Социология — Методические указания по выполнению всех видов работ

Оглавление / Contents

  • ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

Реферат (от лат. rеfеrо - докладываю, сообщаю) — краткое изложение научной проблемы, результатов научного исследования, содержащихся в одном или нескольких  научных источниках.

Реферат является учебно-научной работой, поскольку содержит в себе элементы исследования. В связи с этим к нему должны предъявляться требования по оформлению, как к научной работе. Эти требования регламентируются государственными стандартами, в частности:

ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления».

ГОСТ 7.82—2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».

 

1.2 Требования к оформлению рефератов.

Текст реферата должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ, основные положения которого здесь и воспроизводятся.

Целью реферативной работы является приобретение навыков работы с литературой, обобщения литературных источников и практического материала по теме, способности грамотно излагать вопросы темы, делать выводы

В тексте должны композиционно выделяться структурные части работы, отражающие суть исследования: введение, основная часть и заключение, а также заголовки и подзаголовки.

При написании реферата необходимо базироваться на строгом понятийном аппарате. Излагать материал необходимо последовательно и в рамках плана. Представленный материал должен быть написан в научном стиле и содержать в себе корректно представленные научные данные

Реферат должен содержать:

титульный лист,

оглавление,

введение,

основную часть,

выводы (заключительная часть),

приложения (по возможности),

список использованных источников (с указанием авторов, названия, места издания, издательства, года издания).

В начале реферата должно быть оглавление, в котором указываются номера страниц по отдельным разделам.

Во введении содержится актуальность темы, описание научной проблемы, формулируется цель, задачи исследования.

Основная часть посвящена решению поставленных задач

Текст должен излагаться в соответствии с планом, четко и последовательно, желательно своими словами. В тексте должны быть ссылки на использованные источники. При дословном воспроизведении материала каждая цитата должна иметь ссылку на соответствующую позицию в списке использованной литературы с указанием номеров страниц.

Подстрочные ссылки приводятся внизу страницы под основным текстом и оформляются с помощью пронумерованных сносок. Нумерация ссылок на каждой странице начинается заново.

Заключениеэто своеобразное резюме всей работы. В нем излагаются основные положения написанной работы. Заключение должно содержать основные теоретические и практические выводы (если они есть), к которым пришёл студент, выполняя исследование.

Примерный объем реферата составляет 10-15 страниц машинописного текста.

В конце работы прилагается список используемых источников

 

Цитирование. Цитата является точной, дословной выдержкой из какого-либо текста, включённого в текст курсовой работы. При цитировании наибольшее внимание следует уделять современной литературе, отдавая приоритет первоисточникам. Общий подход к цитированию состоит в том, что цитаты могут быть в любом разделе и параграфе, за исключением тех, в которых автор развивает свою позицию или подводит итог по полученным в процессе выполнения курсовой работы результатам. Если цитируется текст, то цитату нужно обязательно взять в кавычки и оформить ссылку на цитируемый источник.

Ссылки. Все приведённые в курсовой работе определения, цитаты, мнения авторов, статистические данные и т.п., заимствованные из источников, должны сопровождаться точными и правильно оформленными библиографическими ссылками.

Подстрочные ссылки приводятся внизу страницы под основным текстом и оформляются с помощью пронумерованных сносок. Нумерация ссылок на каждой странице начинается заново.

При повторных ссылках на одно и то же издание приводят фамилию и инициалы автора, заглавие (или только заглавие при отсутствии автора) и соответствующие страницы. Если на одной странице даётся несколько ссылок подряд на один и тот же источник, то в повторной ссылке приводят слова «Там же» и указывают номер страницы. Например, «Там же. – С. 10».

Пример:

Причём из контекста понятно что, авторы рассматривают их как тождественные[1].

 

 

Знаки при ссылке ставятся  в следующей последовательности:

  1. Знак сноски ставится, как правило, в конце предложения.
  2. В случае, когда знак сноски ставится внутри предложения, действуют следующие правила:
    1. Запятая, точка с запятой ставятся после знака сноски, чтобы показать, что сноска относится к слову или группе слов.
    2. Знак сноски не ставится перед двоеточием
    3. Вопросительный или восклицательный знак: многоточие и кавычки ставятся перед знаком сноски, чтобы показать, что сноска относится ко всему предложению.

Например: …1,… 1;     НО  …?1     ! 1

В Списке использованных источников должны быть только те, на которые есть ссылки в тексте. В курсовой работе этот список должен содержать не менее 15 наименований (более 30-ти нежелательно). Преимущественно это должны быть научные тексты: справочники, монографии, статьи из журналов и материалов научных форумов (конгрессов, конференций, симпозиумов и т.п.). Могут быть использованы и учебники, имеющие высокий научный уровень или при ограниченности научных изданий по выбранной теме. Очень осторожно следует отнестись к публикациям в периодической печати и Интернет-публикациям (использовать только при уверенности в их достоверности).

При наличии в списке нормативных документов их помещают в начало списка.

Примеры:

Книга

  1. Новосибирская область в зеркале социологии: культурный капитал и инновационный потенциал населения в контексте модернизации : колл. монография / отв. ред. В.И. Игнатьев, науч. ред. Е.Б. Мостовая. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013. – 264 с.
  2. Добреньков В.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т.1. Теория и методология / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 908 с.

Автореферат, диссертация

  1. Куклина Н.Б. Позитивное мышление развивающейся личности как социокогнитивный фактор духовной жизни общества: автореф. дис. … канд. социол. наук / Н.Б. Куклина; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск, 1999. – 23 с. 

Статья из журнала

  1. Матиящук С. В. Возникновение и развитие рынка электрической энергии / С. В. Матиящук // Федерализм. – 2009. – № 1. – С. 195–202.

Часть книги, статья в сборнике

  1. Игнатьев В.И. Факторы органичной модернизации региональной общности / В.И. Игнатьев, Я.В. Али, Е.В. Комф // Проблемы модернизации в социокультурных портретах регионов России: сб. материалов VIII Всерос. научно-практ. конф. по прогр. «Социокультурная эволюция России и её регионов»: 22 – 25 октября 2012г. – Уфа: АН РБ, Гилем, 2012. – С. 58 – 64.

Интернет-ресурсы

  1. Алексеев А. В. Улюкаев ставит на рубль [Электронный ресурс] / А. В. Алексеев // Комментарии.ру : агентство полит. коммент. – Дубна, 2009. – 8 апр. – Режим доступа: http://kommentarii.ru/comment.php?f=3&t=2421&p=26156. – Загл. с экрана (Дата обращения: число, месяц, год).
  2. Девятко И. Ф. Онлайн исследования как метод: Фрагмент из «Онлайн исследования в России 2.0» [Электронный ресурс] / И. Ф. Девятко. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-research/methods/online.htm. – Загл. с экрана (Дата обращения: число, месяц, год).

 


[1] Громов И.А. Западная теоретическая социология / И.А. Громов, А.Ю. Мацукевич. –  СПб.: Ольга, 1996. – С. 286.