Мировое комплексное регионоведение (ЭУМК) — Контрольно-измерительные материалы

Оглавление / Contents

  • Фонд оценочных средств
  • Примерный тест для проверки остаточных знаний
  • РГЗ
  • Примерные экзаменационные вопросы

Паспорт фонда оценочных средств содержит перечень формируемых компетенций, показателей их сформированности, а также описание контролирующих мероприятий, которые позволяют произвести оценку результатов по уровням освоения компетенций.

 

Вариант 1

Выберите один правильный ответ:

 

1. Укажите, кто является автором теории «столкновения цивилизаций»:

А) С. Хантингтон

Б) И. Валлерстайн

В) П. Сорокин

Г) З. Бжезинский

 

2. Укажите, в чем заключается суть теории социальной стратификации:

А) использование человеком возможной, «дремлющей энергии» природы (географического положения) для оптимального развития государства

Б) неравномерное распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличие или отсутствие социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества

В) социальная эволюция систем обществ

Г) выделение центра генерации и передачи инновационных импульсов от одного сектора экономики к другому

 

3. Укажите, какому термину соответствует следующее определение: «комплексная дисциплина, которая изучает закономерности процесса формирования и функционирования социально-экономической системы региона с учетом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологических, политико-правовых, природно-ресурсных особенностей, места и роли в национальном и международном разделении труда»:

А) регионалистика

Б) регионология

В) регионоведение

Г) регион

 

4. Укажите, что из перечисленного ниже не относится к особенностям географии Европы:

А) рельефная «мозаичность» территории

Б) приморское положение большинства стран

В) высокая степень изрезанности береговой линии

Г) "глубина" территории большинства стран велика

 

5. Укажите, какое из утверждений является неверным:

А) спецификой интеграционных процессов в АТР является то, что интеграция охватывает только политическую сферу сотрудничества

Б) большую географическую удаленность стран АТР, а также различный уровень экономического развития стран АТР можно отнести к специфическим условиям формирования макрорегионов в АТР

В) обилие трудовых ресурсов можно рассматривать как одну из черт экономического развития АТР

Г) высокие темпы индустриализации и преобладание промышленного производства в национальных экономиках является отличительной чертой развития азиатского регионализма

 

6. Укажите основных акторов международных отношений по мнению сторонников реалистической теории международных отношений (все в ряду):

А) США, Российская Федерация, ООН, КНР

Б) США, Российская Федерация, Великобритания, КНР

В) США, Российская Федерация, Республика Крым, Франция

Г) США, Российская Федерация, В. В. Путин, А. Меркель

 

7. Укажите, что является общим для реализма и либерализма как теорий международных отношений:

А) понимание природы человека

Б) понимание роли силы на международной арене

В) рационализм

Г) понимание роли идеологии в международных отношениях

 

8. Укажите, для какой теории международных отношений свойственно понимание глобализации как современного процесса, представляющего заключительную стадию развития капитализма, порождающую все большую поляризацию мира по экономическому параметру, а как следствие — и политическую нестабильность:

А) теории реалистов

Б) теории неолибералов

В) теории «столкновения цивилизаций»

Г) теории неомарксистов

 

9.Укажите, что означает неравномерность глобализации:

А) различие в доступе к возможностям, которые она открывает для разных стран, социальных групп и отдельных людей

Б) опережающее развитие коммуникационных и информационных технологий по сравнению с биотехнологиями

В) неоднозначность позитивных и негативных сторон глобализации

Г) разный уровень экономического развития стран мира

 

10. Укажите, какой из приведенных ниже методов не относится к общенаучным:

А) индуктивный

Б) генетический

В) дедуктивный

С) синтез

 

11. Укажите, какому  термину соответствует следующее определение: «Расширение предметного поля научной дисциплины на предметные поля другой или других научных дисциплин, а также образование нового предметного поля между границами предметных полей традиционных дисциплин »:

А) мультидисциплинарность

Б) постдисциплинарность

В) междисциплинарность

Г) комплексность

 

12. Сущностью компаративного метода является:

А) сопоставление региональных процессов по признакам сходства и различия

Б) анализ юридических документов

В) выявление причинно-следственных связей

Г) определение средней величины

 

13. Сравнение является лучшим способом:

А) поиска фактических ошибок

Б) создания теоретических обобщений на основе изучения случаев

В) выявления логически неверных суждений

Г) анализа исторического прошлого

 

14.Укакжите, чем характеризуется в вопросе о роли закона в жизни общества “западный менталитет”:

А) паритетом  частных норм и правил поведения с общегосударственными законами

Б) приматом частными нормами и правилами поведения над общегосударственных законов

В) приматом общегосударственных законов над частными нормами и правилами поведения

Г) нет правильного ответа

 

15. Укажите, какому термину соответствует следующее определение:  «Один из способов системного исследования социальных явлений и процессов, когда общество выступает как целостная система, изучаемая со стороны базовых структур, базируется на структурном расчленении социальной целостности, каждому элементу которой придается определенное функциональное назначение»:

А) контент-анализ

Б) анализ причинно-следственных связей

В) ивент-анализ

Г) структурно-функциональный анализ

 

16. Укажите неверное продолжение следующего утверждения: "Основными факторами, обусловившими нарастание конфликтности между иммигрировавшими в Европу выходцами из афро-азиатских стран и ее коренным населением, является...":  

А) «наличие у государств-членов ЕС комплексных национальных стратегий, направленных на интеграцию иммигрантов в европейское общество»

Б) «приток нелегальных иммигрантов, пополняющих ряды безработных и криминальных элементов»

В) «стремление иммигрантов сохранить свои национальные традиции»

Г) «нежелание мигрантов адаптироваться к европейскому образу жизни»

 

17. Укажите, на какие территории, регионы и страны стремится распространить свое влияние Китай (все в ряду):

А) Центральную, Азию, Тайвань, Россию

Б) Тайвань, Юго-Восточную Азию, Монголию и Корейский полуостров

В) Тайвань, Юго-Восточную Азию, Ближний Восток

Г) Юго-Восточную Азию, Тайвань, США

 

18.Укажите какие  иерархические прогностические модели являются наиболее эффективными  для информационно-аналитического обеспечения инновационной политики:

А) этатистские

Б) альтруистские

В) маржинальные 

Г) стратегические

 

19. Укажите, с чего должна начинаться процедура политического моделирования с учетом российской специфики:

А) с изучения истоков политической структуры

Б) с изучения политической культуры

В) с изучения правовой культуры

Г) с изучения текущего политического процесса

 

20. В чем заключается отличие в понимании категорий «территории» и «пространства»:

А) «территория» характеризует природную реальность, «территория» - социальную реальность и предлагает «насыщение человеком определенной территории»  

Б) «территория» понимается в географическом смысле, а «пространство» – в политическом

В) эти термины – синонимы

Г)«территория» характеризует природную реальность, «пространство» - социальную реальность и предполагает «насыщение человеком определённого пространства»

 

Вариант 2

Выберите один правильный ответ:

 

1. Укажите, на чем основывается теория полюсов (точек) роста:

А) на выделении центра генерации и передачи инновационных импульсов от одного сектора экономики к другому

Б) на экономическом и политическом превосходстве одного региона над другим

В) на передачи ноу-хау от одной страны к другой

Г) на наличии экономически более завитого Центра и отсталой Периферии

 

2. Укажите, на чем основывается теория мирового порядка:

А) на противопоставлении богатого Севера («золотого миллиарда») и бедного Юга («миллиарда безработных»)

Б) на сосуществовании нескольких (более двух) макрорегионов с геополитическими полюсами (центрами военно-политической и экономической мощи)

В) на цивилизационном подходе, который, в отличие от традиционного геополитического, обращает внимание на устойчивость культурно-генетических кодов и архетипов

Г) на изучении взаимодействия человека с природной средой в локальных местностях

 

3. Какому термину соответствует приведенное определение?

«Группа государств, чьи первичные интересы в области безопасности тесно взаимосвязан в настолько значительной степени, что безопасность каждого из этих государств не может рассматриваться в отрыве от региональной»:

А) международно-политический регион

Б) глобальный регион

В) региональная подсистема

Г) региональный комплекс безопасности

 

4. Укажите, что из перечисленного ниже относится к особенностям географии Европы:

А) слабо изрезанная береговая линия

Б) "глубина" территории большинства стран велика

В) самый крупный регион по площади и населению

Г) приморское положение большинства стран

 

5. Укажите, какое из утверждений является верным:

А) большую географическую удаленность стран АТР, а также различный уровень экономического развития стран АТР можно отнести к специфическим условиям формирования макрорегионов в АТР

Б) спецификой интеграционных процессов в АТР является то, что интеграция охватывает только политическую сферу сотрудничества

В) ограниченность  трудовых ресурсов  является к одной из черт экономического развития АТР

Г) низкие темпы индустриализации и преобладанием сельского хозяйства в национальных экономиках является отличительной чертой развития азиатского регионализма

 

6. Укажите основных акторов международных отношений по мнению сторонников реалистической теории международных отношений (все в ряду):

А) Российская Федерация, ООН, КНР, А. Меркель

Б) США, Российская Федерация, Великобритания, КНР

В) Российская Федерация, Республика Крым, Франция, В.В. Путин

Г) США, Российская Федерация, В. В. Путин, А. Меркель

 

7. Укажите, что является общим для реализма и либерализма как теорий международных отношений:

А) понимание природы человека

Б) понимание роли силы на международной арене

В) рационализм

Г) понимание роли идеологии в международных отношениях

 

8. Укажите, какое из утверждений относится к реализму:

А) государства «делятся» частью своих властных полномочий, «передавая» их другим акторам

Б) мир делится не только на государства, но и на более важные, структурные единицы — классы

В) государства руководствуются в своем поведении на мировой арене, прежде всего, нормами международного права и идеологией

Г) взаимодействие государств на международной арене является хаотичным

 

9. Укажите, с чем связано возражение против понимании глобализации как вестернизации:

А) далеко не всегда распространяются именно западные культурные формы

Б) западный мир составляет меньшую часть земного шара

В) цивилизационное развитие шло с востока на запад

Г) с возрастающей ролью незападных стран

 

10. Укажите, какой из приведенных ниже методов не относится к частно-научным:

А) картографический

Б) дедуктивный

В) генетический

Г) контент-анализ

 

11. Укажите, какому термину соответствует следующее определение: «Расширение предметного поля научной дисциплины на предметные поля другой или других научных дисциплин, а также образование нового предметного поля между границами предметных полей традиционных дисциплин»:

А) мультидисциплинарность

Б) постдисциплинарность

В) междисциплинарность

Г) комплексность

 

12. Системность, функциональность, комплексность можно считать:

А) общенаучными принципами исследования

Б) принципами геополитики

В) основой узкой специализации

Г) частно-научными принципами исследования

 

13. Сущностью компаративного метода является:

А) сопоставление региональных процессов по признакам сходства и различия

Б) анализ юридических документов

В) выявление причинно-следственных связей

Г) определение средней величины

 

14. Сравнение является лучшим способом:

А) поиска фактических ошибок

Б) создания теоретических обобщений на основе изучения случаев

В) выявления логически неверных суждений

Г) анализа исторического прошлого

 

15.Укакжите, чем характеризуется в вопросе о роли закона в жизни общества “западный менталитет”:

А) паритетом  частных норм и правил поведения с общегосударственными законами

Б) приматом частными нормами и правилами поведения над общегосударственных законов

В) приматом общегосударственных законов над частными нормами и правилами поведения

Г) нет правильного ответа

 

16. Укажите, какому термину соответствует следующее определение: «Один из способов системного исследования социальных явлений и процессов, когда общество выступает как целостная система, изучаемая со стороны базовых структур, базируется на структурном расчленении социальной целостности, каждому элементу которой придается определенное функциональное назначение»:

А) контент-анализ

Б) анализ причинно-следственных связей

В) ивент-анализ

Г) структурно-функциональный анализ

 

17. Укажите неверное продолжение следующего утверждения: «Основными факторами, обусловившими нарастание конфликтности между иммигрировавшими в Европу выходцами из афро-азиатских стран и её коренным населением, являются…»:

А) «наличие у государств-членов ЕС комплексных национальных стратегий, направленных на интеграцию иммигрантов в европейское общество»

Б) «приток нелегальных иммигрантов, пополняющих ряды безработных и криминальных элементов»

В) «стремление иммигрантов сохранить свои национальные традиции»

Г) «нежелание мигрантов адаптироваться к европейскому образу жизни»

 

18. Укажите одну из основных проблем стран Азии и Африки на современном этапе:

А) ликвидация мандатной системы

Б) преодоления отсталости от стран Запада

В) внедрения научных достижений

Г) освоения труднодоступных районов

 

19.Укажите к поиску каких моделей обычно переходит исследователь, приобретя определенный опыт создания неформальных моделей:

А) идеальных

Б) конкретных

В) формальных

Г) реальных

 

20. Укажите, как называется процесс создания вторичного объекта, а также имитация на нем реальных процессов:

А) управление

Б) прогнозирование

В) контроль

Г) моделирование

РГЗ проводится в виде контент-анализа по теме диссертационного исследования магистранта. В прикрепленных файлах приведены требования к РГЗ и образец контент-анализа.

В разделе даны примерные вопросы экзамена по данному курсу в режиме оффлайн.   В случае подведения экзамена в дистанционной форме, предлагается 40 тестовых заданий. Тестирование проводиться на платформе Dispace.

  1. Основные подходы к определению понятия «регионоведение», «регионалистика», «мировое комплексное регионоведение», «зарубежное регионоведение».
  2. Место комплексного регионоведения в системе научного знания.
  3. История развития зарубежного страноведения в период античности, Новое время, в эпоху Просвещения.
  4. Американская, немецкая, французская, китайская и австралийская школы международно-региональных исследований.
  5. Российские регионоведческие исследования в новое и новейшее время.
  6. Ориентализм и оксидентализм в международных и региональных исследованиях.
  7. Территория и географическое положение как опорный элемент регионоведения.
  8. Природа, природопользование, охрана окружающей природной среды как опорный элемент регионоведения.
  9. Народонаселение и расселение населения как опорный элемент регионоведения.
  10. Общество и хозяйство как опорный элемент регионоведения.
  11. Геополитические теории: теория многополярного мирового порядка, теория больших пространств К. Шмитта
  12. Теория столкновения цивилизаций С.Хантингтона.
  13. Геоэкономические теории: теория мировых систем И. Валлернстайна. учение геоэкономичесого моноцентризма П. Дж. Тейлера.
  14. . Социальные теории: теория социальной стратификации П. Сорокина.
  15. Экономические и географические теории: теория догоняющей страны К. Акамацу, теория полюсов (точек) роста Й. Шумпетера.
  16. Методы географических наук в регионоведении: картографический метод, учение о географической зональности.
  17. Методы экономических наук: метод циклов, балансовые методы, программно-целевой метод.
  18. Методы социологических наук: Анкетирование, интервьюирование, социологический опрос.
  19. Методы политических исследований: Контент-анализ, ивент-анализ, когнитивное картирование в исследованиях политических ситуаций  и процессов, ситуационный анализ
  20. Специфика социально-политических процессов на Западе и Востоке.
  21. Глобализация, модернизация, интеграция и регионализация как основные процессы мирового политико-экономического пространства.
  22. Определение понятий «регион», «международно-политические регионы», «глобальные регионы», «региональный порядок», «региональный комплекс».
  23. Региональная трансформация и типы региональных комплексов.
  24. Дифференциации по типу и уровню социально-экономического пространства (три группы стран в социально-экономической географии; международная политическая экономика; дифференциация государств и международных регионов по уровню социально-экономического развития).
  25. Дифференциация по параметрам политического устройства. Структурно-географические и структурно-цивилизационные дифференциации (Запад/Восток, Юг/Север, Центр/Полупериферия/Периферия).
  26. Мирополитические дифференциации («гегемон», «госдуарство-доминант», «мировой лидер», «антидоминант», «антилидер», великие и региональные державы). Типы порядка социально-политического доступа.
  27. Проблема взаимозависимости и соотношения между безопасностью и экономикой.
  28. Культурологические (цивилизационные) аспекты изучения международных отношений.
  29. Междисциплинарность, мультидисциплинарность и постдисциплинарность.
  30. Синтез в исследованиях мирового комплексного регионоведения и этапы получения нового знания в этой области исследований.