Требования федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки бакалавров «Экономика» к итоговым аттестационным испытаниям
Выпускник программы бакалавриата по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» с присвоением квалификации «академический бакалавр» в соответствии с аналитическим видом профессиональной деятельности, на который ориентирована образовательная программа, готов решать следующие профессиональные задачи:
– поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;
– обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;
– построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;
– анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом;
– подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов;
– проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов;
– участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ.
В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
Коды |
Компетенции выпускника по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» |
Этапы государственной итоговой аттестации и содержание выполняемых студентом-выпускником заданий |
||||
Этап 1 Государственный экзамен |
Этап 2 Проведение теоретического исследования |
Этап 3 Проведение практического исследования |
Этап 4 Оформление ВКРБ |
Этап 5 Защита ВКРБ |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ОК |
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ |
|||||
ОК-1 |
Способен использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
|
Исследование принципов экономического мышления и их значения в развитии миропонимания |
Разработка рекомендаций по результатам практического исследования на основе системного представления о мире как объекте познания |
|
|
ОК-2 |
Способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
|
Исследование экономических аспектов развития общества и технологического прогресса |
Разработка рекомендаций по результатам практического исследования на основе понимания закономерностей развития общества и с целью реализации общественно важных задач |
|
|
ОК-3 |
Способен использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности |
Знание закономерностей функционирования современной экономики |
Исследование теоретических положений в рамках темы ВКР на основе системного представления об экономике как о науке, применяемой в организациях различных сфер деятельности |
|
|
|
ОК-4 |
Способен к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия |
|
|
|
Подготовка аннотации ВКР на иностранном языке |
Создание текста доклада и презентации на русском языке и готовность к участию в дискуссии |
ОК-5 |
Способен работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
|
|
Сбор данных для проведения практического исследования в профессиональной среде (коллективе) экономического субъекта |
|
Дискуссия по содержанию ВКР с членами ГЭК в ходе защиты работы |
ОК-6 |
Способен использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности |
Подготовка ответов на вопросы государственного экзамена с учетом норм действующего законодательства в сфере бухгалтерского учета, анализа и аудита |
Изучение базовой терминологии, принципов и правил ведения бухгалтерского учета, анализа и аудита с учетом норм действующего законодательства |
Применение утвержденных методик бухгалтерского учета, анализа и аудита и разработка рекомендаций, не противоречащих нормам действующего законодательства |
Форматирование текста ВКР с учетом требований действующих ГОСТ |
|
ОК-7 |
Способен к самоорганизации и самообразованию |
Самостоятельность в выборе источников информации и организации работы при подготовке к государственному экзамену |
Самостоятельность при поиске источников по теме исследования и в промежуточных выводах по теоретической части исследования |
Самостоятельность в промежуточных выводах по практической части исследования |
Самостоятельность в итоговых выводах по теме исследования |
Самостоятельность в отборе материала для доклада и презентации по теме исследования |
ОК-8 |
Способен использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности |
|
|
Характеристика деятельности экономического субъекта с учетом принятых в организации правил и норм охраны труда, включающих санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия |
|
|
ОК-9 |
Готов пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий |
|
|
Характеристика деятельности экономического субъекта с учетом принятых в организации правил и норм охраны труда, включающих организационно-технические и реабилитационные мероприятия |
|
|
ОПК |
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ |
|||||
ОПК-1 |
Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
Использование электронных и печатных источников информации при подготовке к государственному экзамену с учетом возможностей и ограничений доступа к таким ресурсам |
Использование электронных библиографических каталогов и систем при подборе источников по теме исследования с учетом возможностей и ограничений доступа к таким ресурсам |
Использование электронных и печатных источников информации в ходе прикладного исследования с учетом возможностей и ограничений доступа к таким ресурсам |
Указание прямых и косвенных ссылок на авторов и использованные источники информации в ходе подготовки текста ВКР |
|
ОПК-2 |
Способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач |
|
Обобщение информации, необходимой для обоснования теоретических подходов к решению профессиональных задач |
Сбор количественных и качественных экономических данных и сведений об объекте наблюдения (организации), их анализ и обработка в ходе прикладного исследования |
|
|
ОПК-3 |
Способен выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы |
Выбор инструментария для решения практических заданий (задач) в ходе государственного экзамена |
Выбор методов и методик теоретического исследования, анализ и интерпретация результатов |
Выбор методов и методик прикладного исследования, выполнение необходимых расчетов, интерпретация полученных результатов |
Формулировка выводов и рекомендаций по итогам исследования |
Обоснование структуры презентации и содержания доклада на защиту ВКР в соответствии с поставленной целью и задачами исследования. |
ОПК-4 |
Способен находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовностью нести за них ответственность |
|
|
Использование профессионального суждения для обоснования управленческих решений в отношении объекта наблюдения (организации) в соответствии с тематикой и целью ВКР |
|
|
ПК |
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ |
|||||
ПК-4 |
Способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты |
|
Использование процессного подхода к исследованию финансово-хозяйственной деятельности организации и осуществление на его основе теоретических построений |
Моделирование и прогнозирование показателей финансово-хозяйственной деятельности организации с использованием экономико-математических методов прикладного исследования |
Интерпретация результатов математических и эконометрических расчетов и построений |
|
ПК-5 |
Способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений |
Выбор методов анализа и аудита для решения практических ситуаций |
Сбор и обобщение данных для решения задач исследования на основе представлений об информационной емкости бухгалтерской (финансовой) и иных видов отчетности организации |
Анализ и интерпретация данных бухгалтерской и иной отчетности организации с использованием специальных методов и на основе понимания порядка формирования показателей и заполнения форм отчетности |
Обоснование управленческих решений в отношении объекта наблюдения (организации) с учетом оценки их влияния на изменение показателей в отчетности организации |
|
ПК-6 |
Способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей |
|
Макроэкономический и статистический анализ развития экономики региона (страны, мира) в ходе теоретического исследования |
Анализ деятельности экономического субъекта, являющегося объектом наблюдения, в контексте выявленных тенденций социально-экономического развития |
|
|
ПК-7 |
Способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет |
|
Целеполагание в постановке цели и задач подготовки информационных/аналитических обзоров |
Сбор и анализ данных, формирование отчета по проведению информационного/аналитического обзора |
|
|
ПК-8 |
Способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии |
Поиск информации в ходе подготовки к государственному экзамену с применением информационных технологий |
Поиск информации, необходимой для проведения теоретического исследования, с применением информационных технологий |
Выбор программных продуктов и приложений для выполнения расчетов и их осуществление |
Использование текстовых и графических редакторов при подготовке и форматировании текста ВКР |
Использование графических редакторов и иных приложений для оформления презентации доклада на защиту ВКР |