Реферат является частью дифференцированного зачёта (см. раздел ЭУМК " Контрольно-измерительные материалы"). Реферат также должен демонстрировать знания, усвоенные в ходе изучения дисциплины, поэтому первая глава реферата должна опираться на самостоятельную работу, выполненную в течение семестра.
Реферат является мини-исследованием по интересующей проблематике в области педагогического образования и пересекается с темой магистерского исследования (см. примерный перечень тем рефератов ниже в прикреплённом файле).
Требования к реферату
С самого начала работы над рефератом неукоснительно следуйте всем требованиям, предъявляемым к содержанию, структуре и оформлению реферата (см.прикреплённые файлы).
Темы рефератов
Этапы выполнения реферата
Планирование мини-исследования
Введение неоднократно подвергается корректировке в процессе работы над рефератом.
Во введении отражаются направления исследования, которые указывают, какие задачи исследования необходимо решать.
Обычно названия параграфов формулируются в соответствии с задачами исследования.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ характеризует степень расхождения между спросом на научные идеи и практическими рекомендациями (для удовлетворения потребности) и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – определенная область реальности (природной или социальной), на которую направлен процесс научного познания.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – наиболее значимые свойства, стороны, характеристики, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению или познание которых особенно важно для решения той или иной проблемы (теоретической или практической).
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ отражает конечный прогнозируемый результат эксперимента или исследования.
ЗАДАЧИ конкретизируют цель. Они являются ориентиром для исследования. Они выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели отдельных этапов работы.
МЕТОДЫ теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование. Методы эмпирического исследования: изучение литературы, документов; изучение результатов деятельности (учащихся, учителей школ); наблюдение; анкетирование, опрос; метод экспертных оценок; обследование; мониторинг; изучение и обобщение педагогического опыта; опытная работа; педагогический эксперимент (см. прикреплённый файл «Методы педагогического исследования»).
Содержание введения см. в файле «Содержание и структура реферата».
Анализ источников и формулировка своей точки зрения
Реферат не копирует дословно фрагменты текста первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате аналитико-синтетической переработки и обобщения материала первоисточника (документы, статьи, монографии, учебные пособия, авторефераты, диссертации). При обобщении и при дословном цитировании мы указываем ссылку на автора (см. файл "Требования к оформлению реферата").
Содержание реферата должно демонстрировать уровень усвоения изученного материала (Глава 1), способность анализировать различные источники по выбранной теме. Анализ источников по теме реферата показывает умение четко излагать суть проблемы, выделять существенную информацию и формулировать собственную точку зрения на явления, события и факты, изложенные в тексте. Необходимо, чтобы содержание материала, на основе которого выполняется реферат, выходило за рамки программы учебной дисциплины (Глава 2). Содержание Главы 1 у всех практически одинаковое, т.к. оно строится на основе изученных тем (можно и нужно использовать выполненные в течение семестра письменные задания); содержание Главы 2 отражает специфику, выбранной темы реферата.
При изучении литературы рекомендуется соблюдать определенную последовательность. Начинать следует с изучения законодательных материалов, учебников и учебных пособий. Затем можно перейти к монографиям, авторефератам диссертаций, статьям научных журналов, материалам научных конференций. Такая последовательность в изучении литературных источников позволяет постепенно накапливать и углублять знания, идти от простого к сложному, от общего к частному.
Каждый параграф является основой для следующего. Если такой строгой связи нет, необходимо убирать материал, не относящийся к исследованию, концентрироваться только на выполнении намеченных задач исследования.
Подведение итогов исследования
Каждый параграф должен завершаться определенным выводом, предложением практического характера или критическим резюме автора. В выводах подводятся итоги этапов проведенного исследования, в заключении обобщаются основные положения и выводы, сделанные ранее.
Проверка уникальности текста на системе "Антиплагиат"
Результаты проверки включают в себя:
Минимально допустимый процент оригинальности текста – 65%. Это значит, что 35% текста состоит из заимстований и цитат, которые оформлены правильно (=честно).
Не оформленный правильно чужой текст (перефразирование без указания авторства идеи; цитаты без кавычек, указания источников и СТРАНИЦ), распознанный системой, - плагиат. Он не входит в 65%, как следствие, работа отклоняется.
Использование в тексте реферата текста курсовой работы считается самоплагиатом. Работа отклоняется.
При сдаче печатного варианта реферата необходимо вложить скриншот результатов проверки на системе "Антиплагиат".
Инструкция по работе с «Антиплагиатом» http://ido.nstu.ru/info/antiplagiat
Отражение результатов исследования в презентации
Результаты проведённого исследования отражаются в презентации Power Point. Презентация должна быть оформлена в соответствии с одним из предлагаемых шаблонов (см. прикреплённые файлы). Рекомендуется придерживаться установленного количества слайдов, хотя количество слайдов, представляющих результаты исследования (Глава 1,Глава 2), может быть увеличено.