Научно-исследовательский семинар является творческим процессом, требующим соответствующей организации исследовательского труда, владения современными информационными технологиями в сфере своей профессиональной деятельности, культурой мышления, письменной и устной речи. Научно-исследовательский семинар проводится в рамках программы обучения, выбранной магистрантом. Формами проведения НИС являются:
-лекции ведущих ученых и практиков;
-дискуссии по концепции исследовательской модели работы магистра;
-дискуссии по плану исследования магистерской диссертации:
-презентация(доклад) результатов самостоятельной работы магистрантов по заданию ведущего семинар для последующего использования в обучении;
-круглые столы;
-диспуты;
-обсуждения результатов научных исследований магистрантов;
-научные конференции;
-другие формы, предложенные в рамках направления подготовки магистрантов, в том числе интерактивные формы обучения.
Именно поэтому научно-исследовательская подготовка магистров включает в себя не только подготовку к проведению НИС, но и к написанию магистерской диссертации, изучению специальных программ научно-исследовательского характера. Дополнительными формами подготовки магистрантов к научно-исследовательскому семинару в рамках учебного процесса являются выполнение тематических заданий исследовательского характера, подготовка научных рефератов, участие в научно-практических конференциях и др.
Общая цель всех форм организации научно-исследовательского семинара – развитие общенаучной и профессиональной, в определенной сфере научной деятельности, компетенции магистрантов.
Реферат – это научно-исследовательская работа, представляющая собой краткое изложение в письменном виде содержания научных трудов
(монографий, учебных пособий, научных статей) по заданной теме. В реферате студент излагает основные положения (идеи, решения, предложе-
ния и т.д.), содержащиеся в нескольких источниках, приводит различные точки зрения, обосновывает свое мнение по ним.
Работа над выбранной (заданной) темой проходит следующие этапы: поиск и изучение источников и составление библиографии, разработка
плана, написание реферата.
Реферат состоит из титульного листа, оглавления (соответствует плану), введения, основной части и списка использованной литературы.
Объем реферата – не менее 5 и не более 15 страниц, отпечатанных через 2 интервала (11 страниц, отпечатанных через полтора интервала). В
реферате следует сделать ссылки на использованные источники. Они должны быть оформлены в соответствии с установленным стандартом.
Готовый реферат представляется преподавателю для проверки. Оценивая реферат, он учитывает умение студента работать с научной литера-
турой, анализировать различные точки зрения по спорным вопросам, аргументировать свое мнение, навыки оформления ссылок, списка исполь-
зованной литературы.
Реферат можно условно разделить на три части: вводную, основную и заключительную. Реферат по своей композиционной структуре состоит из следующих элементов: 1) титульного листа; 2) оглавления; 3) введения; 4) основной части; 5) заключения; 6) списка использованных источников. Некоторые работы имеют седьмой элемент – приложения, куда включают таблицы, графики и другие дополнительные материалы.
Титульный лист – это первая страница реферата, на которой указаны надзаголовочные данные, сведения об авторе, заглавие, подзаголовоч-
ные данные, сведения о научном руководителе, место и год выполнения работы.
К надзаголовочным данным относятся: полное наименование учебного заведения, факультета и кафедры, по которой выполнена работа. Да-
лее указываются полностью фамилия, имя и отчество автора. В средней части титульного листа пишется заглавие работы.
В подзаголовочных данных указывается вид работы (реферат).Затем, ближе к правому краю титульного листа, пишутся ученая сте-
пень, ученое звание, полностью фамилия, имя, отчество научного руководителя.
В нижней части титульного листа указываются место и год написания работы.
Оглавление раскрывает содержание работы путем обозначения глав, параграфов и других рубрик рукописи с указанием страниц, с которых они
начинаются . Оно может быть в начале либо в конце работы.
Названия глав и параграфов должны точно повторять соответствующие заголовки в тексте.
Введение призвано ввести читателя в круг затрагиваемых в работе проблем и вопросов. В нем определяются актуальность, новизна, научная и прак-
тическая значимость темы, показывается степень ее разработанности, то есть тем самым обосновывается выбор темы научного исследования. Здесь же
формулируются цели и задачи, которые ставились автором, описываются методы и практическая база исследования. Объем введения не превышает 5 – 7% объема основного текста.
Основная часть состоит из нескольких глав, разбитых на параграфы. Первый параграф студенты нередко посвящают истории или общетеоре-
тическим вопросам рассматриваемой темы, а в последующих параграфах раскрывают основные ее аспекты. В них рассматривается действующее
законодательство, излагаются теоретические положения, дается анализ спорных точек зрения, высказывается и аргументируется свое мнение по
ним, излагаются результаты обобщения собранного фактического материала, анкетирования, изучения документов и т.д.
В заключении в логической последовательности излагают полученные результаты исследования, указывают на возможность их внедрения в
практику, определяют дальнейшие перспективы работы над темой. Кратко должны быть изложены выводы по каждой главе, а также предложения и рекомендации, направленные на совершенствование законодательства, практики его применения, развитие юридической науки и учебного процесса в вузе.
Объем заключения не должен превышать 5÷7% объема основного текста.
В список литературы включаются только те литературные источники, которые были использованы при написании работы и упомянуты в тексте или
сносках. Список составляется по разделам с учетом требований государственного стандарта.
В приложения включаются извлечения из отдельных нормативных актов, копии подлинных документов, выдержки из справок, отчетов,
обобщений, образцы анкет, таблицы, графики и другие вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть
работы и увеличивают ее объем. При подсчете объема научной работы приложения не учитываются.
Главная цель научной публикации — познакомить научное сообщество с результатами исследования автора, а также обозначить его приоритет в избранной области науки.
Научная статья представляет собой краткий, но достаточный для понимания отчет о проведенном исследовании и определения его значения для развития данной области науки. В нем должно содержаться достаточное количество информации и ссылок на ее источники, чтобы коллеги сами смогли оценить и проверить результаты работы.
В статье следует четко и сжато изложить современное состояние вопроса, цель и методику исследования, результаты и обсуждение полученных данных. Это могут быть результаты собственных экспериментальных исследований, обобщения производственного опыта, а также аналитический обзор информации в рассматриваемой области.
В работе, посвященной экспериментальным (практическим) исследованиям, необходимо описать методику экспериментов, оценить точность и воспроизводимость полученных результатов. Желательно, чтобы результаты работы были представлены в наглядной форме: в виде таблиц, графиков, диаграмм.
При написании статьи следует соблюдать правила построения научной публикации и придерживаться требований научного стиля речи. Это обеспечивает однозначное восприятие и оценку данных читателями.
Основные признаки научного стиля — объективность, логичность, точность.
Для соблюдения требования объективности научной речи нельзя допускать использования в научной статье эмоциональных высказываний и личных оценок.
Логичность подразумевает жесткую смысловую связь на всех уровнях текста: информационных блоков, высказываний, слов в предложении. Требования соблюдения смысловой точности и логичности необходимо придерживаться при построении абзаца. В частности, предложение, которое его открывает, должно быть тематическим, то есть содержать вопрос или краткое вступление к изложению данных. В следующих предложениях абзаца излагается конкретная информация — данные, идеи, доказательства. Завершается абзац обобщением сказанного — предложением, которое содержит вывод. Важным условием понимания прочитанного является простота изложения, поэтому в одном предложении должна содержаться только одна мысль.
Необходимость соблюдать требование точности проявляется в том, что значительное место в научном тексте занимают термины. Однозначность утверждений достигается их правильным употреблением. Для этого автору нужно следовать определенным правилам:
В начале работы над статьей необходимо поставить перед собой следующие вопросы.
1. Какова основная цель статьи? Следует четко определить:
— описываете ли вы новые результаты исследований (в таком случае это будет экспериментальная статья);
— даете ли новое толкование ранее опубликованным результатам (сводная аналитическая статья, которая используется для выдвижения и обоснования крупной гипотезы);
— делаете ли обзор литературы или крупной темы (здесь важно показать авторское, критическое, отношение к рассматриваемому материалу, в такой статье необходимы анализ и обобщение).
2. В чем состоит отличие статьи от других исследований по данной теме, ее новизна? Следует определить:
— какой вклад в науку делает публикация;
— какое отношение имеют представленные результаты к другим исследованиям в этой области;
— был ли этот материал издан ранее.
3. Где будет опубликована статья, на кого она ориентирована? Перед тем как высылать статью редакционной коллегии журнала, в котором вы планируете публиковаться, желательно ознакомиться с «Правилами для авторов», чтобы с самого начала придерживаться требований редакции конкретного журнала. В журналах, рецензируемых ВАК, необходимо публиковать эмпирический материал (анализ), положения заключительных частей диссертационного работы, где представлены собственные исследования, наработки автора, а не обзор литературных источников по проблеме исследования.
Нужно заранее знать, кому адресована статья. Автор должен написать новое, еще не известное так, чтобы оно стало ясным читателю в такой же степени, как и ему самому. Наиболее трудные места работы необходимо разъяснять. Если же статья является развитием уже известных работ (и не только самого автора), нет смысла пересказывать их, а лучше адресовать читателя к первоисточникам.
Следующий этап работы — определение идеи или основной гипотезы. Естественно, что в общем виде она уже сформирована, тем не менее ее стоит проанализировать еще раз. В идеале, в статье должен быть задан один вопрос и содержаться такой объем информации, который позволяет исчерпывающе на него ответить. Сформулируйте рабочие гипотезы, продумайте весь возможный спектр ответов на основной вопрос статьи: и те, которые вы собираетесь доказать, и те, которые намерены опровергнуть.