Социология — Контрольно-измерительные материалы

Правила аттестации студентов .

При определении итоговой оценки за семестр используется модульно-рейтинговая система.

Если студент набирает менее 50 баллов, то он не допускается к зачету. Допуск к зачету студент получает только при выполнении контрольной работы, аналитических и творческих работ по всем темам курса.

60 баллов – студент сдает дифференцированный зачет и получает соответствующую оценку по ECTS.

90-100 баллов отлично (90 баллов- А-; 95 баллов- А; 98-100 баллов – А+)

74-86 баллов – хорошо (74 баллов – С; 76 баллов – С+; 80 баллов – В-; 84 балла – В; 86 баллов – В+ );

50-73 баллов –  удовлетворительно (50 баллов – Е; 60 баллов  - D-; 64 балла – D; 66 баллов – D; 69 баллов – D+; 70 баллов – С-;)

25 – 49 баллов (FX) – позволяет студенту пересдать дисциплину, освоив самостоятельно материал.

Если учащиеся не набирают 25 баллов (F), это означает необходимость повторного обучения по данному курсу. 

В рамках дисциплины предполагается написание контрольной работы по курсу. В качестве контрольной работы выступает анализ любой статьи по выбору студента из социологического журнала «Социс» за последний год. Цель написания контрольной работы – ознакомиться с опытом социологического анализа социальных процессов в современном российском обществе. Объем научной статьи не менее 3 листов. На титульном листе обязательно необходимо указать номер журнала и год издания, название статьи и автора.

Анализ статьи выполняется по следующему плану:

1)   Авторы (сведения о них из статьи).

2)   Социальная проблема, отраженная в статье.

3)   Цель написания работы (задачи исследования).

4)   Методы и способы, с помощью которых автор решает задачи в работе.

5)   Результаты исследования.

6)   Выводы: автора и мой собственный.

Объем работы -   2-3 страницы печатного текста. Работа должна быть выполнена в печатном виде. К ней прилагается ксерокопия статьи.

Контрольная работа (КР) должна отражать степень освоения студентом первичных навыков научно-исследовательской работы, умение чётко и грамотно изложить в тексте результаты своей работы. КР имеет в основном аналитическую, реферативную направленность.

Вопросы к итоговому зачету

Объект и предмет социологии как науки.

Методы социологических исследований.

Социальное неравенство и социальная стратификация в обществе.

Понимающая социология М. Вебера.

Социологизм Э.Дюркгейма.

Конфликтологический подход в социологии.

Глобализация как фактор развития современного общества.

Проблема демографии в современном Российском обществе.

Социологические концепции О.Конта и Г.Спенсера: общие и отличительные черты, их вклад в становлении социологии как науки.

Особенности развития социологической мысли в дореволюционной России.

Социология П.Сорокина.

Становление социологии как науки: предпосылки, особенности, основные этапы.

Глобализация как фактор развития современного общества.

Категория института в социологии: сущность понятия, основные концепции, типологии.

Социальная девиация: понятие, формы проявления, способы преодоления, основные теоретические подходы.

Культура как социальный институт.

Механизмы и закономерности ценностных изменений в обществе.

Социальное развитие современного Российского общества.

Восточная и западная культуры, особенности и основные модели взаимодействия.

Социальные группы и социальные организации.

Социализация: понятие, механизмы, основные институты, роль в жизни человека.

Институт брака и семьи в современном обществе: понятие, функции, особенности эволюции.

Конфликт как социологическая категория: понятие, типологии, роль в жизни человека и общества.

Глобальные проблемы современности.

Институт массовой коммуникации: особенности возникновения, эволюция, роль в современном информационном обществе.

Понятие, механизмы и функции социального контроля.

Религия как фактор развития современного общества.

Духовный кризис современного общества: понятие, формы проявления, основные пути преодоления.

Политическая система общества: понятие, виды, особенности функционирования, специфика в условиях современной России.

Государство как базовый социальный институт.