Тема 1. Избирательное право: понятие и система
Цель – ознакомление с темой «Избирательное право: понятие и система».
Задачи:
Учебные вопросы:
К первой группе относятся определения, авторы которых рассматривают избирательное право в качестве правового института. По мнению А.А. Вешнякова и В.И. Лысенко, избирательное право – это институт конституционного права, представляющий собой самостоятельную систему правых норм, содержащихся в Конституции РФ, в законодательных и иных нормативных правых актах (источниках избирательного права), которые регулируют общественные отношения, деятельность субъектов избирательного процесса (избирательных правоотношений), устанавливают их права и обязанности в сфере осуществления народовластия при проведении свободных выборов в органы государственной власти и представительные (иные выборные) органы местного самоуправления, избираемые непосредственно избирателями – российским гражданами, а также иными лицами, обладающими избирательными правами[1]. А.В. Иванченко рассматривает избирательное право как систему правовых норм, сформулированных в законодательных и иных нормативных актах (источниках права), которые регулируют общественные отношения, деятельность (принципы и правила поведения) субъектов, устанавливают их права и обязанности в сфере осуществления народовластия - выборов в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления[2]. Большинство российских ученых связывают объективное избирательное право с его основной функцией - правовое обеспечение реализации субъективного избирательного права конкретного гражданина. А.Е. Постников под избирательным правом понимает совокупность правовых норм, регламентирующих закрепление и реализацию права российских граждан избирать и быть избранными[3].
Вторую группу составляют определения, авторы которых рассматривают избирательное право в качестве подотрасли конституционного права[4]. Представителем данного подхода является С.А. Авакьян. Под избирательным правом он понимает подотрасль конституционного права России, охватывающую совокупность конституционно-правовых норм, закрепляющих принципы избирательной системы России, порядок подготовки и проведения выборов депутатов и выборных должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления[5].
Позиция авторов второй группы определений представляется более верной. Избирательное право в настоящее время выступает в качестве подотрасли конституционного права и имеет тесную связь с иными институтами конституционного права и других отраслей публичного права. В связи с этим, обобщая выше приведенные подходы к определению объективного избирательного права можно констатировать, что оно, являясь подотраслью конституционного права, представляет собой совокупность конституционно-правовых норм, регламентирующих правоотношения связанные с организацией избирательного процесса и реализацией прав граждан избирать и быть избранными (активное и пассивное избирательное право) в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В конце 1990-х - нач. 2000-х гг. в отечественной научной литературе высказывалась точка зрения о том, что избирательное право со временем может перерасти в правовое системное образование более высокого уровня организации – специальной отрасли права[6]. Князев С.Д., отмечая особый социально-политический статус избирательного права, и самостоятельность его предназначения в публично-правовой системе России[7], обращает внимание, что «в перспективе не исключается трансформация российского избирательного права в разряд самостоятельной отрасли публичного права»[8]. Но, в настоящее время, говорить о формировании на базе современного избирательного права самостоятельной отрасли, представляется нам преждевременным.
Субъективный подход связывается с субъективными избирательными правами и обязанностями российских граждан. Под субъективным избирательным правом понимается право конкретного гражданина избираться и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (активное и пассивное избирательное право). Субъективный характер избирательных прав находит выражение в том, что, во-первых, они принадлежат личности, а во-вторых, выступают как вид и мера её возможного правового поведения[9]. Субъективное право занимает центральное место в содержании объективного права, которое устанавливает механизмы его реализации[10].
Активное избирательное право – это право граждан избирать в органы государственной власти и местного самоуправления. В России активное избирательное право принадлежит гражданам, достигшим на момент голосования возраста 18 лет и место жительства которых расположено в пределах избирательного округа. Пассивное избирательное право – это право граждан Российской Федерации, достигших на день выборов возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Пассивное избирательное право имеет более сложный правовой режим и, в отличие от активного избирательного права, характеризующегося режимом наибольшего электорального благоприятствования, - более ограничительный характер, который в основном связан с возрастными критериями и, в некоторых случаях, с дополнительными ограничениями[11] (например, ценз оседлости).
Объективное и субъективное избирательное право тесно взаимосвязаны. Во-первых, объективное избирательное право является нормативной формой бытия субъективных избирательных прав. В этом качестве оно выступает нормативным источником избирательных прав граждан. Во-вторых, в нормах объективного избирательного права устанавливаются модели правового поведения (правомерного и неправомерного) субъектов избирательных правоотношений. В-третьих, объективное избирательное право не только указывает на объем и содержание правомочий обладателей избирательных прав, но и определяет порядок их осуществления. В-четвертых, в объективном избирательном праве фиксируются гарантии охраны и защиты избирательных прав граждан. В-пятых, объективное избирательное право служит официальным критерием оценки законности поведения субъектов избирательных прав[12].
[1] Избирательное право и избирательный процесс в РФ. Отв. ред. А.А. Вешняков. М., 2003. С. 21-22.
[2] Избирательное право и избирательный процесс в РФ. М., 1999. Отв. ред. А.В. Иванченко. С. 29.
[3] Постников А.Е. Избирательное право России. М., 1996. С. 13.
[4] Избирательное право России: учебник для студентов вузов / Под. ред. В.О. Лучина. - М.,2008. – С. 8-13.
[5] Авакьян С.А. Конституционное право России. Т. 2. М., 2006. С. 162.
[6] Атаманчук Г.В. О профессиональной подготовке организаторов выборов // Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 1998. № 10. С. 60; Горбунов В.П. Конституционно-правовые аспекты совершенствования избирательной системы в Российской Федерации на современном этапе. Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. М., 2000. С.8; Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Отв. ред. А.А. Вешняков. М., 2003. С. 9-11.
[7] Князев С.Д. Очерки теории российского избирательного права. Владивосток, 1999. С. 7.
[8] Князев С.Д. Российское избирательное право. Владивосток, 2001. С. 42.
[9] Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России. СПб., 2003. С. 44.
[10] Schalev-Steindl E. Subjektive Rechte. Springer WienNewYork, 2009. S. 5.
[11] Избирательное право и избирательный процесс в РФ. Отв. ред. А.А. Вешняков. М., 2003. С. 28.
[12] Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России. СПб., 2003. С. 43-44.
Тема 2. Принципы избирательного права
Цель – ознакомление с темой «Принципы избирательного права: понятие и система».
Задачи:
Учебные вопросы:
Принципы избирательного права отражают основные начала, являющиеся фундаментом правового регулирования электоральных отношений. Они представляют собой закономерности, устои данной подотрасли конституционного права, образуют рамки, в которых складывается механизм правового регулирования и определяют дальнейший законотворческий процесс. Баглай М.В. понимая под принципами избирательного права обязательные требования и условия, отмечает, что без их соблюдения любые выборы не могут быть признаны легитимными[1].
В литературе отмечается, что в действующем законодательстве нормы, раскрывающие принципы избирательного права, недостаточно систематизированы. Например, принципы обязательности и периодичности проведения выборов закреплены в ст. 9 Федерального закона «Об «Об основных гарантиях избирательных прав…», но не упоминаются в ст. 3 «Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума» названного Закона[2].
В научной литературе предлагается довольно много классификаций принципов избирательного права. Ким А.И. делил принципы избирательного права на принципы внешней и внутренней организации избирательного корпуса. К первой группе он относил всеобщность выборов. Ко второй – равные, прямые выборы[3]. Руппель А.Х. выделял основные (классические) принципы (всеобщее избирательное право, прямые выборы и др.) и дополнительные принципы (ответственность депутатов перед избирателями, проведение выборов специальными органами и др.)[4]. Матейкович М.С. предлагает принципы реализации избирательных прав граждан систематизировать следующим образом: 1. Основные начала обеспечения реализации избирательных прав граждан: свобода реализации избирательных прав, обязательность и периодичность выборов и др. 2. Основные начала индивидуального участия гражданина в осуществлении избирательных действий: всеобщее равное прямое избирательное право, тайное голосование, состязательность кандидатов, гласность осуществления избирательных действий, создание специальных государственных органов, обеспечивающих реализацию и защиту избирательных прав граждан[5].
Исходя из целевого назначения в механизме правового регулирования, выделяются принципы избирательной системы (принципы организации и проведения выборов) и принципы избирательного права (принципы участия граждан в выборах). К первой группе относятся обязательность, периодичность, альтернативность выборов, допустимость разных избирательных систем, независимость органов, обеспечивающих организацию и проведение выборов. К принципам участия граждан в избирательном процессе относятся принципы всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании, принципы добровольности и свободы выбора.
[1] Баглай М.В. Конституционное право РФ. М., 1999. С. 352-253.
[2] Головин А.Г. Избирательное право России. М., 2007. С. 124.
[3] Ким А.И. Советское избирательное право. Вопросы теории избирательного законодательства и практика его применения. М., 1965. С. 57.
[4] Руппель А.Х. Принципы избирательного права как критерий демократичности избирательных систем. Авторф. дис…канд. юрид. наук. М., 1993. С. 10-11.
[5] Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. М., 2003. С. 45-46.
Тема 3. ИСТОЧНИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА
Цель – ознакомление с темой «Источники избирательного права».
Задачи:
1.Добиться усвоения студентами теоретических знаний о понятии и системе источников избирательного права Российской Федерации;
2.Воспитать в студентах чувство ответственности и дисциплинированности при изучении данной темы
Учебные вопросы:
Источником избирательно права является форма внешнего выражения его норм. В современной юридической науке понятие источников избирательного права связывается с нормативно-правовыми актами, регулирующими избирательный процесс[1]. Большинство ученых относит к источникам избирательного права Конституцию РФ, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, акты органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих избирательные отношения, акты избирательных комиссий. Огромное значение в российской правовой системе на современном этапе государственного развития России и регулировании избирательного процесса играют нормы международного права и ратифицированные международные договоры России[2].
Российскими учеными высказывается точка зрения о наличии в системе источников избирательного права правового обычая. В литературе отмечается, что «в избирательном праве правовые обычаи имеют ограниченный параметр действия, но исключать их полностью нельзя, иначе трудно объяснить факт функциональной деятельности, допустим, председателя участковой избирательной комиссии, писанная нормативная часть которой составляет лишь малую толику от объема той работы, которую ему приходится вести»[3]. По мнению других правоведов «обычай как форма существования норм избирательно права неизвестен современной российской избирательной системе и вряд ли может претендовать на появление в будущем». В ходе нештатных ситуаций в период избирательных компаний могут проявляться обыкновения. В частности, это может быть использование мобильных избирательных участков в случае заминирования или угрозы взрыва стационарных участков для голосования[4].
1) источники избирательного права регулируют не только отношения связанные с выборами, но имеют значение и в межвыборный период;
2) источники избирательного права носят как законодательный, так и подзаконный характер;
3) по своей структуре избирательное право является межотраслевым правовым образованием, и по этой причине охватывает акты различных отраслей (конституционное право, административное право, уголовное, банковское и другие);
4) источники избирательного права имеют свою особую систему[5].
Базой федерального избирательного законодательства является Конституция РФ и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав…». По мнению А.В. Зиновьева и И.С. Поляшовой этот закон «по существу взял на себя роль конституционного закона, фактически составляющего систематизирующий центр избирательного законодательства и комплексно регулирующего весь блок вопросов, связанных с организацией и проведением различных видов выборов». Депутаты Государственной Думы не могли назвать этот Закон конституционным, только потому, что 108 Конституции РФ предусматривает особый порядок принятия федеральных конституционных законов[6].
Статья 11 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» относит к законодательству о выборах Конституцию РФ, Закон «Об основных гарантиях избирательных прав…», иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в России.
В зависимости от органов, на формирование которых направлены нормы источников избирательного права, можно выделить нормативные правовые акты, регулирующие выборы в федеральные органы власти, акты о выборах в органы государственной власти субъектов РФ и акты, регламентирующие выборы в органы местного самоуправления.
В зависимости от юридической силы элементов системы источников избирательного права выделяются:
1) акты федерального значения (например, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…», ФЗ «О выборах Президента РФ», ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, постановления Центризбиркома России»);
2) акты органов государственной власти субъектов РФ (например, Закон Республики Марий Эл от 01 июля 2003 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в республике Марий Эл»[7]; Закон Республики Татарстан от 22 сентября 2003 г. «О выборах депутатов Государственного Совета Республики Татарстан»[8]);
3) акты органов местного самоуправления (Решение Совета депутатов муниципального образования г. Бердска Новосибирской области от 17.02.2005 г. № 310 «Об утверждении положения «Об избирательной комиссии муниципального образования города Бердска»[9].
[1] Постников А.Е. Система российского избирательного законодательства // Журнал российского права. 1997. № 1. С. 31-46.
[2] Вешняков А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве РФ. М., 1997.
[3] Избирательное право России. Под. ред. В.О. Лучина. – М.,2008. – С. 106.
[4] Князев С.Д. Российское избирательное право. Владивосток, 2001. С. 105.
[5] Князев С.Д. Современное избирательное право: понятие, принципы, источники. Владивосток, 1999. С. 119-123.
[6] Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России. СПб., 2003. С. 126.
[7] Собрание законодательства Республики Марий Эл. 2003. № 8. Часть 1. Ст. 248.
[8] Республика Татарстан. 2003. № 189-190.
[9] Бердские новости. № 10. 10.03.2005.
Цель – ознакомление с темой «Субъекты избирательного права».
Задачи:
1.Добиться усвоения студентами теоретических знаний о понятии и системе субъектов избирательного права Российской Федерации;
2.Воспитать в студентах чувство ответственности и дисциплинированности при изучении данной темы
Учебные вопросы:
Любые правовые отношения, в том числе и избирательные, не могут возникать, существовать и развиваться без наличия определенных участников, которые, в качестве субъектов права, представляют собой обязательный элемент правоотношений. Выступая в качестве субъектов, участники избирательных правоотношений приобретают ряд дополнительных свойств, составляющих содержание правовых связей. Субъектом избирательного права являются внешне обособленные образования, участвующие в избирательном процессе, способные вырабатывать единую волю или выступать в виде одного лица, реализовывать свои права и обязанности, нести ответственность за результаты своей деятельности.
Основным условием обладания статусом субъекта избирательного права является наличие у лица специального юридического свойства – избирательной правосубъектности, которая выступает в качестве обязательного элемента для наделения участников общественных отношений избирательными правами и обязанностями. Под избирательной правосубъектностью принято понимать установленную нормами избирательного права возможность обладать (иметь) права и обязанности, предусмотренные избирательным законодательством, а также способность осуществлять их своими личными действиями[1].
В зависимости от принадлежности к той или иной стадии избирательного процесса выделяются субъекты, обладающие правом назначения выборов, субъекты, принимающие участие в формировании избирательных комиссий, субъекты выдвижения кандидатов и т.д. В зависимости от способа принятия в ходе избирательного процесса решения и своей структуры субъекты делятся на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным относятся избиратель, кандидат, зарегистрированный кандидат, доверенные лица кандидата, наблюдатель, Президент РФ, член избирательной комиссии с правом решающего голоса, член избирательной комиссии с правом совещательного голоса. К коллективным - избирательные комиссии, избирательные объединения, политические партии, общественные объединения, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации, представительные органы местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав…» избирателем признается каждый гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом, то есть достигший 18 лет, за исключением признанных судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Правовой статус избирателя как субъекта избирательного права представляет собой совокупность его прав и обязанностей, связанных с его участием в избирательном процессе. Избиратель участвует в выборах на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав…» избиратели обладают рядом полномочий, связанных с регистрацией избирателей и составлением их списков. Избиратели имеют право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения её полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию.
Каждый избиратель имеет право на включение его в список избирателей на конкретном избирательном участке по месту его постоянного или преимущественного проживания, а в случаях, предусмотренных законом, - и временного пребывания на территории этого участка. Избиратель включается в список только на одном избирательном участке. В случае не включения его в список избирателей, он вправе заявить об этом факте в участковую избирательную комиссию. В течение 24 часов, а в день голосования - 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования, избирательная комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный отказ с указанием причин отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню выборов) или в суд (по месту нахождения участковой избирательной комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день голосования - немедленно.
Избиратели имеют право выдвижения кандидата, которое проводится путем самовыдвижения, могут участвовать в деятельности избирательных комиссий в качестве наблюдателей, членов избирательных комиссий, доверенных лиц. В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав…» допускается проведение агитации за или против кандидата (кандидатов, списки кандидатов) гражданами, не являющимися кандидатами, представителями избирательных объединений, методами, не требующими финансовых затрат, осуществляющих помимо избирательного фонда[2]. Избиратели имеют право участвовать в формировании избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений посредством добровольных пожертвований. Они вправе требовать оповещения их о времени голосования не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, имеют право на досрочное голосование, голосование по открепительному удостоверению, голосование вне помещения для голосования.
[1] Князев С.Д., Охотников Р.А. Избирательные споры: юридическая природа и порядок рассмотрения. Владивосток, 2005. С. 17.
[2] Это положение являлось предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2006 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 48, 51, 54, 58 и 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в связи с запросом Государственной Думы Астраханской области // СЗ РФ. 2006. № 27. Ст. 2970.
Цель – ознакомление с темой «Избирательная система».
Задачи:
Учебные вопросы:
В научной литературе существуют два подхода в определении избирательной системы: широкий и узкий. В соответствии с широким подходом под избирательной системой понимается система упорядоченных общественных отношений, возникающих по поводу организации и проведения выборов органов публичной власти, регулируемых нормами права или возникающих на их основе[1]. В зависимости от того выборы какого органа проводятся, выделяют избирательную систему по выборам Президента РФ, избирательную систему по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, избирательную систему по выборам депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, избирательную систему по выборам представительного органа местного самоуправления, избирательную систему по выборам главы муниципального образования. При рассмотрении избирательной системы в этом понимании учитывается не только правовой аспект, но и фактическая её составляющая[2].
Избирательная система в узком смысле рассматривается как способ определения результатов голосования и порядок распределения мандатов между избирательными объединениями или кандидатами. В русле данного подхода выделяются мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система и смешанная избирательная система. В зависимости от того, какая избирательная система будет использована при проведении конкретных выборов, итоги выборов могут сильно различаться.
Мажоритарная избирательная система. Именно эта система получила широкое распространение в мировой практике. Свое название она получила от французского слова «большинство». При данной системе избранным считается тот кандидат, который набрал большее число голосов по сравнению с другими.
Мажоритарная система в зависимости от количества голосов, которое необходимо набрать победителю делится на три вида: мажоритарная система относительного большинства, мажоритарная система абсолютного большинства и мажоритарная система квалифицированного большинства.
Мажоритарная система относительного большинства - это избирательная система, при которой избранным считается кандидат, набравший простое большинство голосов, то есть больше чем его соперники. Такая система применяется при выборах представительных органов местного самоуправления России, Великобритании (палата Общин), Германии (Бундестаг). Очень часто применяется при формировании представительных органов местного самоуправления. Например, в соответствии с Законом Новосибирской области от 07 декабря 2006 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области» выборы депутатов представительного органа муниципального образования могут проводиться с применением мажоритарной избирательной системы относительного большинства, при которой депутаты представительного органа муниципального образования избираются по одномандатным или многомандатным избирательным округам.
Плюсом мажоритарной системы относительного большинства является то, что, результат достигается уже в первом туре голосования. Количество голосов набранных победителем зависит от числа кандидатов баллотировавшихся на одно место, то есть единственный случай, когда результата может не быть, - это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более зарегистрированными кандидатами. Но такие случаи редки[3]. Практически, чем больше кандидатов, тем меньше голосов требуется для избрания. В этом и заключается недостаток мажоритарной избирательной системы относительного большинства. Значительная часть голосов поданных за неизбранных кандидатов пропадает.
Второй разновидностью мажоритарной избирательной системы является система абсолютного большинства, при которой победителю необходимо набрать более половины голосов избирателей, (то есть 50 % + 1 голос). Но это исходное общее число может быть трояким: а) от общего числа зарегистрированных избирателей; б) от общего числа поданных голосов; в) от общего числа поданных действительных голосов. Если ни один из кандидатов не получил необходимого числа голосов избирателей, то обычно проводится второй тур голосования. В ряде стран законодательством предусмотрено в этом случае проведение повторных выборов[4]. Эта избирательная система используется при прямых выборах глав государств (РФ, Грузия, Франция). Президент Франции в соответствии со статьёй 7 Конституции Франции избирается абсолютным большинство поданных голосов. Плюсом данной системы является то, что за победителя проголосовало более половины избирателей, то есть его власть будет обладать высоким уровнем легитимации.
К недостаткам мажоритарной системы абсолютного большинства относится существование второго тура. Это является следствием того, что довольно трудно набрать более половины голосов избирателей в ходе первого тура. Чем больше в избирательном округе кандидатов, тем сложнее это сделать. Хотя существуют и исключения. Так, при выборах Президента РФ в 2000 и 2004 гг. В.В. Путин набрал абсолютное число голосов избирателей уже в первом туре. Во второй тур перебаллотируются установленное законом количество кандидатов (обычно 2-3 кандидата), набравших большинство голосов по сравнению с другими или строго установленное законом количество голосов (во Франции - не менее 12, 5 %). С целью не допустить повторных выборов по итогам второго тура, следовательно, финансовых расходов, во многих государствах предусмотрено, что для победы во втором туре кандидату достаточно получить относительное большинство голосов.
В соответствии с мажоритарной системой квалифицированного большинства победителю необходимо набрать четко определенное в законе количество голосов. Это может быть 25 %, 30 %, 75 %. Так, для избрания Президентом Коста-Рики в первом туре кандидату необходимо набрать 40 % голосов от общего числа зарегистрированных избирателей. В Италии до реформы 1993 г. кандидат на пост сенатора, для того, чтобы быть избранным в первом туре голосования должен был получить не менее 65 процентов поданных голосов[5].
Подводя выводы по мажоритарной системе необходимо отметить, что она всегда результативна и проста в применении. При этом она, при выборах членов парламента, менее чем пропорциональная избирательная система отражает полную картину политических сил в обществе. Еще в конце ХIХ-начале ХХ вв. эта система подвергалась серьезной критике. Б. Велихов в монографии «Теория и практика пропорционального представительства» отмечал, что данная системам не признает прав меньшинства, выбрасывает за борт государства как неграждан всех его представителей, аннулируя их влияние на состав правительства. Таким образом, отдавая предпочтение данной системе, законодатель высказывается в пользу стабильности и управляемости страной, заплатив за это ослаблением представительности в парламенте и потерей многих голосов избирателей[6].
[1] Избирательное право и избирательный процесс в РФ. Под. ред. А.В. Иванченко. М., 1999. С. 104.
[2] Скосаренко Е.Е. Избирательная система России: мифы и политическая реальность. М., 2007. С. 16.
[3] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Т. 1-2. М., 2000. С. 402-405.
[4] Сравнительное избирательное право. М., 2003. С. 134.
[5] Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998. С. 214-215.
[6] Сравнительное конституционное право. М., 1996. С. 400.
Цель – ознакомление с темой «Избирательный процесс».
Задачи:
1.Добиться усвоения студентами теоретических знаний о понятии и стадиях избирательного процесса;
2.Воспитать в студентах чувство ответственности и дисциплинированности при изучении данной темы
Учебные вопросы:
1. Избирательный процесс: понятие и признаки
В современной правовой науке отсутствует единая точка зрения на понятие избирательного процесса. Это связано с тем, что в большинстве работ посвященных юридическому процессу отождествляют его с материальным правом. Именно оно вызывает реализацию процессуальных норм.
Изучение избирательного процесса в настоящее время происходит в русле концептуальных основ правовой процессуальной науки, что позволило С.Д. Князеву выделить следующие характерные черты юридического процесса, в том числе и избирательного:
Во-первых, процесс является юридическим выражением государственно-властной деятельности, то есть он не может развиваться без участия в нем в качестве субъектов органов государственной и муниципальной власти. Во-вторых, процесс отражает динамику деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных его субъектов и по этому ему свойственна стадийность, то есть наличие этапов, последовательно сменяющих друг друга. В рамках его стадий субъекты совершаются надлежащие процессуальные действия. В-третьих, являясь следствием реализации правовых норм, процесс направлен на достижение определенного правового результата. Поэтому каждый вид процесса имеет конкретную цель, которая оформляется в виде правового акта. Им может быть решение суда (если это гражданский или уголовный процесс), решение избирательной комиссии о результатах выборов (если это избирательный процесс). В-четвертых, наличие источника процесса в виде правовых норм, оформленных в правовые акты[1]. Также определяющей чертой любой процессуальной деятельности, по мнению Д.Н. Бахраха, является закрепление в официальных документах промежуточных и окончательных её итогов[2].
Действующее российское законодательство понятие избирательного процесса не определяет. Исключением являлись лишь некоторые нормативно-правовые акты субъектов РФ, которые в настоящее время уже не действуют. Избирательный кодекс Свердловской области от 29 сентября 1999 г.[3] понимал под избирательным процессом регламентированную законодательством РФ и Кодексом Свердловской области последовательную деятельность граждан, избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений по подготовке и проведению выборов. Как деятельность субъектов избирательного права избирательный процесс определялся и в избирательных кодексах Тюменской[4], Амурской областей[5].
Отсутствие понятия «избирательный процесс» в российских законах является следствием принятия в 2002 г. нового Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…», в котором избирательная кампания рассматривалась, как и избирательный процесс понимался в законах субъектов РФ: в качестве деятельности по подготовке и проведению выборов, осуществляемой в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов[6].
В связи с недостаточным нормативным закреплением понятийного аппарата избирательного процесса огромное значение на современном этапе развития конституционного права имеют исследования современных правоведов. В научных работах выделяется два подхода к определению понятия избирательного процесса. В широком смысле под ним понимается период времени со дня официального опубликования решения уполномоченного должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования их результатов. В данном смысле термин «избирательный процесс» идентичен термину «избирательная кампания». В узком смысле избирательный процесс – это установленные законом стадии, включающие совокупность конкретных избирательных процедур, и определенная последовательность избирательных действий субъектов[7].
Результатом избирательного процесса, по мнению А.А. Белкина, является депутатский корпус и иные избираемые должностные лица, которые находят выражение в следующих аспектах. Во-первых, это определённые субъекты с их личностными характеристиками и партийно-политической принадлежностью. Во-вторых, политический (правительственный) курс, то есть совокупность программ и проектов. В - третьих, через вновь сформированную легистратуру, происходит обновление основных государственных и юридических институтов[8].
Избирательный процесс находит отражение в избирательных документах. К ним относятся решение о назначении выборов, списки избирателей, избирательные бюллетени, решения избирательных комиссий, заявления и жалобы избирателей и избирательных объединений и другие. Они закрепляют разнообразные факты и данные, имеющие непосредственное правовое значение для организации и проведения выборов. Форма документов и требования к их содержанию находят закрепление в избирательном законодательстве[9].
[1] Князев С.Д. Современное российское избирательное право: понятие, принципы, источники. Владивосток, 1999. С.
[2] Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1996. С. 153-154.
[3] Ведомости Законодательного Собрания Свердловской области. 1999. № 29.
[4] Избирательный кодекс (Закон) Тюменской области от 19 октября 1999 г. // Вестник Тюменской областной Думы».1999. № 11.
[5] Амурская правда от 24 декабря 1999 г. № 290.
[6] В Законе от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» избирательная кампания понималась как период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов.
[7] Конституционное право России. Под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. М., 2006. С. 372.
[8] Белкин А.А. Избирательный процесс // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. 1993. Вып. 4. № 27. С. 96.
[9] Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России. СПб., 2003. С. 163.
Цель – ознакомление с темой «Сроки и порядок назначения выборов».
Задачи:
1.Добиться усвоения студентами теоретических знаний о сроках и понятии назначения выборов;
2.Воспитать в студентах чувство ответственности и дисциплинированности при изучении данной темы
Учебные вопросы:
1. Правовые основы назначения выборов
В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. каждый человек имеет право принимать участие в управлении страной непосредственно или через избранных представителей и воля народа должна находить выражение в периодических и нефальсифицированных выборах. Периодичность выборов является средством, обеспечивающим через разумные интервалы времени демократическое выявление воли народа при избрании выборных лиц. Непериодические выборы не способствуют обеспечению устоев стабильного демократического развития государства.
В мировой практике существует несколько систем назначения выборов. В некоторых странах закон устанавливает точную дату проведения выборов (США, Швеция, Мексика, Коста-Рики). Выборы Президента США в соответствии с Конституцией проводятся в первый вторник после первого понедельника ноября месяца каждого високосного года. В Избирательном кодексе Коста-Рики определяется, что выборы проводятся в первое воскресение февраля. В подобных избирательных системах назначение выборов как самостоятельная стадия избирательного процесса отсутствует.
В других странах назначение выборов является обязательной стадией избирательного процесса. Парламентские выборы, как правило, назначаются президентом, президентские - парламентом. Временные рамки проведения выборов устанавливаются обычно конституцией либо законом. В ряде стран в законодательстве отсутствует положение о сроке проведения выборов: закрепляется промежуток времени между роспуском одного и собранием другого созыва выборного органа. Например, для Палаты общин в Великобритании такой промежуток времени составляет двадцать дней[1]. В некоторых странах (Польша, Испания) закон не устанавливает даты выборов, а определяет срок, временной промежуток, в который они должны состоятся. Так, часть 6 статьи 68 Конституции Испании определяет, что выборы Конгресса проводятся в период между тридцатым и шестидесятым днем с момента истечения срока действия мандата конгрессмена.
В России впервые правовую основу назначения выборов как самостоятельной стадии избирательного процесса в отечественной правовой системе заложил Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 30 сентября 1997 г. Особенности в правовом регулировании региональных выборов заключались в огромном значении подзаконных актов в начальном периоде проведения конституционной реформы в России. Так, Указом Президента РФ от 22 октября 1993 г. «Об основных началах организации государственной власти в субъектах РФ», был установлен двухлетний срок полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления. Данный срок был продлен Указами Президента РФ от 17 сентября 1995 г. «О выборах в органы государственной власти субъектов РФ в органы местного самоуправления» и от 2 марта 1996 г. «О порядке переноса срока выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ». Конституционность указов Президента РФ являлась предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ. В соответствии с его Постановлением данные Указы Президента признаны не противоречащими Конституции РФ[2]. Суд установил, что назначение выборов органов государственной власти субъектов Федерации относится к компетенции субъектов Федерации. Но в период формирования системы органов государственной власти, являющийся переходным, данные правоотношения могут регулироваться федеральными нормативными актами. Они имеют приоритет в отношении актов субъектов РФ. Обсуждение данной проблемы депутатским корпусом Государственной Думы Федерального Собрания РФ привело к появлению 13 марта 1996 г. Обращения Государственной Думы к депутатам и законодательным органам государственной власти субъектов о своевременных выборах в них, и Постановления от 23 марта 1996 г. «О практике продления законодательными (представительными) органами субъектов РФ своих полномочий».
На современном этапе государственного развития России назначение выборов регулируется Конституцией РФ, Федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав…», «О выборах Президента РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», конституциям (уставами) и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.
[1] Головин А.Г. Избирательное право России. М., 2007. С. 204.
[2] Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1997 г. по делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 2 марта 1996 г. № 315 «О порядке переноса сроков выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ», Закона Пермской области от 21 апреля 1996 г. «О проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермской области» и части 2 статьи 5 Закона Вологодской области от 17 октября 1995 г. «О порядке ротации депутатов Законодательного Собрания Вологодской области» (в редакции от 9 ноября 1995 г.) // СЗ РФ. 1997. № 20. Ст. 2383.
Цель – ознакомление с темой «Образование избирательных округов и избирательных участков».
Задачи:
1.Добиться усвоения студентами теоретических знаний об образовании избирательных округов и избирательных участков;
2.Воспитать в студентах чувство ответственности и дисциплинированности при изучении данной темы
Учебные вопросы:
1. Образование избирательных округов
Для проведения выборов на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, образуются избирательные округа. Уже в начале ХХ в. известный правовед Г.Мейеръ отмечал, что «Постоянство, которое должно существовать в отношении избирательных округов, требует, чтобы образование последних было производимо законодательным порядком»[1].
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» избирательным округом является территория, которая образована в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ и от которой непосредственно гражданами РФ избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица). Избирательный округ может быть многомандатным или одномандатным. Многомандатный избирательный округ - это избирательный округ, в котором избирается несколько депутатов (но не более пяти), причем за каждого из них избиратели голосуют персонально. Одномандатный избирательный округ - это избирательный округ, в котором избирается один депутат.
Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы. Соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за 80 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ, номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе.
Если на территории, на которой проводятся выборы, законодательные (представительные) органы государственной власти, представительные органы муниципального образования отсутствуют или новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не утверждена в указанный законодательством срок, избирательная комиссия, организующая выборы, принимает решение о проведении выборов по прежней схеме округов, если она соответствует требованиям, установленным законодательством, Если прежняя схема округов не соответствует требованиям, установленным законодательством, или признана судом в установленном федеральным законом порядке недействующей и не подлежащей применению, - то новая схема утверждается избирательной комиссией не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.
При проведении выборов в РФ избирательные округа образовываются на основе следующих принципов:
- соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях - 15 процентов от средней нормы представительства избирателей[2].
- при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта РФ территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей должно составлять не более 40 процентов;
- избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.
Требования, предъявляемые к избирательным округам, были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 ноября 1998 г.[3] по делу о проверке конституционности требований, предъявляемых к образованию избирательных округов в Федеральном законе от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», отмечается, что демократический принцип равных выборов и обязанность государства гарантировать равенство избирательных прав граждан, с одной стороны, и принцип федерализма и равноправие субъектов Федерации - с другой, могут в известной мере входить в юридическое противоречие друг с другом, то есть в качестве вынужденной меры допускается определенные отступления от общей нормы представительства, а именно некоторые ограничения равного избирательного права в пользу принципов федерализма, что не может считаться результатом произвола и злоупотреблений. Это обосновывается тем, что положения о гарантиях равенства избирательных прав граждан законодатель должен согласовывать с принципами федерализма равноправия субъектов РФ.
Публикация (обнародование) схемы образованных избирательных округов, включая её графическое изображение, осуществляется соответствующим представительным органом государственной власти, органом местного самоуправления не позднее чем через 5 дней после её утверждения.
[1] Мейеръ Г. Избирательное право. Книга 2. М., 1906. С. 130.
[2] Указанные требования могут не соблюдаться при выборах в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы в случае, если федеральным законом устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта РФ.
[3] СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5969.
Цель – ознакомление с темой «Выдвижение и регистрации кандидатов (списка кандидатов)».
Задачи:
1.Добиться усвоения студентами теоретических знаний о выдвижение и регистрации кандидатов (списка кандидатов);
2.Воспитать в студентах чувство ответственности и дисциплинированности при изучении данной темы
Учебные вопросы:
понятие и субъекты реализации
Выдвижение и регистрация кандидатов является одной из самых важных стадий избирательного процесса, определяемой В.И. Васильевым как «завязка» избирательной кампании, влияющей на весь её дальнейший ход[1]. Выдвижении кандидата является юридическим фактом, который приводит к возникновению правоотношений связанных с реализацией пассивного избирательного права, то есть конституционного права избираться. Право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления является одним из основных прав граждан и важнейшим элементом их правового статуса в демократическом обществе. По своей природе данное право носит индивидуальный характер, что находит отражение в правовых позициях Конституционного Суда РФ от 24 июня 1997 г. [2] и от 25 апреля 2000 г.[3]
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» под выдвижением понимается самовыдвижение кандидата, инициатива избирательного объединения в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность. Согласно положению данной статьи предусматривается два субъекта права выдвижения кандидатов: 1. избиратель, реализующий свое право в порядке самовыдвижения; 2. избирательное объединение.
Предусматривавщийся Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г., такой субъект права выдвижения как группа избирателей, в действующем законодательстве отсутствует. В статье 34 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» закрепляется, что федеральным законом может быть предусмотрено, что для поддержки самовыдвижения необходимо создать группу с определенным числом избирателей. Так, в соответствии со статьей 34 Федерального закона «О выборах Президента РФ» для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом. При этом избиратель может входить только в одну группу избирателей, созданную для поддержки самовыдвижения кандидата.
Выдвижение по одномандатному округу может происходить как путем самовыдвижения, так и в порядке выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидата в списке кандидатов происходит только в порядке выдвижения избирательным объединением. Самовыдвижение кандидатов, в соответствии со статьей 34 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» производится путем уведомления об этом избирательной комиссии. Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности, связанные с правовом статусом выдвинутого кандидата, после поступления в соответствующую избирательную комиссию уведомления, заявления о согласии баллотироваться.
Избирательные объединения праве выдвигать кандидатов по одномандатным округам (включая единый округ) и многомандатным округам, списки кандидатов - на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти РФ и её субъектов, а также представительных органов муниципальных образований по пропорциональной избирательной системе. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе претендовать на все мандаты от соответствующего избирательного округа, а потому вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом избирательном округе.
При выборах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ избирательными объединениями являются политические партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональные отделения или иные структурные подразделения политических партий, имеющих в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. Как уже говорилось, при проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает его участие в выборах, и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее, чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования.
Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" тайным голосованием на их федеральных съездах (конференциях) при выборах в федеральные органы государственной власти, на конференциях (собраниях) региональных отделений либо на федеральных съездах (конференциях) - при выборах в органы государственной власти субъектов РФ, на собраниях региональных отделений - при выборах в органы местного самоуправления. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Выдвижение кандидата (списка кандидатов) возможно при условии представления в избирательную комиссию лицом (каждым из выдвинутых лиц) письменного заявления о согласии баллотироваться. В нем указывается сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность, сведения о неснятых или непогашенных судимостях с указанием номера (номеров) статей и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса РФ, на основании которой (которых) был осужден кандидат, гражданство) и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Так, депутат Государственной Думы не может быть одновременно членом Советом Федерации, депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, педагогической и иной творческой деятельностью. Законодательство субъектов чаще всего также запрещает совмещение депутатских мандатов разных органов представительной власти (Республика Адыгей, Республика Башкортостан, Красноярский край). Исключением является Республика Коми, где депутат Государственного Совета может входить в иной представительный орган.
Вместе с заявлением инициатором выдвижения кандидата подается уведомление о начале сбора подписей. Направление в избирательную комиссию данных документов носит уведомительный характер, то есть не предполагает наличие ответа или утверждения. Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Данное правило не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному (или многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов. Также кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения.
Законом устанавливается период, включающий в себя выдвижение кандидатов (списков кандидатов), а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов (списков кандидатов) либо иные формы поддержки выдвижения. При выборах в федеральные органы государственной власти (Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и других предусмотренных Конституцией РФ) должен составлять не менее 40 дней, при выборах органов государственной власти субъектов РФ - не менее 30 дней, при выборах органов местного самоуправления - не менее 20 дней.
Одновременно со списком кандидатов, выдвинутым политической партией, в избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. После этого порядок размещения в списке кандидатов не может быть изменен, за исключением изменений, вызванных выбытием (в том числе исключением) кандидатов.
Документы, необходимые для выдвижения кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, должны быть представлены в избирательную комиссию лично кандидатом, либо, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей, другим лицом. При этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые. Документы о выдвижении списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, в избирательную комиссию предоставляет представитель избирательного объединения.
Избирательная комиссия доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией. Информация о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений направляется в средства массовой информации.
Законодатель предусматривает ряд ограничений пассивного избирательного права. Так не может быть выдвинут кандидатом в Президенты РФ российский гражданин, замещавший должность главы Российского государства и досрочно прекративший исполнение полномочий в случае добровольной отставки либо по причине стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, в связи с чем были назначены текущие выборы. Также не может участвовать в выборах в качестве кандидата гражданин РФ, замещавший должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию, в том числе в связи с избранием его депутатом либо на иную выборную должность, замещение которой несовместимо со статусом главы муниципального образования, либо отрешенный от должности главы муниципального образования высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). При проведении повторных и дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в действующем законодательном (представительном) органе государственной власти, представительном органе муниципального образования не может быть выдвинуто кандидатом лицо, являющееся депутатом (членом) этого органа. Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Но избирательное объединение обладает правом выдвинуть одновременно на одних выборах одного и того же кандидата по одномандатному округу или многомандатному избирательному округу и в составе списка кандидатов.
Не обладают правом избираться и лица, чья деятельность носит экстремистский характер[4] или осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющих на день голосования на выборах неснятую или непогашенную судимость за указанные преступления[5].
[1] Избирательное право и избирательный процесс в РФ. М., 1999. С. 316.
[2] Постановление Конституционного Суда РФ от 24.06.1997 № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статей 74 (часть первая) и 90 Конституции Республики Хакасия» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 26. Ст. 3145.
[3] Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2000 № 7-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 11 статьи 51 Федерального закона от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // СЗ РФ. 2000, № 19. Ст. 2102.
[4] Федеральный закон от 05 декабря 2006 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ и Гражданский процессуальный кодекс РФ» // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5303.
[5] Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», а также в целях обеспечения реализации законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме» // СЗ РФ. 2007. № 18. Ст. 2118.
Задачи:
2.Воспитать в студентах чувство ответственности и дисциплинированности при изучении данной темы
Учебные вопросы:
1. Понятие информационного обеспечения выборов
Информационное обеспечение выборов является одной из гарантий реализации избирательных прав граждан, выступающей в виде производства и (или) распространения связанной с выборами информации в период избирательной кампании. Оно призвано создать условия для осознанного волеизъявления избирателей и является важной составляющей любой избирательной кампании.
В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав…» информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию. В Законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»[1] от 5 сентября 1997 г. нормы, касающиеся информирования избирателей в ходе выборов, были распределены по отдельным главам закона, определяющих содержание стадий избирательного процесса. Необходимость более четкой регламентации данных отношений и разграничения подходов в регулировании процесса информирования избирателей и предвыборной агитации определили появление в новом законе отдельной главы, объединяющей положения касающиеся гарантия права на распространение и получение информации о выборах и кандидатах[2].
По мнению А.Г. Головина институт информационного обеспечения выборов можно рассматривать в трех аспектах:
1) как комплексный правовой институт, представляющий собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, предметом регулирования которых выступают отношения, складывающиеся в сфере производства и распространения специальной информации о выборах в период избирательной кампании. Комплексный характер данного института выражается в том, что он объединяет соответствующие федеральные законы о выборах, законы субъектов РФ, подзаконные акты, регулирующие данные правоотношения;
2) как составная часть избирательного процесса, один из элементов его обеспечительной составляющей;
3) как составную часть системы гарантий избирательных прав российских граждан, которая способствует в соответствии со статьей 44 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» гласности выборов. Максимально полная, объективная, достоверная и своевременная информация, касающаяся избирательной кампании, её участников, порядка и сроков осуществления избирательных действий, является необходимым условием реализации российскими гражданами своих избирательных прав[3].
Справедливым является мнение о том, что информационное обеспечение выборов не является отдельной стадией избирательного процесса, так как представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых на протяжении всей избирательной кампании, в том числе и после голосования и определения результатов выборов[4]. Информационные отношения, связанные с информационным обеспечением выборов, начинаются с момента начала избирательной кампании (опубликование решения о назначении выборов) и завершаются официальным подведением итогов выборов.
[1] СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.
[2] Макарцев А.А. Информационное обеспечение выборов: теоретические и практические аспекты // Конституционно-правовые основы реформирования и развития органов государственной власти и местного самоуправления в РФ. Новосибирск, 2005. С. 131-132.
[3] Головин А.Г. Избирательное право России. М.,2007. С. 285.
[4] Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в РФ. М., 2006. С. 9-10.
Задачи:
2.Воспитать в студентах чувство ответственности и дисциплинированности при изучении данной темы
Учебные вопросы:
1. Голосование и подведение итогов выборов как самостоятельная стадия избирательного процесса. Избирательный бюллетень
Голосование, подсчет голосов является одной из самых важных стадий избирательного процесс. Если предвыборная агитация рассматривается как кульминация избирательного процесса, то голосование можно считать его решающим моментом, определяющем результат выборов, их законность и справедливость.
Важность данного этапа в определении уровня легитимации выборов делает необходимым его детальную регламентацию. Существующие нормативно-правовые акты образуют механизм обеспечивающий реализацию свободного, равного, прямого волеизъявления российских граждан при тайном голосовании.
Необходимость гарантирования справедливости проведения голосования и подсчета голосов в большинстве государств мира привело к необходимости закрепления принципов обеспечения тайного голосования на международном уровне. В документах Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ было закреплено, что подсчет голосов и сообщение о нем должны быть честными, а официальные результаты должны быть опубликованы[1]. «При голосовании должны исключаться подкуп или другие противозаконные действия, сохраняться безопасность и целостность процесса голосования, а подсчет голосов проводится подготовленным персоналом и может быть выведен на монитор и (или) подвергнут беспристрастной проверке»[2].
Важнейшим документом, содержащим информацию о волеизъявлении избирателя, определяющей результаты выборов является избирательный бюллетень. Данное положение делает необходимым тщательную правовую регламентацию всех аспектов, связанных с изготовлением, распространением, использованием и хранением бюллетеней. Основополагающие правила содержатся в статье 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…». Но при этом многие вопросы регулируются иными избирательными нормативно-правовыми актами: федеральными законами, законами субъектов РФ.
Избирательные бюллетени изготавливаются по распоряжению и под наблюдением соответствующей избирательной комиссии, возглавляющей систему избирательных комиссий на конкретных выборах. Исключением является возможность изготовления избирательных бюллетеней самой участковой избирательной комиссией в случаях предусмотренных законодательством. Подобное допускается на избирательных участках образованных в отдаленных и труднодоступных местах, на судах находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях. Число изготовленных бюллетеней не должно превышать более чем на 3 % число зарегистрированных избирателей. Изготовление неучтенных тиражей избирательных бюллетеней влечет наступление административной ответственности (КРФоАП. Ст. 5.23).
Являясь независимым органом государственной власти избирательные комиссии самостоятельно определяют степень защиты бюллетеней. Примерный перечень степеней защиты избирательных бюллетеней утвержден постановлением Центральной избирательной комиссии от 25 декабря 1998 г. «Об установлении степени защиты и использовании защищенных избирательных документов»[3]. В соответствии с ним при изготовлении бюллетеней допускается применение следующих степеней защиты: а) нанесение типографским способом на лицевую либо оборотную сторону бюллетеня цветного фона или защитной сетки; б) использование специальной бумаги (бумага определенной плотности., исключающая ее использование офисной множительной техникой, бумага с водяными знаками); в) нанесение типографским способом надписи на бланк бюллетеня либо одного или нескольких знаков в текст бюллетеня с применением специальных красителей; г) изменение размера шрифта знака препинания в текст бюллетеня; д) нанесение типографским способом надписи на бланк бюллетеня микрошрифтом; е) проставление на лицевой или оборотной стороне бюллетеня дополнительной печати либо дополнительных печатей участковой избирательной комиссии; ж) проставление на лицевой или оборотной стороне бюллетеня подписей членов участковой избирательной комиссии. Бюллетени, содержащие, помимо русского, текст и на иных языках, печатаются по распоряжению соответствующей избирательной комиссии субъекта РФ.
Форма и текст избирательного бюллетеня, порядок изготовления, их число утверждается соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Текст бюллетеня размещается на его одной стороне. Порядок размещения информации устанавливается в зависимости от того, по какой избирательной системе проводятся выборы. В случае проведения выборов по мажоритарной системе, предполагающей голосование избирателей за или против конкретных кандидатов, бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилию, имя, отчество, год рождения, место жительства, наименование занимаемой кандидатом выборной должности в органе государственной власти и органах местного самоуправления, основное место работы или службы каждого зарегистрированного кандидата. В случае если кандидатом был зарегистрирован псевдоним, этот псевдоним также указывается в избирательном бюллетене.
Если выборы проводятся по смешанной избирательной системе и один и тот же кандидат баллотируется одновременно в избирательном округе и в списке кандидатов, информация об этом должна содержаться в тексте бюллетеня для голосования. По непогашенной судимости в избирательном бюллетене должны указываться номер (номера) и наименование статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства СССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим УК РФ. избирательному округу. В случае наличия у зарегистрированного кандидата неснятой или
При проведении выборов по пропорциональной избирательной системе голосование осуществляется по спискам кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями. Порядковый номер избирательных объединений в избирательном бюллетене определяется жеребьевкой. В случаях предусмотренных избирательным законодательством указываются фамилии, имена, отчества зарегистрированных кандидатов из списка, наименования и символы избирательного объединения. Так, в соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» в избирательный бюллетень по федеральному списку помещаются наименование и символы избирательного объединения. Под наименованием избирательного объединения помещаются фамилии, имена и отчества первых трех зарегистрированных кандидатов из выдвинутого федерального списка. Справа от указанных данных о кандидатах, избирательных объединениях помещается пустой квадрат.
[1] Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ. Ч. 1, п. 7.
[2] О критериях свободных и справедливых выборов: (По документам Межпарламентского союза). М, 1996. ч. 4.
[3] Вестник Центризбиркома РФ. 1998. № 12.
Избирательный спор: понятие, виды, порядок разрешения
В российской правовой науке можно выделить два подхода к пониманию избирательных споров. В русле первого подхода, авторы ограничивают рамки определения избирательного спора, констатацией наличия юридического конфликта. Так, Е.П. Ищенко понимает под электоральными спорами - споры, по поводу применения избирательного законодательства, возникающие при назначении, подготовке, проведении и установлении результатов выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в период между выборами, которые разрешаются избирательными комиссиями разных уровней (их должностными лицами) либо в судебном порядке[1]. Другие авторы включают в определение избирательного спора охранительно-правовой его характер и процессуальные возможности разрешения. Князев С.Д. и Р.А. Охотников понимают под избирательным спором избирательные правоотношения охранительного характера, посредством которых путём обжалования в установленном законодательством Российской Федерации административном (инстанционном) и судебном порядке разрешаются конфликтные ситуации, возникающие в связи с предполагаемым или реальным нарушением избирательных прав граждан[2].
Головин А.Г. выделяет следующие признаки избирательного спора:
- спор связан с нарушением требований избирательного законодательства, избирательных прав граждан, которые имели место по мнению инициатора спора;
- спор является юридическим продолжением фактически возникших по поводу указанных нарушений разногласий между определёнными субъектами, то есть конфликта между ними;
- спор объективируется в системе правоотношений, в основе которой лежит соответствующее избирательно-правовое отношение, но которая также может включать административные, гражданско-процессуальные, иные правоотношения;
- спор разрешается в установленном законом процедурном (процессуальном) порядке уполномоченными на то субъектами;
- спор предполагает по итогами его разрешения восстановление нарушенных избирательных прав (когда это возможно) и применение мер ответственности за нарушения требований избирательного законодательства в том случае, если факт наличия таких нарушений будет установлен[3].
В зависимости от уровня проводимых выборов избирательные споры можно разделить на избирательные споры, возникающие в ходе проведения федеральных выборов; избирательные споры, возникающие в ходе проведения региональных выборов и избирательные споры, возникающие в ходе проведения муниципальных выборов. В литературе также выделяются локальные избирательные споры, под которыми понимаются споры, возникающие при проведении выборов в органы территориального общественного самоуправления[4]. Но, по мнению Князева С.Д. и Р.А. Охотникова для выделения данного вида споров нет законодательных оснований, так как законодательство о местном самоуправлении не предусматривает возможности формирования территориальных органов местного самоуправления на основе муниципальных выборов[5].
[1] Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Отв. ред. А.А. Вешняков. М., 2003. С. 491.
[2] Князев С.Д., Охотников Р.А. Избирательные споры: юридическая природа и порядок рассмотрения. Владивосток, 2005. С. 14-15.
[3] Головин А.Г. Избирательное право России. М., 2007. С. 327.
[4] Ищенко Е.П., Ищенко А.Е. Избирательные споры: возникновение, разрешение, предупреждение. М., 2002. С. 16.
[5] Князев С.Д., Охотников Р.А. Избирательные споры: юридическая природа и порядок рассмотрения. Владивосток, 2005. С. 61-62.