Учебные планы направления 38.04.01 – Экономика, магистерские программы «Аудит и финансовый консалтинг», «Учет, анализ и аудит» предусматривают следующие виды практик и НИР:
1) учебная практика: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (далее – учебная практика);
2) производственная практика: педагогическая практика (далее – педагогическая практика);
3) производственная практика: научно-исследовательская работа (далее – научно-исследовательская работа);
4) производственная (преддипломная) практика: научно-исследовательская работа (далее – преддипломная практика).
Распределение практик и НИР по семестрам с указанием формы контроля представлено в табл. 1.
Таблица 1 - Практики и НИР в учебном плане направления 38.04.01 – Экономика
№ п/п |
Наименования практик и НИР |
Контроль в форме дифференцированного зачета |
|||
1 семестр |
2 семестр |
3 семестр |
4 семестр |
||
1 |
Учебная практика |
+ |
+ |
+ |
|
2 |
Педагогическая практика |
|
+ |
|
|
3 |
Научно-исследовательская работа |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
Преддипломная практика |
|
|
|
+ |
Учебная практика направлена на получение магистрантом первичных профессиональных умений и навыков и проходит в течение каждого учебного семестра. Содержание учебной практики предусматривает следующие задания в каждом семестре сообтветственно.
1 семестр.
1. Ознакомиться с основными видами научно-исследовательских работ и публикаций, провести сравнительный анализ, обратить внимание на их возможные формы (печатная, рукопись, депонированная рукопись).
2. Произвести расчет объема нескольких научных работ, представленных в изданиях различных форматов, и сформировать персональные списки научных трудов (в случае наличия авторских публикаций).
3. Работая с различными информационными источниками, необходимо обращать внимание на соблюдение правил научного стиля в текстах публикаций и представить таблицу обнаруженных примеров ошибок в словоупотреблении.
2, 3 семестры.
1. Выделить особенности научного познания и охарактеризовать его влияние на формирование мировоззрения людей.
2. Изучить сложившуюся систему наук, включающую технические, естественные, гуманитарные и общественные (социальные) науки, обратить особое внимание на место экономики в системе наук.
3. Изучить уровни научного познания (теоретический и эмпирические) и методы научного исследования (общие и специальные).
4. Познакомиться с базовой терминологией научной деятельности.
5. Для получения практического опыта работы с терминологическим аппаратом научной деятельности и системой применяемых методов следует ознакомиться с отчетами о НИР, проанализировать, к какому типу относятся исследования (фундаментальные или прикладные), какие общенаучные термины и методы исследований использованы.
Педагогическая практика направлена на получение магистрантом опыта проведения практических и лекционных занятий по определенной дисциплине, при этом особое внимание необходимо уделить изучению требований к структуре рабочей программы учебной дисциплины. Важнейшим этапом подготовки к осуществлению педагогической деятельности является исследование психологических аспектов образования, процессов и закономерностей восприятия и переработки информации человеком, методов обучения, методик подготовки и проведения занятий в высшей школе. На этом этапе магистранту необходимо не только изучить соответствующие теоретические материалы, но и сложившиеся в образовательном учреждении и на конкретной кафедре традиции, ознакомиться с внутренними регламентирующими положениями и указаниями. После изучения научных и методических основ преподавания в высшей школе следует переходить к практическому освоению преподавательской деятельности в ходе педагогической практики.
Задачи педагогической практики:
- изучение нормативных документов, учебно-методической литературы, программного обеспечения, а также современных образовательных технологий высшей школы;
- формирование общепедагогических умений и навыков, в том числе, умений обоснованно отбирать учебный материал, организовывать учебные занятия, делать презентации;
- развитие умений выбирать и использовать формы и методы обучения;
- практическое ознакомление студентов с методикой преподавания конкретного курса, входящего в учебный план вуза;
- непосредственное участие в учебном процессе при выполнении педагогической нагрузки;
- развитие навыков работы научной и аналитической работы в процессе разработки методических материалов, а также оценки проведенных занятий.
За время практики магистрант должен:
- изучить ФГОС направления подготовки, учебный план по одной из основных образовательных программ и рабочую программу по одной из дисциплин учебного плана, закрепленной за выпускающей кафедрой;
- ознакомиться с учебно-методической литературой, лабораторным и программным обеспечением по рекомендованным дисциплинам;
- изучить методические основы проектирования, проведения и оценки учебного занятия, а также организационные формы и методы обучения в высшем учебном заведении;
- разработать методические материалы и провести лекционные занятия, практические занятия и (или) лабораторные работы со студентами по рекомендованным темам учебных дисциплин;
- посетить занятия, проводимые другим магистрантом, проанализировать поведение и реакцию аудитории.
Для обеспечения системности научно-исследовательской работы необходимо выделить основные этапы, которые позволят продемонстрировать преемственность результатов в течение всего периода обучения в магистратуре - от планирования работы до защиты магистерской диссертации.
Первым этапом научно-исследовательской работы выступает планирование научно-исследовательской работы на весь период обучения в магистратуре, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, руководствуясь результатами обзора исследовательских работ по избранной теме и доказательствами ее актуальности для теории и практики бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита. Безусловно, что содержание этого этапа предполагает его непосредственное отношение к первому семестру обучения в магистратуре.
Второй этап, который относится ко всему периоду обучения в магистратуре, состоит в проведении научно-исследовательской работы в соответствии с индивидуальным планом.
Следующий этап заключается в публикации результатов научно-исследовательской работы в научных изданиях и представлении на научно-практических, научно-методических конференциях.
Завершающим этапом научно-исследовательской работы является публичная защита магистерской диссертации в процессе итоговой государственной аттестации.
Специфика магистерских программ "Аудит и финансовый консалтинг" и "Учет, анализ и аудит" предъявляет в качестве обязательного требования к подготовке магистров умение практически осуществлять научные исследования с применением информации бухгалтерского учета, финансовой отчетности, аналитических обзоров и статистических данных. Кроме того, обязательным требованием выступает умение работать с конкретными программными продуктами, ориентированными на обработку информации, ресурсами Интернета и справочно-правовых систем "Гарант", "Консультант".
Целью преддипломной практики является овладение профессиональными навыками решения практических задач, приобретение практического опыта работы в коллективе, сбор материалов для экспериментальной части магистерской диссертации.
Задачи преддипломной практики:
- закрепить теоретические знания, полученные магистрантами в процессе обучения;
- исследовать организационный механизм и методику формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и учреждений;
- исследовать организацию и методы управленческого и налогового учета, применяемые экономическим субъектом;
- исследовать систему внутреннего контроля экономического субъекта и оценить организацию внутреннего аудита:
-изучить организацию и применяемый инструментарий финансового и управленческого анализа бизнеса;
- исследовать и оценить технологию оказания аудиторских и прочих услуг;
- оценить соответствие методов и процедур, применяемых в аудите и при оказании сопутствующих услуг, международным стандартам аудита;
- изучить организацию и процедуры внутреннего контроля качества аудиторских услуг, применяемых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором);
- исследовать особенности оказания консультационных услуг в сфере налогообложения, финансов, бухгалтерского учета и отчетности;
- развить навыки управления персоналом, реализующим функции бухгалтерского, управленческого и налогового учета, анализа, внутреннего и внешнего аудита;
- выявить и сформулировать актуальные научные проблемы бухгалтерского, управленческого и налогового учета, аудита, экономического анализа.
Результатом практики должно быть овладение методами научно-исследовательской работы в области бухгалтерского учета, аудита, экономического анализа и консалтинга, а также практическими навыками осуществления учетно-аналитической деятельности, аудиторской деятельности.