Для отработки в игровой форме базовых понятий бухгалтерского учета студентам предлагается разделиться на группы по 3-5 человек. После этого каждая группа получает набор карточек, перевернутых вниз стороной с написаными на них терминами. Один из студентов вытягивает карточку и, не показывая написанное слово, объясняет содержание указанного понятия всем членам группы. При объяснении нельзя использовать слова, являющиеся однокоренными по отношению к загаданному термину. Тот, кто первым отгадывает слово, забирает карточку себе и вытягивет следующую карточку. По окнчании игры студенты подсчитывают карточки и выявляют лидера группы по количеству отгаданных понятий.
Для отработки в игровой форме навыков формирования бухгалтерского баланса студентам прдлагается разделиться на группы по 3-5 человек. После этого каждая группа получает двустороннюю таблицу бухгалтерского баланса с выделенными в ней разделами, а также набор карточек с указанными на них видами хозяйственных средств организации и источников их формирования. На первом этапе игры студентам необходимо составить баланс, разместив карточки с объектами бухгалтерского учета в соответствующих разделах таблицы и соблюдая правила расположения статей в балансе по вертикали (сверху вниз): увеличение степени ликвидности (в активе) и сокращение срока погашения обязательств (в пассиве). После проверки результатов преподавателем студенты получают карточки с содержанием фактов хозяйственной жизни организации, свершившихся в отчетном периоде, а также игральные фишки (красные - означают "плюс", синие - означают "минус"). На втором этапе игры студенты устанавливают соответствующие фишки на тех статьях баланса, по которым произошло увеличение и/или уменьшение в результате свершившихся операций, и определяют по каждой операции тип изменения баланса. Цель игры достигается, если на протяжении всей игры актив баланса остается равен пассиву.
Для отработки в игровой форме принципов построения системы аналитических счетов и их взаимосвязи со счетами синтетического учета студентам предлагается разделиться на группы по 3-5 человек. Каждая группа получает схему организации аналитического учета по одному из счетов: "Материалы", "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" или "Вложения во внеоборотные активы" и карточки с указанными на них названиями аналитических счетов и субсчетов. После этого студенты выстраивают иерархическую систему аналитического учета, распределяя карточки по уровням, выделенным в схеме. Цель игры достигается после того, как студенты устанавливают номера всех субсчетов и аналитических счетов, открытых в разрезе соответствующего синтетического счета.
В ходе изучения модуля 2 "Финансовый анализ" студенты на практических занятиях выполняют проектную работу по оценке финансового положения и результатов финансово-хозяйственной деятельности реально действующего экономического субъекта по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности. Для выполнения работы студенты разделяются на группы по 4-5 человек. После этого каждая группа получает комплект годовой бухгалтерской отчетности организации и проводит анализ по одному из следующих направлений:
- экспресс-диагностика финансово-хозяйственной деятельности организации;
- анализ ликвидности и платежеспособности организации;
- анализ финансовой устойчивости организации;
- анализ деловой активности организации.
На выполнение задания отводится 4 академических часа. Полученные результаты студенты представляют в форме презентаций, делают выводы о финансовом положении и результатах деятельности организации, а также информационной емкости бухгалтерской (финансовой) отчетности и возможностях ее финансового анализа.
В ходе работы рекомендуется использовать теоретические материалы по основам финансового анализа деятельности организации, представленные в соответствующем разделе ЭУМК.