Личность и основы межкультурной коммуникации
Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слышит.
М. Монтень
Ю.М. Лотман[1] определял культуру как коллективный интеллект и коллективную память, т.е. надиндивидуальный механизм хранения и передачи сообщений (текстов) и выработки новых. В данном разделе мы будем понимать культуру как “мир смыслов”, единый для некоторой группы людей. Группа эта может быть объединена признаками национальной, языковой или профессиональной принадлежности, пола, возраста и т. д.
Гуманистические идеалы ценности в формировании личности
Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один.
У. Блэкстоун
Ценности являются важнейшими компонентами культуры наряду с нормами и идеалами. В соответствии с ними происходит отбор информации в процессе общения, складываются различные социальные технологии, формируются навыки взаимодействия и т. д. Ценности имеют огромное значение для любой культуры, поскольку определяют отношения человека с природным окружением, другими людьми и самим собой. Не будучи сами вещью или предметом, ценности воплощают в себе отношение к вещам, явлениям, событиям и процессам.
Интеллектуальное развитие человека в культуре
Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.
Аристотель.
Интеллектуальный уровень личности характеризуется в целом двумя основными параметрами: объемом приобретенной информации и способностью использовать эту информацию для решения возникающих в процессе деятельности различного рода проблемных ситуаций. Первый из этих параметров характеризует эрудицию человека, второй – его интеллектуальное развитие.Интеллектуальная культура включает в себя комплекс знаний и умений в области умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками.
Самоопределение личности в современной культуре
Культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой.
Дмитрий Лихачев
В современной культуре произошла смена способа познания. Если предыдущая модель познания была ориентирована на знание, то современная ориентируется на информацию. В чем разница? Во-первых, знание всегда субъективно, всегда личностно, оно неразрывно связано с человеком, являющимся его носителем. Поэтому его невозможно передать без потерь и искажений. Информация объективна, она не связана с человеком, обезличена. Информацию можно долгое время передавать и хранить без изменения. Знание ориентируется на понимание, информация – на запоминание. Во-вторых, знание не может быть унифицировано, переведено в цифровой код и т.д., так как знание предполагает целостность, представление о которой не может существовать вне личности.