Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
3. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;
4. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы»;
5. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы»
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2015 г. №1147 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
9. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе, оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 № АК-44/05вн);
10. Свод правил СП 59.13330.2012. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», (утв. Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. № 605);
11. Свод правил СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования» (утв. приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27 декабря 2012 г. №124/ГС).
Основная литература
1. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования / Гончарова В.Г., Подопригора В.Г., Гончарова С.И. - Краснояр: СФУ, 2014. - 248 с.: ISBN 978-5-7638-3133-7
2. Инклюзивное образование в вузе студентов с инвалидностью и ОВЗ: организация обучения, особенности обучения студентов с различными нозологиями, профориентационная работа, психолого-педагогическое сопровождение: методические рекомендации для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ / под ред. Б. Б. Айсмонтаса. - Москва: Сам полиграфист, 2015. - 285 с. ISBN 978-5-00077-354-3
3. Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в организациях высшего образования в условиях инклюзивной практики / И. В. Абрамова, О. В. Бобкова, А. Н. Гамаюнова и др. - Саранск: МГПУ, 2016. - 127 с.
Дополнительная литература
1. Аржаных, Е. В. Трудоустройство выпускников с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Аржаных, О. А. Гуркина, А. М. Терехова // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 35-44.
2. Астахова, Н. И. Летняя школа «Преодоление» – подготовка в вузы абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья / Н. И. Астахова // Народное образование. 2010. № 6. С. 161-168.
3. Ахпашева, И.Б. Жизненное самоопределение молодых людей с инвалидностью по зрению как психолого-педагогическая проблема // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. №3. С.21-24.
4. Байрамов, В. Д. Профессиональное обучение и карьерное развитие лиц с нарушениями ОДС: сущность и основные детерминанты / В. Д. Байрамов, Д. С. Райдугин // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 4. С. 132-140.
5. Баскакова, Ю. В. Проблема влияния отношения молодых инвалидов по зрению к собственной инвалидности на успешность их социальной адаптации // Всероссийский журнал научных публикаций. 2012. №2 (12). С. 45-61.
6. Бессарабова, Ю. В. Мотивация студентов с ограниченными возможностями здоровья / Ю. В. Бессарабова // Образовательные технологии. 2010. № 3. С. 95-99.
7. Воеводина, Е. В. Социальный портрет людей с ограниченными возможностями здоровья в студенческой среде как фактор социальной адаптации к условиям вуза / Е. В. Воеводина, Е. Е. Горина // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 373 (август). С. 60-65.
8. Волкова И. П. Психосоциальные факторы адаптации и интеграции в общество лиц с глубокими нарушениями зрения // ЧиО. 2009. №3. С.159-164.
9. Волкова, И. П. Современные парадигмы теории и практики социально-психологической адаптации и интеграции инвалидов по зрению // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2008. №3 С.477-486.
10. Волкова, И.П. Социально-психологические и личностные факторы толерантности к инвалидам по зрению в современном обществе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №83. С.133-146.
11. Голиков, Н. А. Образовательные траектории инвалидов / Н. А. Голиков // Социология образования. 2011. № 11. С. 69-79.
12. Голикова, Е. М. Индивидуальные образовательные траектории студентов с ограниченными возможностями здоровья / Е. М. Голикова, А. Н. Козурман // Теория и практика физической культуры. 2015. № 1. С. 28-37.
13. Голикова, Е. М. Образование студентов с ограниченными возможностями здоровья на основе индивидуальных образовательных траекторий / Е. М. Голикова, А. Н. Козурман, О. А. Алонцева. - Челябинск: Цицеро, 2015. - 146 с.
14. Дегтярева В. В. Условия формирования образовательных стратегий субъектов инклюзивного образования в современном вузе // Философия образования. 2014. № 3. С. 162-173.
15. Егоров, П.Р. Создание специальных условий обучения студентов с особыми образовательными потребностями /П.Р. Егоров //Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск. 2014. № 5. С. 151–154.
16. Зиневич О.В., Дегтярева В.В.. Круглый стол «Инклюзивное образование студентов с ограниченными возможностями здоровья: мировой и российский опыт» / О.В. Зиневич, В.В. Дегтярева // Философия образования. 2014. № 3. С. 249-264.
17. Зиневич, О.В., Дегтярева В.В. Инклюзивное образование как форма реализации политики инвалидности в современных условиях: к постановке проблемы / О.В. Зиневич, В.В. Дегтярева // Философия образования. 2015. № 1. С. 115-125.
18. Инклюзивное образование в российской высшей школе: современные вызовы / О. В. Зиневич, В. В. Дегтярева, Т. Н. Дегтярева // Власть. 2016. № 5. С. 61-67.;
19. Инклюзивное образование в вузе студентов с инвалидностью и ОВЗ: организация обучения, особенности обучения студентов с различными нозологиями, профориентационная работа, психолого-педагогическое сопровождение : методические рекомендации для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ / Департамент образования г. Москвы, Моск. гор. психол.-пед. ун-т; / под ред. Б. Б. Айсмонтаса. - Москва: Сам полиграфист, 2015. - 285 с.
20. Инклюзивное образование как форма реализации политики инвалидности в современных условиях: к постановке проблемы / О. В. Зиневич, В. В. Дегтярева // Философия образования. 2015. - №1 (58). - С. 115-125.
21. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы / Е. В. Траулько // Вестник ТИСБИ. 2015 № 1.С. 91–96.
22. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования / В. Г. Гончарова, В. Г. Подопригора, С. И. Гончарова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Сиб. федер. ун-т, [Торгово-экон. ин-т]. - Красноярск : СФУ, 2014. - 247 с.
23. Комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья : материалы I международной научно-практической конференции (24 апреля 2014 г.) / редкол.: И. М. Зинова и др. - Бирск : Бирский филиал БашГУ, 2014. - 211 с.
24. Комплексное сопровождение образования и профессионального становления инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья : материалы международной научно-практической конференции (г. Череповец. 8-9 декабря 2016 года) / [науч. ред. О. Л. Леханова]. - Череповец : ЧГУ, 2016. - 313 с.
25. Комплексное сопровождение процесса образования инвалидов как фактор реализации их прав на интеграцию в общество : материалы науч.-практ. конф. / [отв. ред. Лебедева С. С.]. - Санкт-Петербург : Человек и его здоровье, 2008. - 287 с.
26. Коррекционно-развивающие педагогические технологии в системе образования лиц с особыми образовательными потребностями (с нарушением слуха): учебно-методическое пособие / [Е. Г. Речицкая и др.] ; под ред. Е. Г. Речицкой ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. пед. гос. ун-т. - Москва: МПГУ, 2014. – 181 с.
27. Лебедева, С.С. Образование инвалидов: практика и теоретико-прогностическая модель / С.С. Лебедева. – СПб.: Омега, 2001. – 222 с.
28. Леонтьев, Д. А. Специфика ресурсов и механизмов психологической устойчивости студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования / Д. А. Леонтьев, Л. А. Александрова, А. А. Лебедева // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 80-94.
29. Мартынова, Е. А. Разработка адаптированных образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, программ специалитета) для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов: учеб. пособие / Е. А. Мартынова, Д. Ф. Романенкова, Н. А. Романович ; Челяб. гос. ун-т. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2015. - 68 с.
30. Михальчи, Е. В. Моделирование социокультурной среды вуза для студентов с ОВЗ и инвалидностью / Е. В. Михальчи // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 1. С. 354-360.
31. НГТУ - региональный ресурсный центр в системе инклюзивного профессионального образования / И. Н. Прохорова, Г. С. Птушкин // Инклюзия в образовании. 2016. №1. С.134-140.
32. Новосибирский государственный технический университет — базовый вуз, ресурсный центр Сибирского федерального округа в системе инклюзивного профессионального образования / Е. В. Траулько, Г. С. Птушкин // Инклюзивное профессиональное образование : матер. Всеросс. науч.-практ. конф., Челябинск, 21–22 нояб. 2014 г. – Челябинск : Изд-во Чел. гос. ун-та, 2015. С. 216–222.
33. Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в организациях высшего образования в условиях инклюзивной практики / [И. В. Абрамова, О. В. Бобкова, А. Н. Гамаюнова и др.] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мордов. гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева. - Саранск : МГПУ, 2016. - 127 с.
34. Организация образовательного процесса в институте социальных технологий и реабилитации НГТУ в условиях инклюзивного образования / Е. В. Траулько // Специальные образовательные условия и качество профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья : сб. тр. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2015. - С. 273-276.
35. Применение специальных средств обучения и реабилитации в условиях университетского образования / И. Н. Прохорова, Г. С. Птушкин // Специальные образовательные условия и качество профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья : сб. тр. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Новосибирск, 29 сент. – 3 окт. 2015 г. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2015. – С. 206-211.
36. Проблемы социально-психологической и профессиональной адаптации студентов и аспирантов с нарушенным зрением в современном вузе Текст. / Под ред. В.К. Рогушина. С-Пб.: Изд-во PI НУ им. А.И. Герцена, 2000.-165 с.
37. Проектирование структуры и содержания профессионального образования инвалидов : монография / М. Г. Гриф, Е. В. Кисилева, С. Б. Патрушев, Т. А. Поленова, Г. С. Птушкин, Л. П. Сапрыкина, Е. В. Траулько. - Новосибирск, НГТУ, 2009. - 295 с.;
38. Психологическое сопровождение интегрированного обучения инвалидов в университете / P.O. Агавелян, O.K. Агавелян, Е.А. Мартынова, B.C. Агавелян. Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2002. - 231с.
39. Развитие инклюзивного образования в российских регионах: проблемы и перспективы / Л. А. Осьмук // Международный конгресс практиков инклюзивного образования, приуроченный к 20-летию обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья Университетом управления «ТИСБИ»: итоговые материалы, (Казань, 15-17 февр. 2016 г.) – Казань : Университет управления «ТИСБИ», 2016. – С. 275-280.
40. Разработка адаптированных образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, программ специалитета) для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов: учебное пособие / Е. А. Мартынова, Д. Ф. Романенкова, Н. А. Романович; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Челяб. гос. ун-т», Регион. учеб.-науч. центр инклюзив. образования. – Челябинск: Полиграф-Мастер, 2015. – 68 с.
41. Роль инклюзивного образования в процессе повышения социального статуса образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья / Г. С. Птушкин, Е. В. Траулько // Философия образования. 2014. № 3. С. 205–214.
42. Система непрерывного многоуровневого высшего профессионального образования инвалидов по слуху: монография / И. Б. Федоров, А. Г. Сергеев, И. Н. Егоров [и др.]; Федер. агентство по образованию, Моск. гос. техн. ун-т им. Н. Э. Баумана, Владимир. гос. ун-т. - Москва : Издательство МГТУ, 2005. - 292 с.
43. Солнцева, Л.И. Теоретические и практические проблемы современной тифлопсихологии и тифлопедагогики / Солнцева Л.И. – М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2006. – 120 с.
44. Социокультурное сопровождение студентов как фактор развития межкультурной коммуникации в системе инклюзивного профессионального образования / Е. В. Траулько // Инклюзивный подход в современном образовательном процессе: актуальные вопросы теории и практики : сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф., Томск, 14 апр. 2016 г. – Томск : Изд-во Иван Федоров, 2016. – С. 87–91.
45. Специальные образовательные условия и качество профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья: сб. тр. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Новосибирск, 29 сент. - 3 окт. 2015 г. / редкол.: Л. А. Осьмук, Г. С. Птушкин, И. Н. Прохорова. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2015. - 316 с.
46. Старобина, Е.М. Методика профориентации и планирования карьеры молодых людей с ограниченными возможностями / Е.М.Старобина, Э.А. Дмитриева, К.А. Каменков. СПб.: Минтруд России, 2002.- 144 с.
47. Стратегия развития инклюзивного образования в университетах в контексте перехода от реабилитационной к инклюзивной модели: опыт НГТУ / Л. А. Осьмук, А. А. Батаев, Г. С. Птушкин // Международный конгресс практиков инклюзивного образования, приуроченный к 20-летию обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья Университетом управления «ТИСБИ» : итоговые материалы, (Казань, 15-17 февр. 2016 г.) – Казань : Университет управления «ТИСБИ», 2016. – С. 223–227.
48. Укрепление и сохранение здоровья студентов инвалидов в вузе / Т. А. Поленова, В. А. Кузнецова // Сборник материалов IV Общероссийской научно-практической конференции «Современные исследования социальных проблем» с международным участием. - № 2 (06), Периодическое научное издание. Красноярск, НИЦ, 2011. С.68-69.
49. возможности обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья / И. И. Юматова, А. И. Ковалева // Психология обучения. 2014. № 2. С. 83-92.
50. Янданова, Т. И. Основные направления психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. – 2010. – № 3. – С. 58-65.
Интернет-ресурсы
1. Теоретические и практические аспекты развития инклюзивного образования [Электронный ресурс]. учебно-методическое пособие / Т.В. Машарова, И.А. Крестинина, М.А. Салтыкова: ИРО Кировской области. – Киров: Радуга-ПРЕСС, 2015. – 204 с. - ISBN 978-5-9906731-2-0. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=526650 – Загл. с экрана.
2. Педагогика инклюзивного образования: учебник / Т.Г. Богданова, А.М. Гусейнова, Н.М. Назарова [и др.] / под ред. Н.М. Назаровой. — М.: ИНФРА-М, 2017. - 335 с. www.dx.doi.org/10.12737/20170. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=647937 – Загл. с экрана.
3. Вернадский, В.И. Задачи высшего образования нашего времени. Антология гуманной педагогики / В.И. Вернадский. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. – 224 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.klgp.net/upload/information_system_8/1/1/0/item_110/information_items_property_148.doc. – Загл. с экрана.