Преддипломная практика является определенным этапом подготовки выпускной квалификационной работы. Поэтому цели, место проведение и программа практики, ее организация и контроль увязываются с общей стратегией и тактикой подготовки данной работы.
Преддипломная практика может носить индивидуальный или групповой характер. Групповой характер практики возможен в случае, проведения в рамках кафедры, организации-партнера групповых исследований, с участием студентов. Результаты групповых исследований так же могут использоваться при подготовке выпускных квалификационных работ, так как квалификационные работы могут выполняться по одной проблеме несколькими студентами-выпускниками, в случае если тема, цели и задачи исследования различны. В этом случае различие должно найти свое отражение в плане квалификационной работы.
Ответственным за учебно-методическое обеспечение практики является руководитель выпускной квалификационной работы. В случае необходимости, кафедрой могут дополнительно назначаться консультанты, осуществляющие консультирование студентов по тем или иным проблемам эмпирических исследований.
Задание на практику выдается студентам во время рабочее совещания по организации и проведению преддипломной практики и включает в себя пакет отчетных документов, подлежащих заполнению входе прохождения практики каждым студентом и методические рекомендации по их заполнению.
Методические рекомендации по выполнению задания по преддипломной практике
Организуя и проводя исследование студент-практикант должен иметь в виду:
1. Проведенное исследование должно соответствовать выбранной теме квалификационной работы, в этом случае оно включается в работу.
2. Предпочтительно, чтобы исследование имело комплексный характер, т.е. был использован не один, а несколько методов (возможно сочетание количественных и качественных методов).
3. Выбранные методы должны устраивать руководство принимающей организации, а цель должна быть сформулирована четко и конкретно, она должна быть направлена на решение проблемы, волнующей принимающую организацию.
4. Результаты исследования в обязательном порядке должны быть показаны руководству, а аналитическая записка (возможно без программы и приложений) остается в организации.
5. Если на основании результатов исследования (диагностики проблем, решаемых принимающей организацией) будет разработан и реализуем проект, программа и др., т.е. если результаты будут способствовать решению прикладных задач, можно говорить о внедрении результатов квалификационного исследования («внедрение» подтверждается соответствующей справкой от принимающей организации).
6. Программа исследования оформляется в качестве приложения к квалификационной итоговой работе.
7. Лучше, если количественное исследование будет иметь репрезентативный, а не пилотажный, характер. Для этого достаточно исследовать узкую аудиторию и дополнить расчет выборки квотированием.
8. Обнаружение связи между переменными увеличивают значимость работы.
9. Особое внимание следует обратить на интерпретацию результатов, поскольку именно интерпретация позволяет судить об аналитических, экспертных и прогнозных компетенциях исследователя.
10. Студент несет ответственность за достоверность предоставляемого им в ВКР эмпирического материала, а также за соблюдение авторских прав на результаты, полученные другими лицами, в частности за использование этих результатов, которое должно быть оформлено в соответствии с действующим законодательством.
Подготовка отчетных документов — важный этап прохождения практики. Представленные документы должны содержать информацию о деятельности студента в течение практики, демонстрировать степень сформированности у студента необходимых компетенций, но, кроме того, сама работа над составлением отчетной документации должна быть инструментом формирования ряда компетенций. Документы по практике должны быть проработаны так, чтобы их фрагменты могли быть использованы как материал для выпускной квалификационной работы по направлению.
По окончании практики студент-практикант должен представить руководителю практики от кафедры письменный отчет не позднее, чем через 7 дней после окончания практики. Отчет представляется в письменной (ответственному за учебно-методическое обеспечение практики от кафедры) и электронных (секретарю или методисту кафедры) версиях.
В пакет отчетных документов, представляемых студентом, входят:
1. Общий и календарный планы прохождения практики. Составляется под руководством ответственных за практику, в течение первых трех дней. Форма плана (см. Приложение 1). План может быть вписан в дневник практики (графа «Задание на практику») либо вложен туда отдельным документом.
В календарном плане-графике студент вместе с руководителем практики от выпускающей кафедры описывает по пунктам содержание работ, которые будут выполнены в ходе практики. Каждому виду работ должна быть дана краткая характеристика. Здесь же указываются точные сроки, в которые работы должны быть выполнены. При прохождении практики студент должен строго следовать плану-графику.
После окончания практики, студент должен предоставить план-график руководителю от организации, в которой проходила практика. Руководитель от организации в специальном разделе дает свою заключительную оценку о прохождении студентом практики. Подпись руководителя от организации должна быть заверена гербовой печатью организации.
2. Дневник практики, в котором должны быть заполнены: календарный план практики, график прохождения практики (с подписью руководителя практики от организации за каждый день прохождения практики), краткий отчет, об участии в конкретных мероприятиях во время практики. Дневник практики хранится на кафедре социальной работы, и должен быть сдан по окончании практики вместе с остальными документами.
3. Программа эмпирического исследования, включая обоснование методов, выборку и инструментарий эмпирического исследования.
Важным этапом прохождения исследовательской практики является утверждение программы эмпирического исследования. Утверждение проводится на кафедре в присутствии студента и научного руководителя. Программа обсуждается и при необходимости корректируется.
Программа эмпирического исследования должна включать в себя следующие компоненты:
I. Методологическую часть.
1. Описание проблемной ситуации.
2. Формулировку исследовательской проблемы.
3. Объект, предмет исследования. Эмпирический объект.
4. Цель и задачи исследования.
5. Интерпретацию основных понятий, используемых в исследовании.
6. Гипотезы исследования.
7. Операционализацию понятий (выделение эмпирических индикаторов).
II. Процедурную часть.
1. Характеристику эмпирического объекта. Расчет выборочной совокупности (при необходимости).
2. Описание методов и средств сбора данных.
3. Инструментарий (анкеты, сценарии, тесты и др.)
3. Описание методов обработки исходных данных.
III. Рабочий план исследования. Анализ данных пилотажного исследования (при необходимости апробации инструментария).
1. Анализ данных.
2. Скорректированный инструментарий.
3. Рабочий план исследования.
4. Отчет о результатах социологического исследования, включающий интерпретацию данных, выборочно таблицы (с диаграммами и графиками) (контроль осуществляет научный руководитель, сдается в организацию только после утверждения научным руководителем);
5. Приложения. В приложениях (обязательно!) все таблицы (для количественных методов) и все транскрипции (для качественных методов) (прилагаются к полному отчету, но не обязательно сдаются в организацию);
6. Электронная презентация для сопровождения публичного выступления на отчетной конференции, иллюстрирующая содержание отчета по практике. Требования к оформлению и содержанию (см. Приложение 2 ).
В заключении отчета студент-практикант должен отразить влияние практики на формирование профессиональных умений и навыков.
Отчет и все прочие документы подготовленные по итогам практики должны быть оформлены в соответствии с требованиями (см. Приложение 3).
Защита отчета (зачет) происходит на кафедре в сроки назначенные руководителем практики от кафедры.