Русский язык (модуль): Актуальные проблемы современного русского языка — Контрольно-измерительные материалы

lock
Доступ ограничен

Скачивание файлов курса закрыто паролем

Оглавление / Contents

  • Портфолио
  • Зачет

Итоговой работой по дисциплине является портфолио, в которое входят следующие содержательные компоненты.

1. Теоретические материалы, включенные в ЭУМК по дисциплине «Актуальные проблемы современного русского языка», выступающие содержательно-методологическим стержнем портфолио [Режим доступа: http://dispace.edu.nstu.ru/didesk/course/show/4815. – Загл. с экрана].

2. Теоретические материалы по дидактическим единицам и темам курса.

3. Текстовые материалы, демонстрирующие поисково-аналитическую деятельность аспиранта.

Все три вида теоретических материалов должны сопровождаться различного рода трансформационными материалами, подготовленными аспирантом и свидетельствующими об осмыслении полученной информации (в том числе в виде рефлексивных эссе и графических организаторов текста – кольца Венна, концептуальная таблица, кластер, двойной / тройной дневник, бортовой журнал и т.п.).

4. Самостоятельные работы, выполненные в соответствии с заданиями по темам, размещенными в ЭУМК дисциплины, и выступающие свидетельством сформированности заявленных в дисциплине компетенций.

5. Выводы по проделанной в процессе обучения работе (в форме рефлексивного эссе).

Критерии оценки

  1. Портфолио считается выполненным на пороговом уровне, если в нем содержатся теоретические материалы по дисциплине, текстовые материалы, отражающие поисково-аналитическую деятельность аспиранта, есть выводы, но отсутствует рефлексия, свидетельствующая о реальном освоении полученных знаний. Оценка составляет от 40 до 50 баллов.
  2. Портфолио считается выполненным на базовом уровне, если в нем содержатся теоретические материалы по дисциплине, текстовые материалы, отражающие поисково-аналитическую деятельность аспиранта, самостоятельные работы выполнены на удовлетворительном уровне, присутствуют рефлексивные работы по некоторым темам, есть выводы. Оценка составляет от 51 до 65 баллов.
  3. Портфолио считается выполненным на продвинутом уровне, если в нем содержатся теоретические материалы по дисциплине, текстовые материалы, отражающие поисково-аналитическую деятельность аспиранта, выполненные самостоятельные работы, а также представлены (с помощью графических организаторов текста) различные трансформации теоретического материала с элементами содержательной рефлексии и оценки, есть выводы (в форме рефлексивного эссе), выполненные на высоком уровне. Оценка составляет от 66 до 80 баллов. 

Задание 1. Назовите основные тенденции, проявляющие себя на а) фонетическом уровне языка, б) словообразовательном уровне языка, в) лексическом уровне языка, г) морфологическом уровне языка, д) синтаксическом уровне языка, е) стилистическом уровне языка. Проиллюстрируйте эти тенденции конкретным языковым материалом.

Задание 2. Проанализируйте основные тенденции, проявляющиеся на разных уровнях языковой системы русского языка. Можете ли вы разделить их на универсальные, т.е. имеющие место практически на всех или большинстве уровней, и специфические, свойственные только определенным уровням языковой системы. Ответ представьте в графическом виде.

Задание 3. Существуют ли, на ваш взгляд, факторы, существенно осложняющие для лингвистов анализ современной языковой ситуации? Дайте развернутый ответ в виде лингвистического рассуждения.

Задание 4. Как изменились ваши взгляды на языковые процессы и актуальные тенденции, характерные для современного уровня развития русского языка? Удалось ли вам сформировать свою точку зрения на современные языковые процессы и особенности проявления активных изменений в русском языке?

Задание 5. Какие актуальные процессы современного русского языка иллюстрируют языковые единицы, представленные ниже. Объясните причины их появления и динамику вхождения в современный русский язык.

Гуглить, селфи, себяшечка, облачные технологии, е-learning, фото-жаба, стопитсот, аффтар жжет, вежливые люди, дорожная карта, атмосферно, мимими, мимишечно, няшно.

Задание 6. Появилось ли у вас представление о том, с помощью каких методов и процедур лингвистического анализа современная русистика определяет и описывает основные тенденции, которые проявляются в современном русском языке? Назовите методы и исследовательские процедуры анализа

  • современного фонетического материала;
  • современного словообразовательного материала;
  • современного лексического материала;
  • современного морфологического материала;
  • современного синтаксического материала;
  • современного стилистического материала.

Задание 7. Какие методы и процедуры лингвистического анализа используете вы в своем диссертационном исследовании? Опишите их использование в рамках вашего языкового материала.

Задание 8. Проведите анализ следующего текста, используя разные виды лингвистического анализа.

 

Текст 1

Кот как код, или О чем говорят котики

За последние десять лет котики из умилительной картинки превратились в способ коммуникации современного человека. Само слово «котики» вошло в моду не так давно, но теперь через них транслируют все: от политической позиции до сексуальных притязаний. Кот как код, в котором зашито то, что происходит с нами. О чем же говорят котики?

Она спит, обняв лапами морду. Розовый нос, усы в разные стороны, доверчиво мурлычет и вздрагивает во сне. Покой, тепло, уют — в общем, потерянный рай, вот что выражает эта кошка. Рука тянется к планшету — сфотографировать, выложить в фейсбук. 300 лайков за 2 часа. 20 комментариев.

Одна из функций котиков в фейсбуке — коммуникация. С их помощью можно напомнить о себе. Они посредники. Медиаторы. Если написать особо нечего, но хочется обратной связи, вместо содержательного поста вполне можно повесить фотографию очаровательного зверька. На него точно среагируют. Почему?

- Что такого в нас есть, что некуда больше вложить, кроме как в котиков? - отвечает вопросом на вопрос психолог Ольга Лобач.

Я задумываюсь. Мягкость. Свобода. Лень. Нежность. Характер. Своеволие. Беззащитность. Избалованность. Это все есть во мне. Но это то, что я себе не очень-то и позволяю. Культивируются другие качества: целеустремленность, собранность, ответственность. Я должна все успеть — а кошка жмурится и сладко потягивается, не собираясь просыпаться. Я должна писать статью, а она играет колпачком от ручки, потому что ей захотелось. Я беру зонт и выхожу в дождь на улицу, потому что у меня через час совещание. А кошка забирается под лампу и мурчит. Я не ем пирожных и шоколада, а она лопает вторую пачку «вискаса» и просит еще…

— Мы реагируем на котиков потому, что узнаем в них себя, — объясняет Ольга. — Узнаем то, что в нас есть, но мы не можем назвать, не можем выразить. При этом он почти человек: выразительная мордочка, большие глаза, эмоциональность. Ну, то есть это мы наделяем их эмоциями. Кот в контакте с человеком и разделяет его ментальное пространство. Поэтому нам так нравится. Но, в отличие от нас, он не подчиняется ни времени, ни долгу, ни условностям.

Мы, как правило, в напряжении. А котики расслаблены. Мы торопимся — они никогда никуда не спешат. Мы серьезны и сосредоточены — они умильны и непоседливы. Мы жесткие — котики мягкие. Мы винтики в сложном механизме современной жизни, но хотели бы научиться существовать в собственном ритме — это умеет делать каждый кот. Есть еще один интернет-мем на эту тему: «Береги своего внутреннего кота», то есть внутреннего ребенка. Настоящего, живого, непосредственного, не задавленного нормами и правилами. Котик даже внешне похож на ребенка и одним своим видом отключает агрессию на рефлекторном уровне.

— По сути, это игрушка для жителя большого города, и, что более важно, наш адаптационный механизм, - говорит Ольга.