Безопасность в ЧС — Нормативно-правовое регулирование в области ГО и ЧС

lock
Доступ ограничен

Скачивание файлов курса закрыто паролем

Нормативные правовые акты и основные задачи по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

1. Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации.  Принята народом России 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года.  Основные положения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах: Статья 42  Каждый имеет право на благоприятную, окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу;   Обязанность государства осуществлять защиту населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или в следствии этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

2. Концепции национальной безопасности, утвержденные указом президента РФ от  10.01.2000г №24. Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

3. Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом 28-ФЗ «О гражданской обороне», другими федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы гражданской обороны. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, то применяются правила международного договора (ст. 3).

4. Правовое регулирование в области защиты от ЧС осуществляется в соответствии с Федеральным законом 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другими федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы гражданской обороны.

№28-ФЗ  Федеральный закон Российской Федерации от 12.02.98 г. № 28-ФЗ (в редакции закона от 30.12.2015 № 448-ФЗ) «О гражданской обороне»  - Настоящий Федеральный закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны. 

Статья 2. Задачи в области ГО и защиты населения  Основными задачами в области ГО являются: ... подготовка населения в области гражданской обороны.

Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации: ... определяет порядок подготовки населения в области ГО.

Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны:

1. Органы исполнительной власти субъектов РФ: ... организуют подготовку населения в области гражданской обороны.

2. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: ... проводят подготовку населения в области гражданской обороны.

Статья 9. Полномочия организаций в области ГО  

1. Организации, в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны.

 2. Организации, отнесенные в установленном порядке  к категориям по гражданской обороне  создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Статья 10. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны  …граждане РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ проходят подготовку в области ГО.

№68-ФЗ  Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.94 г. № 68-ФЗ (в редакции закона от 30.12.2015 № 448-ФЗ)  «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций.

 Действия настоящего закона распространяются на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС 

1. Органы государственной власти субъектов РФ:

... б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, а также подготовку населения в области защиты от ЧС.

2. Органы местного самоуправления самостоятельно:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, а также подготовку населения в области защиты от ЧС.

Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС

Граждане Российской Федерации обязаны:

... изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыками в указанной области.

Статья 20. Подготовка населения в области защиты от ЧС

 Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по месту жительства, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.

5. №69-ФЗ  Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.94 г. № 69-ФЗ (в редакции закона от 30.12.2015  № 448-ФЗ)   «О пожарной безопасности»

Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует
в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности 

... проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности

Статья 18. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности

... организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности

Статья 24. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности

... обучение населения мерам пожарной безопасности.

Статья 25. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности

Противопожарная пропаганда осуществляется через средства массой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, проведения тематических выставок, смотров, конференций и использования других незапрещенных законодательством РФ форм информирования населения.

 Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, органы местного самоуправления и организации.

 Обучение мерам пож. безопасности работников организаций проводится по программам противопожарного инструктажа и (или) пожарно-технического минимума.

Порядок, виды, сроки обучения работников организаций по мерам пож. безопасности, а также требования к содержанию программ профессионального обучения, порядок их утверждения и согласования определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

 В зависимости от вида реализуемой программы обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится непосредственно по месту работы и (или) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

 В образовательных организациях проводится обязательное обучение обучающихся мерам пожарной безопасности.

6. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" (с изменениями и дополнениями). Настоящий Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации.

7. Федеральный закон "Об обороне" от 31.05.1996 N 61-ФЗ. Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

8. Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ. Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

9. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении". 

10. Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".  В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в целях реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах постановляю: 

1. Утвердить Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

- МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

- МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы, федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба), спасательные воинские формирования МЧС России (далее - спасательные воинские формирования), Государственную инспекцию по маломерным судам МЧС России (далее - Государственная инспекция по маломерным судам), аварийно-спасательные и поисково-спасательные формированиявоенизированные горноспасательные части, образовательные, научные, медицинские, санаторно-курортные и иные организации, находящиеся в ведении МЧС России, а также через представителей МЧС России в составе дипломатических представительств Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях. Для решения гуманитарных задач за пределами Российской Федерации из части сил системы МЧС России создается российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

- МЧС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

- МЧС России обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере своей деятельности, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

- МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

2. Установить, что в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входят:

центральный аппарат;

территориальные органы - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъектам Российской Федерации;

федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы;

спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части, образовательные, научные, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

11. Постановления Правительства Российской Федерации

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 (в ред. ПП РФ от 19.04.2017г. № 470) «Об утверждении Положения об организации обучения населения
в области гражданской обороны»

Определяет:

-основные задачи обучения населения по гражданской обороне;

-соответствующие функции ФОИВ и ОИВ субъектов РФ, органов МСУ и организаций;

-виды обучения.

Постановление Правительства Российской Федерации  от 4 сентября 2003 г. № 547 (в ред. ПП РФ от 9.04. 2015г. № 332)  «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Определяет:

-группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от ЧС;

-основные задачи подготовки защите от ЧС;

-основные формы обучения населения действиям в ЧС.

Постановление Правительства РФ № 227 от 16.03 2000 г.   «О возмещении  расходов на подготовку  и проведение мероприятий по ГО»

Устанавливает, что расходы на подготовку и проведение мероприятий по ГО, понесенные органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления
и организациями независимо от формы собственности возмещаются при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа за счет средств, предусмотренных на эти цели. Расходы понесенные ОИВ субъектов РФ и ОМСУ на проведение мероприятий по заказу ФОИВ, возмещаются этими органами в соответствии
с условиями заключенных договоров (контрактов) за счет предусмотренных им на эти цели средств федерального бюджета и внебюджетных средств.

 Расходы, возмещение которых выше финансируются:

1) бюджетными организациями – в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений;

2) организациями в размерах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление ГО – путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).

12. Приказы МЧС РФ

Приказ МЧС России  от 19 января 2004 г. № 19 «Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку  или повышение квалификации в образовательных учреждениях МЧС России, в образовательных учреждениях ДПО ФОИВ и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне  и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований»

 Приказ МЧС России от 13 ноября 2006 г. № 646 «Об утверждении Перечня должностных лиц и работников ГО, проходящих переподготовку  или повышение квалификации в образовательных учреждениях МЧС России, в образовательных учреждениях ДПО  ФОИВ и организаций, в учебно-методических центрах  по гражданской обороне  и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований».

БЕЗОПАСНОСТЬ - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз /ФЗ «О безопасности» от 5 марта1992г№2446-1/

ОПАСНОСТЬ - ситуация (в природе или техносфере), в которой возможно возникновение явлений или процессов, способных поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушительно действовать на окружающую человека среду /МАГАТЭ/

Угроза состояние негативного изменения характеристик  (признаков и факторов) опасности,  определяемых величиной и динамикой качественно-количественного развития  контролируемых  процессов.

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей возникающих при военных конфликтах или в следствии этих конфликтов, также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (введено ст. 1 закона № 28-ФЗ «О гражданской обороне»).

 ВОЕННЫЙ КОНФЛИКТ - форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооруженного противоборства включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты).

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ - ЭТО ОБСТАНОВКА НА ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ, СЛОЖИВШАЯСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ, ОПАСНОГО ПРИРОДНОГО ЯВЛЕНИЯ, КАТАСТРОФЫ, СТИХИЙНОГО ИЛИ ИНОГО БЕДСТВИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПОВЛЕЧЬ ИЛИ ПОВЛЕКЛИ ЗА СОБОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВЫ, УЩЕРБ ЗДОРОВЬЮ ЛЮДЕЙ ИЛИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ, ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТЕРИ И НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ.

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ - есть угроза реализации, либо результат реализации опасности /В. Маршалл «Основные опасности химических производств»/ 

ЧС –  это нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или определенной территории (акватории), вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологичес­ким бедствием, эпидемией, эпизоотией (болезнь животных), эпифитотией (поражение растений), применением возможным противником современных средств поражения и приведшее или могущее привести к людским или материальным потерям”.

ИСТОЧНИК ЧС - опасное природное явление, авария, опасное технологическое происшествие, широкое распространение инфекционных болезней людей либо с/х животных, растений,  а также применение современных средств поражения в результате чего произошла или может возникнуть ЧС.   

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ - ЭТО КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ ЗАБЛАГОВРЕМЕННО И НАПРАВЛЕННЫХ НА МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЕ УМЕНЬШЕНИЕ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, А ТАКЖЕ НА СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ, СНИЖЕНИЕ РАЗМЕРОВ УЩЕРБА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТЕРЬ В СЛУЧАЕ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.

ЗОНА ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ - ЭТО ТЕРРИТОРИЯ, НА КОТОРОЙ СЛОЖИЛАСЬ ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружа­ющей природной среде и материальных потерь, а также на ло­кализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Авария – ЧС техногенного характера, происшедшая по конст­руктивным, производственным, технологическим или эксплуа­тационным причинам, либо из-за случайных внешних воздейст­вий, и заключающаяся в повреждении, выходе из строя, разру­шении технических устройств или сооружении.

Авария - 1) разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемый взрыв и (или) выброс опасных веществ; опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей среде. А. может сопровождаться взрывами, пожарами, выбросом (разливом) радиоактивных, химических и биологических веществ, приводящих, собственно, к радиоактивному и химическому загрязнению, биологическому заражению окружающей среды, к радиоактивному облучению (химическому и биологическому поражению) персонала и населения; 2) ситуация (в биосфере или техносфере), в которой могут происходить нежелательные события, вызывающие отклонение состояния здоровья человека и (или) состояния окружающей среды от их среднестатистического значения.

Катастрофа – крупная авария, повлекшая за собой человече­ские жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяже­лые последствия.

Опасное природное явление - событие природного происхождения или состояние элементов природной среды как результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую среду. 

Стихийное бедствие – 1) катастрофа, вызванная природными силами или явлениями; 2) разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление или процесс, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей, необратимые изменения окружающей среды и условий жизни, деятельности населения; 3) разрушительное, как правило, непредотвратимое природное явление (землетрясение, наводнение, тайфун, извержение вулкана, засуха, опустынивание, массовое размножение вредителей и т.п.). 

Экологическое бедствие (экологическая катастрофа) – чрезвы­чайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменени­ем (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономи­ку или геносферу. Экологические бедствия часто сопровождают­ся необратимыми изменениями природной среды. 2) последствия катастрофы, равновесное состояние экологической системы (окружающей среды) на предельно низком энергетическом уровне. (кислотные дожди, загрязнение почвы тяжелыми металлами, деградация почвы, ухудшение качества питьевой воды, смог).

Техногенная катастрофа – это чрезвычайное происшествие, характеризуемое возникновением и развитием неблагоприятного и неуправляемого процесса в техносфере, повлекшего за собой крупные человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение объектов техносферы и значительные повреждения окружающей среды. По тяжести последствий Т.к. стоит выше техногенных отказов, инцидентов и аварий. Т.к. возникают на объектах высокой потенциальной опасности и рисков – в гражданском и оборонном ядерном комплексах, в химических производствах, в металлургии, на транспорте, на уникальных гидротехнических сооружениях, на магистральных нефте-, газо- и продуктопроводах. Т.к. инициируются разрушениями несущих элементов технических систем, утечками взрывопожароопасных веществ, ошибками операторов и персонала, несанкционированными и террористическими воздействиями. Научно-техническая политика снижения техногенных рисков сводится к предупреждению Т.к. и уменьшению масштабов ЧС техногенного характера. Видами Т.к. являются пожары, взрывы, обрушения сооружений, затопления вследствие разрушения гидротехнических сооружений, крушения транспортных средств, нарушения систем жизнеобеспечения, выбросы опасных веществ (радиоактивных, химических, биологических). Источниками Т.к. являются: опасные процессы повреждений и разрушений в технических системах, опасные воздействия окружающей среды (землетрясения, ураганы, оползни, цунами, штормы, ураганы) и антропогенные воздействия (ошибки проектировщиков, операторов, персонала). Одними из трудно предсказуемых источников Т.к. являются террористические воздействия (непосредственное совершение преступления террористического характера в форме взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических и взрывчатых веществ; уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов). Для предупреждения Т.к. в соответствии с федеральным законодательством предусматривается целый комплекс мер по техническому регулированию, промышленной, ядерной, радиационной, химической, биологической и транспортной безопасности, по защите населения и территорий от ЧС техногенного и природно-техногенного характера. С этой целью осуществляется классификация Т.к., строятся возможные сценарии их возникновения и развития, определяются инициирующие и поражающие факторы, оцениваются риски техногенных катастроф по параметрам вероятностей возникновения и сопутствующим ущербам. Для каждого класса Т.к. определяются специальные комплексы методов и средств ликвидации их последствий.

ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧС - это система мероприятий по обучению населения действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

РУКОВОДИТЕЛИ - руководители ФОИВ и ОИВС РФ, главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций.

ДОЛЖНОСТНЫЕ РАБОТНИКИ И РАБОТНИКИ ГО – должностные лица ГО, руководители и работники органов, осуществляющих управление ГО.

РАБОТАЮЩЕЕ НАСЕЛЕНИЕ - лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления РСЧС.

НЕРАБОТАЮЩЕЕ НАСЕЛЕНИЕ - лица, незанятые в сфере производства и обслуживания.