Избирательное право — Методические указания по выполнению всех видов работ

Оглавление / Contents

  • Общие методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям
  • методические указания по выполнению контрольной работы ДЛЯ ЗАОЧНИКОВ

Раздел 1. Теория избирательного права

 

Тема 1.1. Избирательное право: понятие и система.

1. Изучая рекомендованную литературу, раскрывающую содержание понятия избирательного права, его предмет и особенности метода правового регулирования избирательного права необходимо иметь в виду, что избирательное право составляет органичную часть современного конституционного права РФ, связанную с осуществлением народовластия. В отечественной правовой науке выделяются субъективный и объективный подходы в определении избирательного права. В определении объективного избирательного права в отечественном правоведении отсутствует единая точка зрения. Сложность данного вопроса проявляется и в том, что некоторые правоведы рассматривают избирательное право в качестве правового института, другие – подотрасли конституционного права. Обобщая существующие подходы к определению объективного избирательного права можно констатировать, что оно, являясь подотраслью конституционного права, представляет собой совокупность конституционно-правовых норм, регламентирующих правоотношения связанные с организацией избирательного процесса и реализацией прав граждан избирать и быть избранными (активное и пассивное избирательное право) в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Субъективный подход связывается с субъективными избирательными правами и обязанностями российских граждан. Под субъективным избирательным правом понимается право конкретного гражданина избираться и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (активное и пассивное избирательное право). Субъективный характер избирательных прав находит выражение в том, что, во-первых, они принадлежат личности, а во вторых, выступают как вид и мера её возможного правового поведения.

2. Определяя предмет избирательного права необходимо отметить, что входящий в него круг общественных отношений в последнее десятилетие претерпел изменения. Это было связано с процессом выделения из предмета избирательного права таких  институтов народовластия как референдум и отзыв депутатов и выборных должностных лиц.

Определяя отношения составляющие предмет избирательного права, необходимо отметить, что Конституция РФ действующее избирательное законодательство не содержит исчерпывающий перечень выборов, существующих в России. В связи с этим предмет избирательного права может претерпевать изменения. Так, в связи с изменениями, внесенные в систему формирования высшего должностного лица субъекта РФ, объем избирательных отношений в России был существенно сокращен. В будущем расширение предмета избирательного права, возможно, за счет отношений связанных с выборами членов Конституционного Собрания РФ, которое предусмотрено статьей 135 Конституции РФ. Порядок формирования этого органа законодательно не определен. Также многие российские ученые еще с середины 1990-х гг. говорят о необходимости прямых выборов членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, которые до 1993 г. избирались в ходе прямых выборов.

Расширение объема отношений, составляющих предмет избирательного права, возможно за счет выборов мировых судей. В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в РФ» назначение (избрание) мирового судьи возможно двумя способами: законодательным (представительным) органом субъекта РФ или населением соответствующего избирательного округа, в порядке, установленном законом субъекта РФ. В настоящее время законодательство субъектов РФ предусматривает назначение (избрание) судей только законодательным (представительным) органом субъекта. Но, в случае предоставления гражданам России права избирать мировых судей, произойдет расширение субъективного и объективного избирательного права.

3. У каждой крупной системы правовых норм, в том числе и у избирательного права, существуют особенности правового регулирования. Метод избирательного права основывается на методах конституционного права. Среди последних, определяющее значение, по мнению многих ученых, имеет императивный метод правового регулирования. Но в связи с развитием демократических начал в отечественной правовой системе в конституционном праве появляются и иные подходы к определению метода регулирования избирательных отношений. По мнению О.Е. Кутафина, хотя конституционно-правовое регулирование общественных отношений основывается на властно-императивных началах, конституционное право предусматривает во многих случаях возможность возникновения конституционно-правовых отношений, построенных на началах юридического равенства сторон. С этим согласны М.П. Авдеенков и Ю.А. Дмитриев, которые отмечают, что метод волевого воздействия в сочетании с отдельными элементами договора характерен для государственного (конституционного) права и иных отраслей публичного права. Существующие в российской науке точки зрения, позволяют сделать вывод об использовании в избирательном праве императивного и диспозитивного методов правового регулирования, который находит развитие в избирательном режиме.

 

Тема 2. Принципы избирательного права

 

1. Важно отметить, что именно принципы избирательного права отражают основные начала являющиеся фундаментом правового регулирования электоральных отношений. Они представляют собой закономерности, устои данной подотрасли конституционного права, образуют рамки, в которых складывается механизм правового регулирования и определяют дальнейший законотворческий процесс.

Исходя из целевого назначения в механизме правового регулирования выделяются принципы избирательной системы (принципы организации и проведения выборов) и принципы избирательного права (принципы участия граждан в выборах). К первой группе относятся обязательность, периодичность, альтернативность выборов, допустимость разных избирательных систем, независимость органов обеспечивающих организацию и проведение выборов. К принципам участия граждан в избирательном процессе относятся  принципы всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании, принципы  добровольности и свободы выбора.

Всеобщность избирательного права означает, что человек, достигший определённого возраста, отвечающий другим условиям, имеет возможность участвовать в предусмотренных законом выборах, то есть реализовывать своё активное и пассивное право.

Принцип равного избирательного права составляет обязательный элемент отечественного избирательного права. Он означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях. У всех избирателей, голосующих по одной избирательной системе по одним и тем же вопросам имеется равное количество голосов.

Прямое избирательное право означает, что граждане голосуют на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления непосредственно. Данный принцип избирательного права получил закрепление в ст. 81 Конституции РФ (применительно к выборам Президента РФ), ст.ст. 3, 6 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…».

Тайное избирательное право. Этот принцип означает, что никто, кроме избирателя, не имеет права знать о содержании его голосования и исключается любая возможность контроля за волеизъявлением избирателей.

Свобода выборов. Принцип свободы выборов получил закрепление в статье 3 Конституции РФ. Он предполагает, что при организации и проведении выборов исключается какое-либо принуждение как к участию в выборах, так и к голосованию, то есть избиратель свободно (добровольно) участвует в выборах и голосует в соответствии со своим мнением.

Допустимость различных избирательных систем. Федеральное законодательство не ограничивает использование различных избирательных систем при проведении федеральных, региональных и местных выборов. Это подтверждает юридическая практика проведения выборов на федеральном уровне. Президент РФ избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства. До 2003 г. депутаты Государственной Думы избирались на основе мажоритарно-пропорциональной (смешанной) избирательной системы. Государственная Дума четвертого созыва формируется на основе пропорциональной избирательной системы.

Принцип обязательности выборов. Проведение выборов в сроки установленные законами является обязательным. Неправомерный отказ проводить выборы или игнорировать обязательность их проведения ограничивает реализацию конституционного права граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Компетентные государственные и муниципальные органы не вправе уклоняться от назначения выборов и проведения их в установленные законами сроки.

Принцип периодичности выборов. Данный принцип связан с установленными нормативно-правовыми актами рамками исполнения законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти  и органами местного самоуправления своих полномочий.

Альтернативность выборов. Принцип альтернативности является определяющим в организации избирательного процесса. Понятие «альтернативные выборы» было введено определением Конституционного Суда РФ от 4 ноября 1996 г. по запросу Читинской областной Думы. Конституционный Суд рассматривал альтернативность в качестве важнейшего условия свободных выборов, обеспечивающим избирателю реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. В соответствии с частью 30 статьи 38 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» выборы откладываются на срок не более шести месяцев для осуществления дополнительного выдвижения кандидатов, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа или равным ему, либо будет зарегистрирован только один список кандидатов. Данное положение с одной стороны, гарантирует право избирателя на обеспечение реального выбора среди не менее двух или более кандидатов, с другой -исключают возможность монополии одной политической партии, организации, движения на власть и представительства от всего населения.

 

Тема 3. Источники избирательного права

 

Как показывает педагогическая практика самостоятельное изучение студентами этого учебного материала затруднений не вызывает, поскольку он достаточно хорошо освещен в иной правовой литературе. Источником избирательно права является форма внешнего выражения его норм. В современной юридической науке понятие источников избирательного права связывается с нормативно-правовыми актами, регулирующими избирательный процесс. Большинство ученых относит к источникам избирательного права Конституцию РФ, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, акты органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих избирательные отношения, акты избирательных комиссий. Огромное значение в российской правовой системе на современном этапе государственного развития России и регулировании избирательного процесса играют нормы международного права и ратифицированные международные договоры России.

 

Тема 4. Субъекты избирательного права: понятие и виды

 

Изучение темы необходимо начать с усвоения тезиса о том, что любые правовые отношения, в том числе и избирательные, не могут возникать, существовать и развиваться без наличия определенных участников, которые, в качестве субъектов права, представляют собой обязательный элемент правоотношений. Выступая в качестве субъектов, участники избирательных правоотношений приобретают ряд дополнительных свойств, составляющих содержание правовых связей. Субъектом избирательного права являются внешне обособленные образования, участвующие в избирательном процессе, способные вырабатывать единую волю или выступать в виде одного лица, реализовывать свои права и обязанности, нести ответственность за результаты своей деятельности.

Основным условием обладания статусом субъекта избирательного права является наличие у лица специального юридического свойства – избирательной правосубъектности, которая выступает в качестве обязательного элемента для наделения участников общественных отношений избирательными правами и обязанностями. Под избирательной правосубъектностью принято понимать установленную норами избирательного права возможность обладать (иметь) права и обязанности, предусмотренные избирательным законодательством, а также способность осуществлять их своими личными действиями.

В зависимости от принадлежности к той или иной стадии избирательного процесса выделяются субъекты, обладающие правом назначения выборов, субъекты, принимающие участие в формировании избирательных комиссий, субъекты выдвижения кандидатов и т.д. В зависимости от способа принятия в ходе избирательного процесса решения и своей структуры субъекты делятся на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным относятся избиратель, кандидат, зарегистрированный кандидат, доверенные лица кандидата, наблюдатель, Президент РФ, член избирательных комиссий с правом решающего голоса, член избирательной комиссии с правом совещательного голоса. К коллективным - избирательные комиссии, избирательные объединения, политические партии, общественные объединения, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации, представительные органы местного самоуправления.

 

Тема 5. Избирательная система

 

1. Изучение темы необходимо начать с понятия системы избирательной системы. Под ней понимается способ определения результатов голосования и порядок распределения мандатов между избирательными объединениями или кандидатами. В русле данного подхода выделяются мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система и смешанная избирательная система. В зависимости от того, какая избирательная система будет использована при проведении конкретных выборов, итоги выборов могут сильно различаться.

2. Мажоритарная избирательная система. Именно эта система получила широкое распространение в мировой практике. Свое название она получила от французского слова «большинство». При данной системе избранным считается тот кандидат, который набрал большее число голосов по сравнению с другими.

Мажоритарная система в зависимости от количества голосов, которое необходимо набрать победителю делится на три вида: мажоритарная система относительного большинства, мажоритарная система абсолютного большинства и мажоритарная система квалифицированного большинства.

Мажоритарная система относительного большинства - это избирательная система при которой избранным считается кандидат, набравший простое большинство голосов, то есть больше чем его соперники. Такая система применяется при выборах представительных органов местного самоуправления России, Великобритании (палата Общин), Германии (Бундестаг).

Второй разновидностью мажоритарной избирательной системы является система абсолютного большинства, при которой победителю необходимо набрать более половины голосов избирателей, (то есть 50 % + 1 голос). Но это исходное общее число может быть трояким: а) от общего числа зарегистрированных избирателей; б) от общего числа поданных голосов; в) от общего числа поданных действительных голосов. Если ни один из кандидатов не получил необходимого числа голосов избирателей, то обычно проводится второй тур голосования.

В соответствии с мажоритарной системой квалифицированного большинства победителю необходимо набрать четко определенное в законе количество голосов. Это может быть 25 %, 30 %, 75 %. Так, для избрания Президентом Коста-Рики в первом туре кандидату необходимо набрать 40 % голосов  от общего числа зарегистрированных избирателей.

3. Пропорциональная избирательная система. Ее суть заключается в том, что каждая партия получает в представительном органе число депутатских мест, пропорциональное количеству поданных за нее голосов избирателей. Данная избирательная система применяется более чем в 60 странах мира. Главное достоинство данной системы состоит в том, что она является наиболее справедливой по отношению к политическим партиям и способствует адекватному отражению парламентом реального соотношения политических сил в обществе. Ее недостатки заключаются в том, что избиратели почти отстранены от процедуры выдвижения кандидатов (это делают партийные органы) и зачастую не знают, за кого персонально они голосуют.

Пропорциональная избирательная система в ее классическом виде в большей или меньшей степени увеличивает возможность получения депутатских мандатов представителями малочисленных партий. Но это порождает опасность образования в парламенте большого числа мелких фракций, раскола голосов парламентариев и невозможности оперативной законотворческой работы. Чтобы смягчить эти недостатки, во многих странах используется институт заградительного барьера, то есть устанавливают на законодательном уровне количества голосов избирателей, которое должен получить список, чтобы быть допущенным к распределению депутатских мандатов. Обычно такое количество составляет от 1% (Израиль), 1,5% (Мексика), 2 % (Япония), 4 % (Украина) до 5% (ФРГ), 7 % (РФ). Заградительный барьер безусловно нарушает принцип пропорциональности Эффект от его применения может быть весьма значителен. Например, в 1992 г. в Болгарии (где заградительный барьер равен 4 %) в результате выборов в Народном Собрании оказалась непредставленной почти четверть поданных голосов. В Польше перед выборами 1993 г. был введен «барьер» в 5 % для партий и 8% - для их объединений. Вследствие этого 35% поданных голосов были лишены своего представительства в сейме.

Важное значение при проведении выборов по пропорциональной избирательной системе имеет способ распределения мандатов внутри списка между кандидатами одной партии. Выделяют жесткие (закрытые) и гибкие (открытие) списки кандидатов. Жесткие списки, применяемые при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, означают, что каждый избиратель может проголосовать только за тот или иной список в целом. При этом избранными по каждому списку считаются кандидаты, чьи фамилии в нем стоят первыми - в том количестве, какое число мест в избираемом органе получила данная партия. Голосование по гибким спискам (Италия, Швейцария) предполагает, что каждый избиратель голосует не только за список в целом, но и выражает свое отношение к отдельным кандидатам избранного им списка. Для этого используется институт преференций - цифровых обозначений предпочтительности кандидатов списка для данного избирателя. Избранными от данной партии будут кандидаты, получившие наибольшее число первых или близких к ним преференций.

4. Смешанная мажоритарно-пропорциональная избирательная система. Стремление снизить негативный эффект недостатков мажоритарной или пропорциональной избирательной систем привело к возникновению смешанной избирательной системы (Италия, Грузия, Россия, Албания, Венгрия, ФРГ, Литва). Эта избирательная система предполагает сочетание элементов как первой, так второй. Например, 225 депутатов Государственной думы Федерального Собрания РФ четвёртого созыва избирались по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, а 225 - по пропорциональной.

 

 

 

 

Раздел 2. Избирательный процесс

Тема 6. Избирательный процесс: понятие и основные стадии

 

1. При изучении данной темы студенту следует уяснить, что в научных работах выделяется два подхода к определению понятия избирательного процесса. В широком смысле под ним понимается период времени со дня официального опубликования решения уполномоченного должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования их результатов. В данном смысле термин «избирательный процесс» идентичен термину «избирательная кампания». В узком смысле избирательный процесс – это установленные законом стадии, включающие совокупность конкретных избирательных процедур, и определенная последовательность избирательных действий субъектов.

Избирательный процесс находит отражение в избирательных документах. К ним относятся решение о назначении выборов, списки избирателей, избирательные бюллетени, решения избирательных комиссий, заявления и жалобы избирателей и избирательных объединений и другие. Они закрепляют разнообразные факты и данные, имеющие непосредственное правовое значение для организации и проведения выборов. Форма документов и требования к их содержанию находят закрепление в избирательном законодательстве.

2. Под стадиями избирательного процесса понимаются этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные избирательным законодательством действия, а также избирательные процедуры. Они обеспечивают  реализацию избирательных прав граждан РФ и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формирования представительного органа, выборного должностного лица.

Обобщая различные точки зрения можно выделить следующие основные стадии избирательного процесс: назначение выборов, образование избирательных округов, формирование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов, образование избирательных участков, формирование участковых избирательных комиссий, информационное обеспечение выборов и проведение предвыборной агитации, голосование и подведение итогов выборов. Выделяются также и факультативные стадии избирательного процесса, существование которых предусматривается законом при наступлении определенных обстоятельств. К ним относятся перенос выборов, стадия дополнительного выдвижения кандидатов, повторное голосование.

 

Тема 7. Порядок назначения выборов и регистрация избирателей

 

1. Минимум вопросов, требующих знаний студентов ограничен следующим. В мировой практике существует несколько систем назначения выборов. В некоторых странах закон устанавливает точную дату проведения выборов (США, Швеция, Мексика, Коста-Рики). Выборы Президента США в соответствии с Конституцией проводятся в первый вторник после первого понедельника ноября месяца каждого високосного года. В Избирательном кодексе Коста-Рики определяется, что выборы проводятся в первое воскресение февраля. В подобных избирательных системах назначение выборов как самостоятельная стадия избирательного процесса отсутствует.

В других странах назначение выборов является обязательной стадией избирательного процесса. Парламентские выборы, как правило, назначаются президентом, президентские - парламентом. Временные рамки проведения выборов устанавливаются обычно конституцией либо законом. В ряде стран в законодательстве отсутствует положение о сроке проведения выборов: закрепляется промежуток времени между роспуском одного и собранием другого созыва выборного органа. Например, для Палаты общин в Великобритании такой промежуток времени составляет двадцать дней. В некоторых странах (Польша, Испания) закон не устанавливает даты выборов, а определяет срок, временной промежуток, в который они должны состоятся. Так, часть 6 статьи 68 Конституции Испании определяет, что выборы Конгресса проводятся в период между тридцатым и шестидесятым днем с момента истечения срока действия мандата конгрессмена.

Российское законодательство закрепляет несколько моделей назначения выборов: назначения выборов федеральных органов государственной власти и назначение выборов органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

День голосования на выборах в федеральные органы государственной власти в соответствии с федеральным законом назначается на месяц, в котором проходили предыдущие выборы органа публичной власти или выборного должностного лица. Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Выборы Президента РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом «О выборах Президента РФ» назначает Совет Федерации РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента РФ и в котором четыре года тому назад был избран Президент РФ. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Если Совет Федерации Федерального Собрания РФ не назначит выборы Президента РФ, то они назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в третье или четвертое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента РФ. Решение Центральной избирательной комиссии РФ о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения срока официального опубликования решения Совета Федерации о назначении выборов.

Регулирование назначения выборов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществляется нормативно-правовыми актами субъектов РФ, которые соответствуют «рамочному» закону «Об основных гарантиях избирательных прав…». Для выборов в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления законодательством определяется два дня голосования: второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Если второе воскресенье марта или втрое воскресение октября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье марта объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье марта.

2. Право гражданина быть включенным в списки избирателей является по своему характеру конституционным, так как имеет непосредственную связь с правом принимать участие в свободных выборах. На основании данных об избирателях полученных избирательными комиссиями от органов ответственных за регистрацию и учет избирателей, в ходе избирательных кампаний образуются избирательные округа, избирательные участки, составляются списки избирателей, на основании которых проводится реализация активного избирательного права граждан РФ.

 

 

 

Тема 8. Образование избирательных округов и избирательных участков

 

1. Существенным моментом в усвоении вопросов данной темы является уяснения содержания понятий избирательный округ и избирательный участок. В соответствии со статьей 2 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» избирательным округом является территория, которая образована в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ и от которой непосредственно гражданами РФ избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица). Избирательный округ может быть многомандатным или одномандатным. Многомандатный избирательный округ - это избирательный округ, в котором избирается несколько депутатов (но не более пяти), причем за каждого из них избиратели голосуют персонально. Одномандатный избирательный округ - это избирательный округ, в котором избирается один депутат.

При проведении выборов в РФ избирательные округа образовываются на основе следующих принципов:

- соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях - 15 процентов от средней нормы представительства избирателей.

- при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта РФ территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей должно составлять не более 40 процентов;

- избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.

2. Избирательные участки - это территориальные единицы, образуемые для организации проведения голосования и подсчета голосов. Данные территориальные единицы образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем 3 тысяч избирателей на каждом участке. Образование избирательных участков происходит не позднее чем за 45 дней до дня голосования. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.

На основании данных регистрации (учета) избирателей территориальная избирательная комиссия составляет списки избирателей, в которые включаются граждане, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом. Основанием для включения гражданина РФ в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных законами РФ, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах России. Российский гражданин включается в списки избирателей только на одном избирательном участке

Сведения об избирателях, включаемые в список избирателей располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя. В списке избирателей должны быть предусмотрены места для проставления избирателем подписи за каждый полученный им бюллетень, серии и номера своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также для внесения суммарных данных по каждому виду выборов и для проставления подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) избирателю.

 

Тема 9. Выдвижение и регистрация кандидатов

 

1. Студенту необходимо уяснить, что выдвижение и регистрация кандидатов является одной из самых важных стадий избирательного процесса, определяемой в литературе как «завязка» избирательной кампании, влияющей на весь её дальнейший ход. Выдвижении кандидата является юридическим фактом, который приводит к возникновению правоотношений связанных с реализацией пассивного избирательного права, то есть конституционного права избираться. Право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления является одним из основных прав граждан и важнейшим элементом их правового статуса в демократическом обществе.

В соответствии со статьей 2 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» под выдвижением понимается самовыдвижение кандидата, инициатива избирательного объединения в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность. Согласно положению данной статьи предусматривается два субъекта права выдвижения кандидатов: 1. избиратель, реализующий свое право в порядке самовыдвижения; 2. избирательное объединение.

Законом устанавливается период, включающий в себя выдвижение кандидатов (списков кандидатов), а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов (списков кандидатов) либо иные формы поддержки выдвижения. При выборах в федеральные органы государственной власти (Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и других предусмотренных Конституцией РФ) должен составлять не менее 40 дней, при выборах органов государственной власти субъектов РФ - не менее 30 дней, при выборах органов местного самоуправления - не менее 20 дней.

2. Сбор подписей является одним из оснований регистрации кандидатов. В зарубежных странах существуют и иные способы позволяющие избежать случайностей в подборе кандидатов (поручительство уважаемых в обществе людей, различные варианты залога и другие). Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем получения комиссией уведомления о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов. Изготовление подписных листов оплачивается из средств соответствующего избирательного фонда. Правом сбора подписей обладает совершеннолетний дееспособный гражданин РФ. Кандидат, избирательное объединение могут заключать с лицом, собирающим подписи избирателей договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение обязаны составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, а также нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц.

Подписи собираются только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, по которому кандидат баллотируется. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, за исключением выборов Президента РФ, в органы государственной власти субъектов РФ, в органы местного самоуправления по решению кандидата, избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, сбор подписей избирателей может не проводиться. В этом случае регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется избирательной комиссией на основании избирательного залога, внесенного на специальный счет избирательной комиссии кандидатом, избирательным объединением исключительно из средств избирательного фонда.

Размер избирательного залога составляет 15 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения. Законом субъекта РФ указанный размер избирательного залога может быть уменьшен, но не может составлять менее 10 процентов от установленного закон

Общие методические указания по подготовке

к семинарским и практическим занятиям

При подготовке к занятиям по учебной дисциплине «Избирательное право и процесс в России» студенты должны руководствоваться требованиям к качественным характеристикам права и адекватному кадровому обеспечению органов государственной власти и органов местного самоуправления высококвалифицированными специалистами. Названная учебная дисциплина ориентирована на реальные ситуации предстоящей практической деятельности. Включение в нее специальных и юридических вопросов ограничено действительной потребностью обеспечения освоения основного правового материала и направлено на уяснение места юриста в системе субъектов, проводящих избирательной кампании, обеспечивающих защиты избирательных прав граждан.

Семинарские занятия проводятся по достаточно сложным вопросам, которые требуют углубленного анализа типичных проблемных ситуаций, возникающих в практике работы юриста при непосредственном применении в своей деятельности нструментария избирательного права, а также обсуждения возможных вариантов решения задач организационно-методического плана при выявлении и документальном закреплении фактов неправомерного поведения.

При этом в связи со специализацией аудитории и наличием у обучаемых определенного теоретического багажа знаний основное внимание в предметном плане уделено особенностям разрешения конфликтных ситуаций в сфере избирательных отношений. Занятия рассматриваемого вида проводятся в форме традиционного "классического" семинара.

Практические занятия являются важным средством формирования умений и навыков выявления типичных проблемных ситуаций и их разрешения. В их основе лежат задачи выявления фактических и документальных несоответствий на основе анализа нормативного материала. Самостоятельное формулирование таких задач в связи с возможными фактами неправомерного поведения и успешное их решение в конкретных ситуациях требуют глубоких знаний, умений и навыков их творческого применения по следующим группам вопросов:

а) источниковая база избирательного права;

б) назначение выборов и регистрация избирателей;

б) образование избирательных округов, избирательных участков;

в) выдвижение и регистрация кандидатов;

г) информационное обеспечение выборов;

д) финансирование выборов;

е) организация и подведение итогов выборов;

и) юридическая ответственность за нарушение законодательства о выборах;

Практические занятия проводятся в форме групповых упражнений. С учетом уровней обученности студентов анализ казусных ситуаций может осуществляться либо путем подачи вводных (как устных, так и письменных), либо на основе раздаточного материала. При этом их решение не может основываться исключительно на "интуиции" и имеющемся опыте изучения дисциплин, всякий раз оно должно исходить из творческого использования изученного совокупного теоретического материала.

Занятия проводятся на основе методических материалов, предоставляемых преподавателем студентам в ходе занятия.