Органическая химия — Методические указания по выполнению всех видов работ

Оглавление / Contents

  • Обучающие задачи
  • Методические рекомендации по работе с лабораторным практикумом
  • Самостоятельная работа

Изучив теоретический материал соответствующего раздела, разберите обучающие задачи. Освоение алгоритма решения задач  позволит вам самостоятельно выполнить индивидуальное задание, разобраться в сущности лабораторных опытов, успешно пройти тестирование, а также подготовиться ко всем этапам контроля.

Выполнение лабораторных работ является неотъемлемой частью курса "Органическая химия". На таких практических занятиях обучающиеся приобретают навыки экспериментальной работы, знакомятся с методами и средствами химического исследования, закрепляют пройденный теоретический материал, учатся ставить задачи, анализировать и сравнивать полученные опытные данные с теоретическими закономерностями. В данном курсе лабораторные работы представлены виртуально и позволяют  увидеть правильную организацию экспериментальной деятельности.

После просмотра каждой лабораторной работы необходимо оформить отчет лабораторной работы по представленному плану.

Структура отчета по лабораторной работе

Отчет готовится в письменном виде отправляется преподавателю на проверку (фото или скан).

Отчет по лабораторной работе состоит из следующих разделов: название работы, цель и задачи работы, приборы и реактивы, ход работы, выводы. Остановимся подробнее на каждом из разделов.

Название работы

Отчет по лабораторной работе должен начинаться с новой страницы. В начале отчета пишется порядковый номер лабораторной работы, название выполняемой лабораторной работы. Рядом с названием следует указать дату выполнения работы.

Цели и задачи работы

В любой лабораторной работе можно выделить два типа целей, которые ставятся перед обучащимся. Первые цели – дидактические, к ним относят экспериментальное подтверждение и проверку существенных теоретических положений дисциплины, а также формирование у обучающихся практических умений и навыков работы в химической лаборатории. Вторая группа целей варьируется от работы к работе и заключается в получении тех или иных физико-химических параметров и проведении химических реакций в соответствии с тематикой работы. При оформлении отчета студенту следует отразить как дидактические цели, так и экспериментальные цели работы. По желанию обучающийся может написать подробные цели работы или сформулировать общую цель работы, в рамках которой описать конкретные практические задачи.

В данном разделе следует указать номера выданных преподавателем заданий.

Приборы и реактивы

Здесь указываются названия и формулы веществ, с которыми обучающийся будет работать. Подготовка раздела осуществляется перед выполнением лабораторной работы и позволяет обучающемуся заблаговременно найти химические формулы соединений, для которых в описании опыта указаны тривиальные или систематические названия.

При необходимости в данном разделе также приводится описание и схемы установок и оборудования, используемых в работе. На схеме должны быть отражены и подписаны основные конструкционные элементы установки. В случае, если аналогичный прибор ранее использовался обучающимся при выполнении предыдущих работ, достаточно указать, в отчете к какой лабораторной работе можно найти соответствующую схему.

 Ход работы

В разделе приводится краткое описание выполняемых действий от третьего лица. Указываются объемы растворов или массы навесок веществ, используемых в опытах, условия проведения эксперимента, перечисляется химическая посуда. 

Уравнения химических реакций записываются в молекулярной, полной и краткой ионной формах. Окислительно-восстановительные реакции, протекающие в твердой или газовой фазе, уравнивают методом электронного баланса. Реакции, протекающие в растворе, уравнивают методом электронно-ионного баланса (методом полуреакций). Указывают окислитель и восстановитель.

Особое внимание при оформлении отчета следует обратить на наблюдения, сделанные в рамках выполнения опыта: выделение газа (цвет, запах), образование осадка (цвет, морфология), изменение цвета раствора или индикаторной бумаги. Точное и подробное описание наблюдений – залог правильности написания химических реакций и обсуждения наблюдаемых процессов.

При необходимости в разделе «Ход работы» заполняются таблицы экспериментальных данных, на основе которых строятся графики зависимостей. Обратите внимание, каждая таблица, как и каждый график должны иметь название, отражающее приведенные данные. В «шапке» таблицы, а также рядом с осями на графике указывается наименование и единицы измерения физических величин. 

Выводы

Важнейшей частью отчета по лабораторной работе является раздел «Выводы». Раздел содержит основные наблюдения и заключения, сделанные при выполнении работы. В разделе необходимо отразить полученные результаты, их соответствие теоретическим представлениям. В выводах по работе приветствуется описание возможных причин погрешностей, а также способов их избежать.

В отчете по лабораторной работе допускается писать выводы для каждого проведенного эксперимента и обобщающий вывод в конце отчета, где нужно систематизировать и обобщить полученные результаты

 

Самостоятельная работа обучающегося включает:

- изучение теоретических вопросов;

-просмотр обучающих заданий;

-просмотр и анализ тематических учебных фильмов (составление простого плана); 

-выполнение домашних индивидуальных заданий, контрольной и расчетно-графической работ;

-прохождение тестов для самоконтроля;

- подготовку к итоговой аттестации.

Рекомендации по выполнению всех видов индивидуальных заданий , а также для подготовки к итоговой аттестации  приведены в разделе «Контрольно-измерительные материалы».