К СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СЕССИИ 2 выполните следующее практическое задание.
Изучите раздел 2.3. Анализ и оценка конкурентных преимуществ (стр. 75 - 82) учебного пособия «Стратегический менеджмент : / И.Л. Клавсуц, Д.А. Клавсуц. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2022, прикрепленного в разделе "Теоретические материалы" данного ЭУМК.
ПРОВЕДЕМ АНАЛИЗ И ВЗВЕШЕННУЮ ОЦЕНКУ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВАНИИ ПРОВЕДЕННЫХ РАНЕЕ ПЕРВИЧНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ОЦЕНКИ И АНАЛИЗА РЫНКА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, В ПРОЦЕССЕ КОТОРЫХ ВЫЯВЛЕНЫ ВОЗМОЖНОСТИ И УГРОЗЫ, ИСХОДЯЩИЕ ОТ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, КОНКУРЕНТОВ, ПОСТАВЩИКОВ И ПАРТНЕРОВ ОРГАНИЗАЦИИ, ЧТО ПОЗВОЛИЛО УТОЧННИТЬ ПУНКТЫ МИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЁ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА, СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ В СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ.
Цель анализа – определение и оценка конкурентных преимуществ организации.
Предмет исследования - конкурентные преимущества организации, являющиеся ее ключевыми факторами успеха (КФУ) в рассматриваемой стратегической перспективе, которые делятся на:
1) ключевые отличия организации:___________, __________, __________;
2) ключевые компетенции организации:___________, __________, __________;
3) прочие ключевые факторы успеха организации:___________, __________.
Условие проведения анализа: анализ конкурентных преимуществ исследуемой организации выполняется относительно её миссии (7 пунктов).
Методы анализа и оценки конкурентных преимуществ организации: мозгового штурма, экспертной оценки, системного анализа, ситуационного анализа, взвешенной оценки.
Методические указания.
Конкурентные преимущества - это характеристики, которые создают для производящей и/или реализующей данный продукт/услугу организации определенное превосходство над ее конкурентами.
Конкурентоспособность – это способность организации добиваться своих целей в условиях рынка, на котором с аналогичными целями действуют другие организации.
Ключевые факторы успеха (КФУ) - это слагаемые общей конкурентоспособности организации, которые в наибольшей степени влияют на ее способность успешно функционировать на рынке в исследуемый стратегический период, т.е. в ближайшие несколькло лет.
Миссия организации разрабатывается с учетом и на основе её КФУ, которые структурируются в группы :
1. КЛЮЧЕВЫЕ ОТЛИЧИЯ ОРГАНИЗАЦИИ - это хорошо реализуемые внутренние процессы организации ОТЛИЧНЫЕ ОТ КОНКУРЕНТОВ;
2. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ \ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ – это дифференцированный набор навыков, комплементарных активов и организационных рутин, совокупность которых позволяет фирме координировать конкретный набор видов деятельности таким способом, который обеспечивает основу ее конкурентного преимущества на конкретном рынке или рынках. (Авт.: Дэвид Тис).
3. ПРОЧИЕ КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕХА ОРГАНИЗАЦИИ.
К КФУ в первую очередь относятся специфические элементы стратегии организации, которые по тем или иным причинам не применяются конкурентами:
На основе очередного уточненного на стратегической сессии 2 варианта формулировки разрабатываемой миссии организации, а также на основе проведенного анализа рынка позиционирования, выявлены конкурентные преимущества организации, представленные в миссии в виде так называемых ключевых факторов успеха организации.
Проранжируем и оценим конкурентные преимущества, т.е. ключевые отличия, ключевые компетенции и прочие ключевые факторы успеха исследуемой организации в сопоставительном анализе с ее главными и основными конкурентами на основе взвешенной оценки.
Для этого следует заполнить профильную матрицу оценки конкурентных преимуществ организации, которая помогает получить важную стратегическую информацию (см. в прикрепленном файле методические указания по заполнению профильной матрицы).
Для составления профильной матрицы в первую очередь необходимо коллегиально определить, обсудить и уточнить, на основе проведенных ранее стратегических анализов список оцениваемых параметров, а именно конкурентные преимущества: ключевые отличия, ключевые компетенции и прочие ключевые факторы успеха организации.
Примерами таких факторов могут быть:
- ключевые отличия организации по особому качеству продукта, конкурентоспособности цены, рекламы;
- ключевые компетенции в управлении организацией и у её персонала;
- в качестве других ключевых факторов успеха могут быть, например, финансовое состояние и месторасположение организации.
Выявление, анализ и оценка этих факторов позволяет руководству фирмы уточнить стратегию и укрепить позиции организации на рынке.
Определим вес в относительных единицах каждого из этих факторов, отражающий их значимость в процессе выполнения миссии организации.
Затем ключевые факторы успеха следует ранжировать в соответствии с сильными и слабыми сторонам организации, а также возможностями и угрозами, исходящими от конкурентов организации, выявленными в процессе проведенных ранее стратегичсеких анализов.
Подробные методические указания читайте в прикрепленных файлах.
ЗАДАНИЕ.
Руководитель проекта делает рассылку всем студентам группы общего отчета проекта с внесенными после очередной СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СЕССИИ 2 корректировками.
Задание для каждого студента - разработчика стратегии развития организации.
1) Сформулируйте и представьте на конкурс всей группе формулировки 1-го пункта миссии "Ценности":
2) Уточните выводы проведенного ранее анализа рынка позиционирования организации.
Для этого к выявленным в процессе проведенного маркетингового анализа и согласованным в процессе стратегической сессии 2 "Возможностям" и "Угрозам" из внешней среды организации добавьте соответствующие "Сильные" и "Слабые " стороны организации. Данные занесите в таблицу:
SWOT-матрица выводов по результатам анализа рынка позиционирования организации на стратегический период с ЧЧ.ММ.ГГГГ по ЧЧ.ММ.ГГГГ
Дата заполнения (ЧЧ.ММ.ГГГГ)
Возможности, исходящие от агентов рынка позиционирования организации (потребителей, конкурентов, поставщиков, партнеров) | Сильные стороны организации |
O1. …. | S1. … S2. … S3. …
Sk. … |
O2. … | Sd. … |
O3. | |
On. … | Sf. … |
Угрозы, исходящие от агентов рынка позиционирования организации (потребителей, конкурентов, поставщиков, партнеров) | Слабые стороны организации |
T1. … | W1. … W2. …
Wb. … |
T2. … | Wc. … |
T3. … | |
Tm. … | Wv. … |
3) Сделайте рекомендации по корректировке конкретных пунктов миссии организации.
4) Проведите инвестиционный анализ выполнения целевых стратегических приоритетов миссии (п.п. 3),
5) Проведите анализ и оценку конкурентных преимуществ исследуемой организации. (Методические рекомендации и пример в прикрепленных файлах ниже)
7) Каждый студент высылает на проверку выполненную практическую работу в систему Dispase до указанного срока - (в прикрепленном файле пример оформления) .
Оформите практическую работу № 3 как показано в прикрепленном файле "Практическая работа_№3" (Для заочного отделения).