Правила аттестации студентов .
При определении итоговой оценки за семестр используется модульно-рейтинговая система.
Если студент набирает менее 50 баллов, то он не допускается к зачету. Допуск к зачету студент получает только при выполнении контрольной работы, аналитических и творческих работ по всем темам курса.
60 баллов – студент сдает дифференцированный зачет и получает соответствующую оценку по ECTS.
90-100 баллов отлично (90 баллов- А-; 95 баллов- А; 98-100 баллов – А+)
74-86 баллов – хорошо (74 баллов – С; 76 баллов – С+; 80 баллов – В-; 84 балла – В; 86 баллов – В+ );
50-73 баллов – удовлетворительно (50 баллов – Е; 60 баллов - D-; 64 балла – D; 66 баллов – D; 69 баллов – D+; 70 баллов – С-;)
25 – 49 баллов (FX) – позволяет студенту пересдать дисциплину, освоив самостоятельно материал.
Если учащиеся не набирают 25 баллов (F), это означает необходимость повторного обучения по данному курсу.
В рамках дисциплины предполагается написание контрольной работы по курсу. В качестве контрольной работы выступает анализ любой статьи по выбору студента из социологического журнала «Социс» за последний год. Цель написания контрольной работы – ознакомиться с опытом социологического анализа социальных процессов в современном российском обществе. Объем научной статьи не менее 3 листов. На титульном листе обязательно необходимо указать номер журнала и год издания, название статьи и автора.
Анализ статьи выполняется по следующему плану:
1) Авторы (сведения о них из статьи).
2) Социальная проблема, отраженная в статье.
3) Цель написания работы (задачи исследования).
4) Методы и способы, с помощью которых автор решает задачи в работе.
5) Результаты исследования.
6) Выводы: автора и мой собственный.
Объем работы - 2-3 страницы печатного текста. Работа должна быть выполнена в печатном виде. К ней прилагается ксерокопия статьи.
Контрольная работа (КР) должна отражать степень освоения студентом первичных навыков научно-исследовательской работы, умение чётко и грамотно изложить в тексте результаты своей работы. КР имеет в основном аналитическую, реферативную направленность.
Вопросы к итоговому зачету
Объект и предмет социологии как науки.
Методы социологических исследований.
Социальное неравенство и социальная стратификация в обществе.
Понимающая социология М. Вебера.
Социологизм Э.Дюркгейма.
Конфликтологический подход в социологии.
Глобализация как фактор развития современного общества.
Проблема демографии в современном Российском обществе.
Социологические концепции О.Конта и Г.Спенсера: общие и отличительные черты, их вклад в становлении социологии как науки.
Особенности развития социологической мысли в дореволюционной России.
Социология П.Сорокина.
Становление социологии как науки: предпосылки, особенности, основные этапы.
Глобализация как фактор развития современного общества.
Категория института в социологии: сущность понятия, основные концепции, типологии.
Социальная девиация: понятие, формы проявления, способы преодоления, основные теоретические подходы.
Культура как социальный институт.
Механизмы и закономерности ценностных изменений в обществе.
Социальное развитие современного Российского общества.
Восточная и западная культуры, особенности и основные модели взаимодействия.
Социальные группы и социальные организации.
Социализация: понятие, механизмы, основные институты, роль в жизни человека.
Институт брака и семьи в современном обществе: понятие, функции, особенности эволюции.
Конфликт как социологическая категория: понятие, типологии, роль в жизни человека и общества.
Глобальные проблемы современности.
Институт массовой коммуникации: особенности возникновения, эволюция, роль в современном информационном обществе.
Понятие, механизмы и функции социального контроля.
Религия как фактор развития современного общества.
Духовный кризис современного общества: понятие, формы проявления, основные пути преодоления.
Политическая система общества: понятие, виды, особенности функционирования, специфика в условиях современной России.
Государство как базовый социальный институт.