Стратегический менеджмент ФГОС 3.3+ — Методические указания для подготовки к стратегической сессии 3»

К СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СЕССИИ 2 выполните следующее практическое задание.

Изучите раздел 2.3. Анализ и оценка конкурентных преимуществ (стр. 75 - 82) учебного пособия «Стратегический менеджмент : / И.Л. Клавсуц, Д.А. Клавсуц. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2022, прикрепленного в разделе "Теоретические материалы" данного ЭУМК.

ПРОВЕДЕМ АНАЛИЗ И ВЗВЕШЕННУЮ ОЦЕНКУ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВАНИИ ПРОВЕДЕННЫХ РАНЕЕ ПЕРВИЧНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ОЦЕНКИ И АНАЛИЗА РЫНКА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, В ПРОЦЕССЕ КОТОРЫХ  ВЫЯВЛЕНЫ ВОЗМОЖНОСТИ И УГРОЗЫ, ИСХОДЯЩИЕ ОТ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, КОНКУРЕНТОВ, ПОСТАВЩИКОВ И ПАРТНЕРОВ ОРГАНИЗАЦИИ, ЧТО ПОЗВОЛИЛО УТОЧННИТЬ ПУНКТЫ МИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЁ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА, СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ В СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ. 

Цель анализа определение и оценка конкурентных преимуществ организации.

Предмет исследования  - конкурентные преимущества организации, являющиеся ее ключевыми факторами успеха (КФУ) в рассматриваемой стратегической перспективе, которые делятся на:

1) ключевые отличия организации:___________,  __________,  __________;

2) ключевые компетенции организации:___________,  __________,  __________;

3) прочие ключевые факторы успеха организации:___________,  __________.

 

Условие проведения анализа: анализ конкурентных преимуществ исследуемой организации выполняется относительно её миссии (7 пунктов). 

Методы анализа и оценки конкурентных преимуществ организации: мозгового штурма, экспертной оценки, системного анализа, ситуационного анализа, взвешенной оценки.

 

Методические указания.

Конкурентные преимущества -   это характеристики, которые создают для производящей и/или реализующей данный продукт/услугу организации определенное превосходство над ее конкурентами.

Конкурентоспособность – это способность организации добиваться своих целей в условиях рынка, на котором с аналогичными целями действуют другие организации.

Ключевые факторы успеха (КФУ) - это слагаемые общей конкурен­тоспособности организации, которые в наибольшей сте­пени влияют на ее способность успеш­но функционировать на рынке в  исследуемый стратегический период, т.е. в ближайшие несколькло лет.

Миссия организации разрабатывается с учетом и на основе её КФУ, которые структурируются в группы :

1. КЛЮЧЕВЫЕ ОТЛИЧИЯ ОРГАНИЗАЦИИ -  это хорошо реализуемые внутренние процессы организации ОТЛИЧНЫЕ ОТ КОНКУРЕНТОВ;

2.  КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ \ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ – это дифференцированный набор навыков, комплементарных активов и организационных рутин, совокупность которых позволяет фирме координировать конкретный набор видов деятельности таким способом, который обеспечивает основу ее конкурентного преимущества на конкретном рынке или рынках. (Авт.:  Дэвид Тис).

3. ПРОЧИЕ КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕХА ОРГАНИЗАЦИИ.

К КФУ в первую очередь отно­сятся специфические элементы стратегии организации, которые по тем или иным причинам не применяются конкурентами:

  1. Атрибуты продукта: уникальность, сложность копирования или воспроизведения другими технико-технологичес­кими способами.
  2. Ресурсы, которыми  рас­полагает организация: рабочая сила – особый ресурс.     
  3. Компетенция организации: внутрен­няя деятельность, которую организация осуществляет или способна осу­ществлять лучше, чем другие виды деятельности.        
  4. Ключевые компетенции: хорошо реализуемые внутренние виды деятельности, которые являются центральными по отношению к стратегии, конку­рентоспособности и рентабельности, а именно особые технологии управления маркетингом, персоналом, финансами, база знаний, высокий научно-технический потен­циал, заделы по НИОКР и др.
  5. Информация о своем бизнесе плюс профессиональные навыки, позволяющие добывать и обрабатывать подобную информацию так, что конечным продуктом обработки оказывается реальное конкурентное преимущество, как особый ресурс.​​​​​​

На основе очередного уточненного на стратегической сессии 2 варианта формулировки разрабатываемой миссии организации, а также на основе проведенного анализа рынка позиционирования, выявлены конкурентные преимущества организации, представленные в миссии в виде так называемых ключевых факторов успеха организации.

Проранжируем и оценим конкурентные преимущества, т.е. ключевые отличия, ключевые компетенции и прочие ключевые факторы успеха  исследуемой организации в сопоставительном анализе с ее главными и основными конкурентами на основе взвешенной оценки.

Для этого следует заполнить профильную матрицу оценки конкурентных преимуществ организации, которая помогает получить важную стратегическую информацию (см. в прикрепленном файле методические указания по заполнению профильной матрицы).

Для составления профильной матрицы в первую очередь необходимо коллегиально определить, обсудить и уточнить, на основе проведенных ранее стратегических анализов список оцениваемых параметров, а именно конкурентные преимущества: ключевые отличия, ключевые компетенции и прочие ключевые факторы успеха организации.

Примерами таких факторов могут быть:

- ключевые отличия организации по особому качеству продукта, конкурентоспособности цены, рекламы;

- ключевые компетенции в управлении организацией и у её персонала;

- в качестве других ключевых факторов успеха могут быть, например, финансовое состояние и месторасположение организации.

Выявление, анализ и оценка этих факторов позволяет руководству фирмы уточнить стратегию и укрепить позиции организации на рынке.

Определим вес в относительных единицах каждого из этих факторов, отражающий их значимость в процессе выполнения миссии организации.

Затем ключевые факторы успеха следует ранжировать в соответствии с сильными и слабыми сторонам организации, а также возможностями и угрозами, исходящими от конкурентов организации, выявленными в процессе проведенных ранее стратегичсеких анализов.

Подробные методические указания читайте в прикрепленных файлах.

 

ЗАДАНИЕ.

Руководитель проекта делает рассылку всем студентам группы общего отчета проекта с внесенными после очередной СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СЕССИИ 2 корректировками.

Задание для каждого студента - разработчика стратегии развития организации.

1) Сформулируйте и представьте на конкурс всей группе формулировки 1-го пункта миссии "Ценности":

  • "Миссии-предназначения" организации с указанием ключевых отличий, ключевых компетенций и прочих ключевых факторов успеха (КФУ) организации;
  • "Миссии-политики" организации;
  • "Миссии-ориентации" для персонала организации (в соответсвии с организационной структурой).

 

2) Уточните выводы проведенного ранее анализа рынка позиционирования организации. 

Для этого к выявленным в процессе проведенного маркетингового анализа  и согласованным в процессе стратегической сессии 2  "Возможностям" и "Угрозам" из внешней среды организации добавьте соответствующие "Сильные" и "Слабые " стороны организации. Данные занесите в таблицу:

 SWOT-матрица выводов по результатам анализа рынка позиционирования организации на стратегический период с ЧЧ.ММ.ГГГГ по ЧЧ.ММ.ГГГГ

Дата заполнения (ЧЧ.ММ.ГГГГ)

Возможности, исходящие от агентов рынка позиционирования организации

(потребителей, конкурентов, поставщиков, партнеров)                                                                                                

          Сильные стороны организации                                                                                                                                                  
O1. ….

S1. …

S2. …

S3. …

 

Sk. …

O2.  …Sd. …
O3.  
  
  
On. …Sf. …

Угрозы, исходящие от агентов рынка позиционирования организации

(потребителей, конкурентов, поставщиков, партнеров) 

Слабые стороны организации
T1. …

W1. …

W2. …

 

Wb. …

T2. …Wc. …
T3. … 
  
  
Tm. …Wv. …

3) Сделайте рекомендации по корректировке конкретных пунктов миссии организации. 

4) Проведите  инвестиционный анализ выполнения целевых стратегических приоритетов миссии (п.п. 3),

5) Проведите анализ и оценку конкурентных преимуществ исследуемой организации. (Методические рекомендации и пример в прикрепленных файлах ниже)

7) Каждый студент высылает  на проверку выполненную практическую работу  в систему Dispase до указанного срока  - (в прикрепленном файле пример оформления) .

 

Оформите практическую работу № 3 как показано в прикрепленном файле "Практическая работа_№3" (Для заочного отделения).

search