МДК 02.01 — СОЕДИНЕНИЯ СВАРНЫЕ

Оглавление / Contents

  • Вопросы к Лекции: Соединения сварные

1.    Что такое сварной шов?
2.    Что такое - Зона основного металла со структурными изменениями?
3.    Что такое ЗТВ?
4.    Что такое - Тип сварного соединения?
5.    Что такое – Зазор, Притупление, Угол скоса кромки, Угол разделки кромок?
6.    Что такое НЕПРОВАР?
7.    Откуда берётся необходимый дополнительный металл для заполнения разделки?
8.    Что такое  - разделка?
9.    Что такое корень шва?
10.    Что такое усиление шва?
11.    Что такое обратный валик?

СОЕДИНЕНИЯ СВАРНЫЕ

применяемые при изготовлении Металлоконструкций

 

Сварной конструкцией - называется металлическая конструкция, изготовленная из отдельных деталей или узлов с помощью сварки.

СВАРНЫЕ УЗЛЫ

Сварной узел - представляет собой часть сварной конструкции, в которой сварены примыкающие друг к другу элементы.

СВАРНЫЕ ШВЫ

Сварной шов - представляет собой участок сварного соединения, образовавшийся в результате кристаллизации расплавленного металла.

Металл шва - сплав, образованный переплавленным основным или основным и наплавленным металлами.

Валик - металл сварного шва, наплавленный или переплавленный за один проход.

Слой сварного шва - часть металла сварного шва, которая состоит из одного или нескольких валиков, располагающихся на одном уровне поперечного сечения шва.

Основной металл - металл деталей, подлежащий соединению сваркой.

Присадочный металл - металл, подаваемый в зону дуги дополнительно к расплавленному основному металлу.

Наплавленный металл - переплавленный присадочный металл, введенный в сварочную ванну или наплавленный на основной металл.

Обратным валиком - называют хорошо сформированный валик корневого шва с противоположной стороны ведения сварки.

Соединения сварные применяемые при изготовлении металлоконструкций

ГОСТ 14771-76, ГОСТ 5264-80

Определение понятий: сварное соединение, сварной шов, кромки.

Техника выполнения сварных швов в зависимости от типа соединения

Термины и определения ГОСТ 2601-84

Сварным соединением - называют неразъемное соединение двух и более элементов (деталей), выполненное с помощью сварки.

В сварное соединение входят:

1. сварной шов

2. прилегающая к шву зона основного металла со структурными и другими изменениями (в зоне термического воздействия)

3. примыкающие к ЗТВ участки основного металла

 

Работоспособность сварного изделия

Работоспособность сварного изделия определяется:

  • типом сварного соединения (четыре основных типа)
  •  

2. формой и размерами сварных соединений и швов (геометрией)

3. расположением относительно действующих сил (нагрузки)

4. плавностью перехода от сварного шва к основному металлу (сплошность валика)

При выборе типа сварного соединения - учитывают:

  • условия эксплуатации (статические или динамические нагрузки),
  • способ и условия изготовления сварной конструкции (ручная сварка, автоматическая в заводских или монтажных условиях),
  • экономию основного металла, электродов и др.

Типы сварных соединений

По форме сопряжения соединяемых деталей (элементов) различают следующие типы сварных соединений:

1. стыковые

2. угловые

3. тавровые

4. нахлѐсточные

По этому признаку различают следующие основные типы стыковых швов:

1. с отбортовкой кромок

2. без разделки кромок - односторонние и двусторонние

3. с разделкой одной кромки - односторонней, двусторонней

4. с прямолинейной или криволинейной формой разделки

5. с односторонней разделкой двух кромок

6. с V- образной разделкой

7. с двусторонней разделкой двух кромок

8. Х-образной разделкой. (разделка может быть образована прямыми линиями (скос кромок) либо иметь криволинейную форму)

9. U-образная разделка.

Форму разделки кромок и их сборку под сварку характеризуют четыре основных конструктивных элемента:

1. Зазор (необходимое расстояние между свариваемыми заготовками)

2. Притупление

3. Угол скоса кромки (при механической разделке такой угол обеспечивает ширину, глубину и расстояние чтобы при дальнейшей сварке обеспечить ПРОВАР)

4. Угол разделки кромок

Существующие способы дуговой сварки без разделки кромок, позволяют сваривать металл ограниченной толщины (при односторонней сварке) ручной - до 4 мм, механизированной под флюсом - до 18 мм.

При сварке металла большой толщины необходимо разделывать кромки.

Угол скоса кромки обеспечивает определенную величину угла разделки кромок, что необходимо для доступа дуги вглубь соединения и полного проплавления кромок на всю их толщину.

Тип разделки и величина угла разделки кромок определяют количество необходимого дополнительного металла для заполнения разделки, а значит, производительность сварки.

например, Х- образная разделка кромок по сравнению с V-образной позволяет уменьшить объем наплавленного металла

Для всех типов швов важны полный провар кромок соединяемых элементов и внешняя форма шва как с лицевой стороны (усиление шва), так и с обратной стороны, т. е. форма обратного валика.

ПРОВАРпроварить значит создать соединение, в котором основной и электродный металлы смешались и создали однородный металл.

Глубина провара

В стыковых и особенно односторонних швах трудно проваривать кромки притупления на всю их толщину без специальных приемов, предупреждающих прожог и обеспечивающих хорошее формирование обратного валика.

На формирование обратного валика влияют:

- сила тяжести расплавленного металла сварочной ванны,

- величина притупления кромок и зазор между ними,

- угол разделки кромок,

- режим сварки - давление сварочной дуги,

- и величина сварочного тока.

Опасным местом в сварном соединении является непровар кромок в корне шва.

Обязательно получение хорошо сформированного обратного валика в корне шва.

Обозначения сварных соединений по ГОСТ