Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства (керамика) — Тематическое содержание дисциплины

Описание аудиторных занятий приведено в таблице 1 (с указанием семестра, в котором организуется обучение по данной дисциплине).

Таблица 1

 

Содержание и структура учебной дисциплины

Семестр №3

1

 

Характеристика процесса художественного проектирования. Специфика проектирования изделий ДПИ и народного искусства. Требования к объектам художественного проектирования. Методы проектирования и дизайна. Стадии процесса проектирования.

4

2

Фактуры. Свойства пространственной формы предметов. Фактурные особенности материалов. Художественные фактуры.

* Выполнение задания «Художественные фактуры» с использованием различных художественных материалов, техник и приемов, художественно-графическая подача.

12

3

Композиция как средство и язык художественного проектирования. Законы и правила композиции. Средства гармонизации композиции (контраст, нюанс, тождество; симметрия и асимметрия; статика и динамика; ритм и метр; выделение сюжетно-композиционного центра).

10

4

Проектирование декора для заданной формы. Требования, предъявляемые к проектированию декора объемных изделий. Развертка. Функция изделия как центральная категория художественного проектирования. Методика разработки декора изделия (этапы работы над заданием).      

 * Выполнение задания «Разработка декора для питьевой кружки» (выбор темы и назначения изделия, выбор стилистики, выбор мотива, эскизирование и поиск композиционного решения, художественно-графическая подача).                                                                         

22

 

Всего

48

Семестр №4

5

Проект и художественное проектирование. Изображение изделий в художественном проектировании. Требования к подаче и методика выполнения проекта изделия. Обтягивание планшета. Компоновка элементов проекта на планшете. Правила выполнения отмывки, материалы и инструменты.

 6

6

Форма изделия. Процесс формообразования и функциональные, конструктивные, пространственно-пластические и технологические характеристики изделия. Композиционные средства, используемые при создании формы изделий. Закономерности зрительного восприятия формы. Цвет в композиции. 

* Выполнение задания «Декоративный сосуд» (выбор темы и назначения изделия, выбор стилистики, работа по сбору и анализу материала, выбор мотива, эскизирование, формообразование, стилеобразование и поиск композиционного решения, художественно-графическая подача проекта).

35

7

Понятие о стиле. Стилизация. Художественный стиль. Анализ стиля. Этапы и значение стилизации. Методы художественной переработки растительных и зооморфных мотивов. Бионика, этно-арт и экологическая ориентация современного дизайна. 

* Выполнение задания «Изучение стиля» (сбор и изучение материала, эскизирование и выполнение стилизации, поиск композиционного решения, художественно-графическая подача проекта).

22

 

Всего

63

Семестр №5

8

Творческие источники в художественном проектировании. Виды творческих источников. Анализ и приемы работы с творческими источниками. Бионика.

* Выполнение задания «Анализ творческих источников и приемы работы с ними» (выбор биоформы, эскизирование и выполнение стилизации, поиск композиционного решения, художественно-графическая подача проекта).

17

9

Группы изделий из керамики как художественная система. Виды групп изделий из керамики и их отличительные особенности. Композиционные средства связей между элементами группы изделий и признаки группы: цельность, единство стиля и творческого метода, цветовой гаммы, базовых форм и образов.

10

10

Набор изделий (комплект). Виды наборов. Специализация и комплектация наборов. Требования к проектированию наборов изделий.

* Разработка проекта целевого набора (исследовательская работа, выбор темы и назначения, постановка проблематики ПС, определение состава проекта, выбор стилистики и мотива, эскизирование и  поиск композиционного решения, художественно-графическая подача проекта, составление аннотации).

37

 

Всего

64

Семестр №6

11

Сервизы. Виды сервизов и их комплектация. Принципы организации сервизов и особенности их проектирования.

* Разработка проекта сервиза (исследовательская работа и анализ, выбор темы и назначения, определение состава проекта, выбор стилистики и мотива, эскизирование и поиск композиционного решения, подача проекта, составление аннотации).

47

12

Проектирование декоративной керамической скульптуры. Виды скульптуры. Ансамблевость. Значение художественного образа для проектирования скульптуры. Процесс формообразования и конструктивные, пространственно-пластические и технологические характеристики изделия. Стилизация и трансформация формы.

* Курсовой проект (исследовательская работа, выбор темы и назначения, поиск художественного образа, эскизирование - стилизация и трансформация объекта, поиск композиционного решения, художественно-графическая подача проекта, составление аннотации, написание пояснительной записки, защита проекта.).

58

 

Всего

105

Семестр №7

13

Проектирование изделий из керамики в системе производства. Производство и виды производств. Анализ требований, предъявляемых к изделию со стороны производства. Учёт условий и возможностей производства при проектировании изделий. Пути достижения разнообразия изделий высокого качества при минимальных затратах. Принципы дизайн-проектирования изделий на одной конструктивной основе. Прогрессивные методы создания изделий ДПИ.

* Выполнение задания «Экономический расчет» – расчет себестоимости (стоимость основных, отделочных материалов и фурнитуры; аренда, амортизация и электроэнергия; стоимость работ и создание эскиза), прибыли и отпускной цены.

 

8

14

Разработка авторского проекта изделий из керамики с использованием приобретенных знаний и навыков.  Определение основных задач дизайн-проекта и составление индивидуального технического задания. Проблематизация проектной ситуации. Создание дизайн-концепции объекта. Вариантный поиск и экспериментальный характер эскизного проекта.

* Разработка авторского проекта изделий из керамики (исследовательский этап, постановка задачи проектирования и составление индивидуального технического задания оценка проектной ситуации и создание дизайн-концепции, определение состава проекта, вариантный поиск и экспериментальный характер эскизного проекта, художественно-графическая подача проекта).

24

 

Всего 

32

 

Примечание: Руководитель курса вправе изменять задание в программе в зависимости от степени потери слуха и общеобразовательной подготовки студентов