, голосование и групповая дискуссии.
2) Групповые презентации студентов на тему "Человековедение. Краткий курс для инопланетян". Студентам заранее даётся задание предположить, какие способы познания необходимо использовать для изучения человека, а также попытаться дать определение человека, его сущностных и акцидентальных качеств. Студенты могут работать индивидуально, а парах и тройках. Результаты представить в слайдах презентации и озвучить.
3) Обсуждение назревших вопросов по теме семинара.
Темы семинара:
1. Определение и предмет социальной философии.
2. Общественное сознание.
Виды работ:
1) Мысленный эксперимент «Занавес неведения»
Автор: Американский философ Джон Ролз (книга «A Theory of Justice», 1971)
Описание:
Представим некую группу людей, которая должна определить принципы социальной жизни, в соответствии с которыми они будут жить. Благодаря действию «занавеса неведения», каждый из этих людей не знает своё место в обществе, своё классовое положение и социальный статус. Никто из них не знает своей удачи в распределении естественных дарований и способностей, уровня своих умственных способностей, частностей своего рационального плана жизни и даже специфических особенностей собственной психологии, таких как склонность к риску или предрасположенность к пессимизму или оптимизму. Таким образом, в силу действия «занавеса неведения» никто из группы не в состоянии кроить принципы социальной жизни для получения преимуществ в свою личную пользу.
Вопрос: Какую концепцию социальной справедливости выберут люди, позиция которых не детерминирована их своекорыстными интересами?
Обсуждение в парах, голосование и групповая дискуссии.
2) Ролевая игра на тему "Лучшая форма государственного устройства". Изучите отрывки "Политики" Аристотеля. Представьте своё видение лучшей формы государственного устройства. Подчеркните преимущества и выделите ведущие ценности в обществе, управляемом данным образом. Для всех ли народов подойдёт эта форма правления?
3) Обсуждение назревших вопросов по теме семинара.
Темы семинара:
1. Основные направления современной философии.
2. Философия глобальных проблем человечества.
Виды работ:
1) Презентации студентов (в парах или малых группах) на тему "Будущий миропорядок" с философской оценкой предлагаемых сценариев (см. фото).
2) Голосование за лучший сценарий будущего.
3) Обсуждение назревших вопросов по теме семинара.