Структура и методология социологического знания — Методические указания по выполнению всех видов работ

       Ниже приводится учебный материал для практических занятий.  Структурно-содержательный компонент каждого занятия составляют два раздела. В первом излагаются вопросы для самостоятельной подготовки для последующего выступления на практическом занятии и обсуждения материала с группой. Второй содержит вопросы для самоконтроля при изучении данной темы, а также может быть применен во фронтальном опросе . Литературу к данной теме студенты находят сами  - либо из предложенного в общей библиографии списка, либо самостоятельно, тем самым получая полезный навык поиска материала.

Тема 1. Занятие 1.Социология как наука

Вопросы для самостоятельного изучения.

1.   Объект и предмет социологии. Место социологии в системе общественных наук.

2.   Структура социологического знания. Соотношение теоретического и эмпирического уровней социологического познания.

3.   Роль социологии в обществе.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Определите предмет социологии с позиции макросоциологического подхода.

2.Определите предмет социологии с позиции микросоциологического подхода.

3.Перечислите функции социологии.

4.Назовите самый распространенный метод в социологии.

5.Основная характеристика неальтернативного закрытого вопроса в социологической анкете.

6.Что подразумевает социологический термин «выборка».

7.В чем сущность социометрии как метода прикладного социологического исследования.

 

Тема 2. Занятие 2.Становление и развитие социологии.

Вопросы для самостоятельного изучения

1.  Зарубежная социология XIX – первой половины XX веков.

2.  Социология в России в ХIХ – начале ХХ веков.

3.  Современные социологические направления:

а) функционализм;

б) марксизм;

в) структурализм;

г) символический интеракционизм.

 

Вопросы для самоконтроля

1.     Кто ввел в научный образ оборот термин «социология».

2.     Назовите автора следующего определения социологии: - «Это позитивная наука об обществе».

3.     «Социология – это наука о социальных факторах».

4.     «Социология – это наука о социальном поведении».

5.     Кто из социологов исследовал проблему группового поведении.

6.     Назовите центральное понятие социологии К. Маркса.

7.     Кто сформулировал закон социальной гармонии.

8.     Кто подчеркивал важность понимания субъективного смысла, который вкладывается в действие индивида.

9.     Кто обосновал закон соответствия производительных сил характеру производственных отношений.

10.                       Назовите представителей структурного функционализма в социологии.

11.                       Назовите представителей символического интеракционизма в социологии.

 

Тема 3. Занятие 3.Общество как социальная система

 

Вопросы для самостоятельного изучения

 

1.   Системный метод в исследовании общества. Социальная деятельность, социальные взаимодействия и социальные отношения.

2.   Основные теории общества.

3.   Типология обществ.

 

Вопросы для самоконтрол

  1.Дайте определение  страны.

2.Определение  государства.

3.Определение общества (по А.И. Кравченко).

4.Кто автор следующего определения общества: «Общество – это надиндивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях».

5.«Общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других действий».

6.«Общество – это система отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности».

7.Перечислите признаки общества (по Э. Шилзу).

8.Два основных значения термина гражданское общество.

9.Назовите главный сектор производства в традиционном обществе.

10.Назовите главный сектор производства в индустриальном обществе.

11.Постиндустриальное и информационное общество – больше синонимы или антонимы?

 

Тема 4. Занятие 4. Личность в социальной системе

Вопросы для самостоятельного изучения

 1. Личность как субъект и продукт социальных отношений.

2. Структура личности. Статусы, роли, диспозиции.

3. Социализация личности. Институты социализации.

4. Социологические концепции личности.

 

Вопросы для самоконтроля

 

  1. Понятие человек, индивид. Два основных подхода при  рассмотрении понятия личности в социологии (личность как объект и субъект).
  2. Ролевая концепции личности в социологии.
  3. Диспозиционная концепции личности в социологии.
  4. Материалистическая концепции личности в социологии.
  5. Зеркальное «Я» (по Ч. Кули).
  6. «Обобщенный другой» (по Д.Г. Миду).
  7. Назовите одно из определений социализации.
  8. Назовите этапы социализации.
  9. Агент социализации и агент 007 – сходные понятия.
  10. Назовите две основных формы социализации.
  11. Формы поведения, способствующие или препятствующие социализации (по Р. Мертону).
  12. Типы социального характера (по Э. Фромму).

 

 

 

Тема 5. Занятие 6. Социальные институты

Вопросы для самостоятельной подготовки

1.  Понятие социального института.

2.  Типология социальных институтов, их функции, взаимодействие и развитие.

3.  Социальные институты (семья, образование и т.д.) в современном российском обществе.

Вопросы для самоконтроля

 1.     Назовите одно из определений социального института.

2.      Чем обусловлено возникновение социальных институтов.

3.      Структура социального института.

4.      Классификация социальных институтов по характеру содержания исполняемых функций.

5.      Классификация социальных институтов по характеру организации.

6.      Назовите социально-институциональные признаки индивида.

7.      Перечислите основные условия эффективного функционирования социальных институтов (по Я. Щепаньскому).  

 

 

 

 Тема 6. Занятие 7.Социология организаций.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки

1.Строение, структура и тип связей социальных организаций.

 2.Типология организаций

3.Иерархия организаций.

4.Организационные патологии.

 

Вопросы для самоконтроля

 1.   Назовите основные смысловые значения термина «организация» применимо к социальным объектам.

2.   Цель как компонент организации.

3.    Иерархия как компонент организации.

4.    Управление как компонент организации.

5.    Формализация отношений как компонент организации.

6.      Основные черты добровольной организации.

7.      Основные черты бюрократии.

8.      Основные черты деловых организаций.

9.      Назовите типы тотальных организаций (по И. Гоферману).

 

 Тема 7. Занятия 7,8 Социальная стратификация.

Вопросы для самостоятельной подготовки

  1. Понятие социальных общностей. Общие основы социальных группировок и виды социальных групп.
  2. Сущность и основные функции социальной стратификации.
  3. Теории социальной стратификации.
  4. Стратификационные системы.
  5. Особенности стратификационных процессов современного российского общества

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Определение понятий социальная общность и социальная группа (по А.Н. Елсукову).
  2. Назовите классификацию социальных групп (по любому основанию, на выбор).
  3. Определите понятие класса (В.И. Ленина).
  4. Кто является представителем референтной группы Д’Артаньяна.
  5. Чем отличается реальная и условная группы.
  6. Виды толпы.
  7. Страта и слой – синонимы или антонимы.
  8. Назовите показатели объективного положения человека в стратификационной системе.
  9. Какому автору принадлежит следующее объяснение социального неравенства – «неравенство поможет обществу обеспечить такие условия, в которых самые важные виды деятельности выполняют самые способные».
  10. Главная причина социального неравенства с позиции теории К. Маркса.
  11. Что характерно для физико-генетического типа стратификации.
  12. Что характерно для рабовладельческого типа стратификации.
  13. Что характерно для кастового типа стратификации.
  14. Что характерно для сословного типа стратификации.
  15. Что характерно для этакратического типа стратификации.
  16. Что характерно для классового типа стратификации.
  17. Что характерно для культурно-символического типа стратификации.
  18. Что характерно для культурно-нормативного типа стратификации.
  19. Назовите основные формы социальной стратификации.
  20. С каким типом социальной мобильности связано замужество Золушки.
  21. Кто ввел в научный обиход понятие маргинальность.
  22. Определите понятие маргинальность.
  23. Назовите периоды двух волн маргинальности в России XX века.

1.   Нарисуйте схему (опорный конспект) системно-функциональной концепции Т. Парсонса. Какова основная цель структурно-функционального анализа? Нарисуйте схему Р. Мертона, чем она отличается от модели Т. Парсонса?

2.   Чем структурные модели постструктуралистов так называемой новой французской волны отличаются от модели Т. Парсонса?

3.   Перечислите все черты, присущие обществу как открытой саморазвивающейся системе.

4.   Почему именно в социокультурном пространстве заложен механизм идентификации?

5.   Объясните, от чего зависит изменение ценностных систем в обществе?  Почему и в каком обществе молодёжь отрицает ценности старшего поколения? Проведите в своей студенческой группе маленькое исследование. Попросите членов вашей группы выстроить в ранговом порядке следующие ценности: хороший коллектив, здоровье, карьера, любовь, дружба, деньги, крепкая семья, образование,  власть.

6.   Что такое этноцентризм? Приведите примеры этноцентризма. Можно ли избавиться от него? Какие социальные процессы формируют этноцентризм?

7.   Что такое, по Вашему мнению, стереотипизация? Почему стереотипы различных культур мешают взаимопониманию и приводят к напряжению и конфликтам?

8.   Нарисуйте схему (опорный конспект) социального действия Т. Парсонса.

9.   Что является основным стимулом действия в аффективном, традиционном, ценностнорациональном и целерациональном действии? В чём отличие реакции? Как человек оценивает себя сам в каждом из четырёх случаев?

10. Назовите основные элементы структуры социального обмена. Проанализируйте, используя данную структуру, ситуацию, которая складывается на любой лекции.

11. Придумайте примеры к постулатам социального обмена Дж.Хоманса.

12. Проанализируйте несколько ситуаций взаимодействия: диспут политических лидеров,  переговоры в бизнесе, флирт между мужчиной и женщиной - по следующим параметрам: 1) какие цели преследуют партнёры; 2) каковы их интересы; 3) каковы их мотивы; 4) характеристика прямых и косвенных участников взаимодействия; 5) какова технология самого взаимодействия; 6) какие нормы и стереотипы регулируют взаимодействие; 7) какие санкции возможны за нарушение норм.

13. Почему стиль -  это всегда демонстрация личности своего "Я" и своей роли?

14. Что такое социальный статус? Какие бывают статусы? Как соотносятся статус и роль?

15. В деловом взаимодействии, например на производстве, можно увидеть различные стили проигрывания одной и той же роли - сотрудника: так, ударник (человек, который демонстрирует окружающим свой ударный труд и требует его оценки) и т.д. Придумайте названия и опишите известные вам стили поведения.

16. Какова роль социализации и индивидуализации в процессе становления индивидов.

17. Покажите основные институты и ведущих агентов социализации?

18. Какова взаимосвязь социальных норм и отклонений?

19. Проанализировать основные социологические теории социальных отклонений.

20. В чем новизна социологического анализа Э. Дюркгеймом проблем суицида. Какие недостатки присущи данному подходу?

21. Что такое социальное неравенство?

22. Чем характеризуется такой социальный феномен как класс?

23. Чем отличается социальная стратификация от социальной дифференциации?

24. Опишите любую известную Вам страту.

25. Опишите престижную, в Вашем понимании, социальную группу и её символы.

26. Что такое маргинальность?

27. Почему социальная организация называется целевой общностью?

28. Каково важнейшее свойство организации?

29. Охарактеризуйте комплекс организационных целей.

30. Как специфика организационных целей влияет на управление организацией?

31. Дайте характеристику иерархии в организации.

32. Опишите формы организационной иерархии.

33. Охарактеризуйте различные типы организаций.

34. Дайте характеристику формальной, внеформальной и социально-психологической организаций.

35. Опишите варианты организационной патологии.

36. Почему социальная организация называется целевой общностью?

37. Каково важнейшее свойство организации?

38. Охарактеризуйте комплекс организационных целей.

39. Как специфика организационных целей влияет на управление организацией?

40. Дайте характеристику иерархии в организации.

41. Опишите формы организационной иерархии.

42. Охарактеризуйте различные типы организаций.

43. Дайте характеристику формальной, внеформальной и социально-психологической организаций.

44. Опишите варианты организационной патологии.

45. Что такое социальный институт?

46. В чем причина необычайного разнообразия социальных институтов в современном обществе?

47. Охарактеризуйте различные виды семей?

48. Каковы причины разводов в современном обществе?

49. Какова динамика изменения социального института религии?

50. Каковы функции института образования?

51. Известно, что культура может рассматриваться как негативное или позитивное явление жизни людей. На чем основано каждое из этих противоположных суждений?   

52. В чем причины многообразия подходов к интерпретации социальных конфликтов в социологии?

53. Сформулируйте кратко идеи основных подходов к интерпретации социального кон-

фликта.

54. Какой из данных подходов вам представляется наиболее перспективным? Аргумен-

тируйте свой ответ.

55. Сформулируйте особенности современного этапа изучения  социального конфликта.

56. Назовите основные функции конфликта сформулированные Л. Козером.

57. Выделите и охарактеризуйте основные  структурные элементы конфликта.

58. Перечислите известные вам способы разрешения конфликта. В каких ситуациях вы

считаете перспективным использовать тот или иной способ?

Тема 1. Социология как наука.

1.       Определите предмет социологии с позиции макросоциологического подхода.

2.       Определите предмет социологии с позиции микросоциологического подхода.

3.       Перечислите функции социологии.

4.       Назовите самый распространенный метод в социологии.

5.       Основная характеристика неальтернативного закрытого вопроса в социологической анкете.

6.       Что подразумевает социологический термин «выборка».

7.       В чем сущность социометрии как метода прикладного социологического исследования.

 

Тема 2. История социологии.

Тема 3. Общество как система.

1.     Определите понятие страна.

2.     Определите понятие государство.

3.     Определите понятие общество (по А.И. Кравченко).

4.     Кто автор следующего определения общества: «Общество – это надиндивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях».

5.     «Общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других действий».

6.     «Общество – это система отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности».

7.     Перечислите признаки общества (по Э. Шилзу).

8.     Два основных значения термина гражданское общество.

9.     Назовите главный сектор производства в традиционном обществе.

10.                       Назовите главный сектор производства в индустриальном обществе.

11.                       Постиндустриальное и информационное общество – больше синонимы или антонимы?

12.                       Назовите негативные проявления глобализации.

13.                       Назовите позитивные проявления глобализации.

 

Тема 4. Социальная стратификация.

1.     Определение понятий социальная общность и социальная группа (по А.Н. Елсукову).

2.     Назовите классификацию социальных групп (по любому основанию, на выбор).

3.     Определите понятие класса (В.И. Ленина).

4.     Кто является представителем референтной группы Д’Артаньяна.

5.     Чем отличается реальная и условная группы.

6.     Виды толпы.

7.     Страта и слой – синонимы или антонимы.

8.     Назовите показатели объективного положения человека в стратификационной системе.

9.     Какому автору принадлежит следующее объяснение социального неравенства – «неравенство поможет обществу обеспечить такие условия, в которых самые важные виды деятельности выполняют самые способные».

10.                       Главная причина социального неравенства с позиции теории К. Маркса.

11.                       Что характерно для физико-генетического типа стратификации.

12.                       Что характерно для рабовладельческого типа стратификации.

13.                       Что характерно для кастового типа стратификации.

14.                       Что характерно для сословного типа стратификации.

15.                       Что характерно для этакратического типа стратификации.

16.                       Что характерно для классового типа стратификации.

17.                       Что характерно для культурно-символического типа стратификации.

18.                       Что характерно для культурно-нормативного типа стратификации.

19.                       Назовите основные формы социальной стратификации.

20.                       С каким типом социальной мобильности связано замужество Золушки.

21.                       Кто ввел в научный обиход понятие маргинальность.

22.                       Определите понятие маргинальность.

23.                       Назовите периоды двух волн маргинальности в России XX века.

 

Тема 5. Социальный контроль и социальные отклонения.

1.     Назовите одно из определений социального института.

2.     Чем обусловлено возникновение социальных институтов.

3.     Структура социального института.

4.     Классификация социальных институтов по характеру содержания исполняемых функций.

5.     Классификация социальных институтов по характеру организации.

6.     Назовите социально-институциональные признаки индивида.

7.     Перечислите основные условия эффективного функционирования социальных институтов (по Я. Щепаньскому).

8.     Определение социального контроля Тардом Г.

9.     Определение социального контроля Россом Э., Парком Р.

10.                       Определение социального контроля Аском Р.

11.                       Определение социального контроля Лапьером Р.

12.                       Современное определение социального контроля.

13.                       Перечислите компоненты социального контроля как системы.

14.                       Определение девиантного поведения.

15.                       Классификация отклоняющегося поведения (по Ж. Тощенко).

16.                       Перечислите основные причины девиантного поведения.

17.                       Понятие санкция. Формальные и неформальные санкции.

18.                       Позитивные и негативные санкции.

19.                       Перечислите методы социального контроля.

20.                       Назовите некоторые социальные институты правового контроля над девиацией.

21.                       Назовите некоторые социальные институты общественного контроля над девиацией.

22.                       Назовите некоторые пути преодоления девиантного поведения.

 

Тема 6. Социальный статус и социальная роль.

1.     Понятие социальный статус.

2.     Понятие социальный набор.

3.     Отличие личного статуса от социального.

4.     Чем отличается предписанный и достигаемый статус.

5.     Социальный статус и социальная роль – категория социальной статистики или социальной динамики.

6.     Понятие социальная роль.

7.     Понятие ролевой набор.

8.     Назовите три компонента усвоения социальной роли (по Т. Парсонсу).

9.     Нормативная структура социальной роли.

10.                       Назовите пример ролевого конфликта.

 

Тема 7. Личность как субъект и объект общественных отношений.

1.     Понятие человек, индивид.

2.     Два основных подхода при рассмотрении понятий личности в социологии (личность как объект и субъект).

3.     Назовите представителей ролевой концепции личности в социологии.

4.     Назовите представителей диспозиционной концепции личности в социологии.

5.     Назовите представителей материалистической концепции личности в социологии.

6.     Назовите три компонента зеркального «Я» (по Ч. Кули).

7.     Что означает понятие «обобщенный другой» (по Д.Г. Миду).

8.     Назовите одно из определений социализации.

9.     Назовите этапы социализации.

10.                       Агент социализации и агент 007 – сходные понятия.

11.                       Назовите две основных формы социализации.

12.                       Формы поведения, способствующие или препятствующие социализации (по Р. Мертону).

13.                       Назовите типы социального характера (по Э. Фромму).

14.                        Тип самоактуализирующейся личности является адаптивным или неадаптивным?

15.                       Когда Иисус Христос не возмутился отречению от него Петра, то, какое качество самоактуализирующейся личности он проявил?

 

Тема 8. Социальная деятельность.

1.     Дайте определение социальной деятельности.

2.     Назовите виды социальной деятельности.

3.     Определение социального поведения.

4.     Определение социального действия.

5.     Признаки социального действия (по М. Веберу).

6.     Назовите четыре типа социального действия (по М. Веберу).

7.     Структура единичного акта (общая модель действия) по Т. Парсонсу.

8.     Модель реального социального действия (по Т. Парсонсу).

9.     Направленность адаптации (по теории Т. Парсонса).

10.                       Направленность целедостижения (по теории Т. Парсонса).

11.                       Направленность интеграции (по теории Т. Парсонса).

12.                       Направленность латентной функции (по теории Т. Парсонса).

13.                       Зачем человеку необходимы умения и навыки понимания и использования символов с позиции теории Д.Г. Мида?

14.                       Какая социологическая теория социального поведения более всего близка психологической концепции бихевиоризма.

 

Тема 9. Социальный конфликт.

1.     Назовите разницу в двух подходах к осмыслению конфликта.

2.     Что означает понятие объект конфликта.

3.     Назовите основные функции конфликта.

4.     Назовите виды конфликта.

5.     Назовите основные причины конфликта.

6.     Назовите структурные способы управления конфликтом.

7.     Назовите межличностные стили разрешения конфликтов.

 

Тема 10. Социология организации.

1.         Назовите основные смысловые значения термина «организация» применимо к социальным объектам.

2.         Цель как компонент организации.

3.         Иерархия как компонент организации.

4.         Управление как компонент организации.

5.         Формализация отношений как компонент организации.

6.         Основные черты добровольной организации.

7.         Основные черты бюрократии.

8.         Основные черты деловых организаций.

9.         Назовите типы тотальных организаций (по И. Гоферману).

 

Тема 11. Семья как социальный институт.

1.     Определения понятия семья.

2.     Определения понятия брак.

3.     Чем отличается эгалитарная семья от традиционной.

4.     Назовите основные функции семьи.

5.     Назовите факторы риска возникновения будущих семейных конфликтов в добрачный период.

6.     Перечислите главные причины разводов.

7.     Назовите предмет исследования гендерной социологии.

 

Тема 12. Культура в общественной системе.

1.     Назовите три основных характеристики понятия культуры, которые выделяли большинство исследователей.

2.     Культура как объект изучения с позиции деятельностного подхода.

3.     Культура как объект изучения с позиции семиотического подхода.

4.     Культура как объект изучения с позиции аксиологического подхода.

5.     Культура как объект изучения с позиции феноменологического подхода.

6.     Культура как объект изучения с позиции игрового подхода.

7.     Этноцентрическая позиция по проблеме сходства и отличия культур.

8.     Релятивистский подход по проблеме сходства и отличия культур.

9.     Универсалистский подход по проблеме сходства и отличия культур.

10. Что означает понятие артефакты.

11.Симфония Моцарта – феномен духовной или материальной культуры.

12.Перечислите формы культуры (по любой классификации, по выбору).

13.Охарактеризуйте кумулятивную функцию культуры.

14.Охарактеризуйте коммуникативную функцию культуры.

15.Охарактеризуйте релятивистскую функцию культуры.

16.Охарактеризуйте интегрирующую функцию культуры.

17.Соотношение доминирующей и конткультуры.

18.Определение понятия субкультура.

19.Термин «кич» - его значение.

20.Определение ценностей как элемента культуры.

21.Определение норм как элемента культуры.

22.Определение обычаев как элементов культуры.

23.Определение этикета как элементов культуры.

24.Определение традиций как элементов культуры.

25.Определение языка как элементов культуры.

26.Определение обряда как элемента культуры.