Описание аудиторных занятий приведено в таблице 1 (с указанием семестра, в котором организуется обучение по данной дисциплине).
Таблица 1
Содержание и структура учебной дисциплины
Семестр №3 | ||
1
| Характеристика процесса художественного проектирования. Специфика проектирования изделий ДПИ и народного искусства. Требования к объектам художественного проектирования. Методы проектирования и дизайна. Стадии процесса проектирования. | 4 |
2 | Фактуры. Свойства пространственной формы предметов. Фактурные особенности материалов. Художественные фактуры. * Выполнение задания «Художественные фактуры» с использованием различных художественных материалов, техник и приемов, художественно-графическая подача. | 12 |
3 | Композиция как средство и язык художественного проектирования. Законы и правила композиции. Средства гармонизации композиции (контраст, нюанс, тождество; симметрия и асимметрия; статика и динамика; ритм и метр; выделение сюжетно-композиционного центра). | 10 |
4 | Проектирование декора для заданной формы. Требования, предъявляемые к проектированию декора объемных изделий. Развертка. Функция изделия как центральная категория художественного проектирования. Методика разработки декора изделия (этапы работы над заданием). * Выполнение задания «Разработка декора для питьевой кружки» (выбор темы и назначения изделия, выбор стилистики, выбор мотива, эскизирование и поиск композиционного решения, художественно-графическая подача). | 22 |
| Всего | 48 |
Семестр №4 | ||
5 | Проект и художественное проектирование. Изображение изделий в художественном проектировании. Требования к подаче и методика выполнения проекта изделия. Обтягивание планшета. Компоновка элементов проекта на планшете. Правила выполнения отмывки, материалы и инструменты. | 6 |
6 | Форма изделия. Процесс формообразования и функциональные, конструктивные, пространственно-пластические и технологические характеристики изделия. Композиционные средства, используемые при создании формы изделий. Закономерности зрительного восприятия формы. Цвет в композиции. * Выполнение задания «Декоративный сосуд» (выбор темы и назначения изделия, выбор стилистики, работа по сбору и анализу материала, выбор мотива, эскизирование, формообразование, стилеобразование и поиск композиционного решения, художественно-графическая подача проекта). | 35 |
7 | Понятие о стиле. Стилизация. Художественный стиль. Анализ стиля. Этапы и значение стилизации. Методы художественной переработки растительных и зооморфных мотивов. Бионика, этно-арт и экологическая ориентация современного дизайна. * Выполнение задания «Изучение стиля» (сбор и изучение материала, эскизирование и выполнение стилизации, поиск композиционного решения, художественно-графическая подача проекта). | 22 |
| Всего | 63 |
Семестр №5 | ||
8 | Творческие источники в художественном проектировании. Виды творческих источников. Анализ и приемы работы с творческими источниками. Бионика. * Выполнение задания «Анализ творческих источников и приемы работы с ними» (выбор биоформы, эскизирование и выполнение стилизации, поиск композиционного решения, художественно-графическая подача проекта). | 17 |
9 | Группы изделий из керамики как художественная система. Виды групп изделий из керамики и их отличительные особенности. Композиционные средства связей между элементами группы изделий и признаки группы: цельность, единство стиля и творческого метода, цветовой гаммы, базовых форм и образов. | 10 |
10 | Набор изделий (комплект). Виды наборов. Специализация и комплектация наборов. Требования к проектированию наборов изделий. * Разработка проекта целевого набора (исследовательская работа, выбор темы и назначения, постановка проблематики ПС, определение состава проекта, выбор стилистики и мотива, эскизирование и поиск композиционного решения, художественно-графическая подача проекта, составление аннотации). | 37 |
| Всего | 64 |
Семестр №6 | ||
11 | Сервизы. Виды сервизов и их комплектация. Принципы организации сервизов и особенности их проектирования. * Разработка проекта сервиза (исследовательская работа и анализ, выбор темы и назначения, определение состава проекта, выбор стилистики и мотива, эскизирование и поиск композиционного решения, подача проекта, составление аннотации). | 47 |
12 | Проектирование декоративной керамической скульптуры. Виды скульптуры. Ансамблевость. Значение художественного образа для проектирования скульптуры. Процесс формообразования и конструктивные, пространственно-пластические и технологические характеристики изделия. Стилизация и трансформация формы. * Курсовой проект (исследовательская работа, выбор темы и назначения, поиск художественного образа, эскизирование - стилизация и трансформация объекта, поиск композиционного решения, художественно-графическая подача проекта, составление аннотации, написание пояснительной записки, защита проекта.). | 58 |
| Всего | 105 |
Семестр №7 | ||
13 | Проектирование изделий из керамики в системе производства. Производство и виды производств. Анализ требований, предъявляемых к изделию со стороны производства. Учёт условий и возможностей производства при проектировании изделий. Пути достижения разнообразия изделий высокого качества при минимальных затратах. Принципы дизайн-проектирования изделий на одной конструктивной основе. Прогрессивные методы создания изделий ДПИ. * Выполнение задания «Экономический расчет» – расчет себестоимости (стоимость основных, отделочных материалов и фурнитуры; аренда, амортизация и электроэнергия; стоимость работ и создание эскиза), прибыли и отпускной цены.
| 8 |
14 | Разработка авторского проекта изделий из керамики с использованием приобретенных знаний и навыков. Определение основных задач дизайн-проекта и составление индивидуального технического задания. Проблематизация проектной ситуации. Создание дизайн-концепции объекта. Вариантный поиск и экспериментальный характер эскизного проекта. * Разработка авторского проекта изделий из керамики (исследовательский этап, постановка задачи проектирования и составление индивидуального технического задания оценка проектной ситуации и создание дизайн-концепции, определение состава проекта, вариантный поиск и экспериментальный характер эскизного проекта, художественно-графическая подача проекта). | 24 |
| Всего | 32 |
Примечание: Руководитель курса вправе изменять задание в программе в зависимости от степени потери слуха и общеобразовательной подготовки студентов