Профессиональная этика — Контрольно-измерительные материалы для самоконтроля

Оглавление / Contents

  • Материалы для самоконтроля по теме "Понятие, предмет, система курса. Место этики в системе современного научного знания"
  • Материалы для самоконтроля по теме "Основные категории профессиональной этики. Особенности профессии юриста и ее нравственное значение"
  • Материалы для самоконтроля по теме "Профессиональная этика судьи"
  • Материалы для самоконтроля по теме "Профессиональная этика работника прокуратуры"
  • Материалы для самоконтроля по теме "Профессиональная этика адвоката"
  • Материалы для самоконтроля по теме "Профессиональная этика сотрудника полиции"
  • Материалы для самоконтроля по теме "Этика судебных прений"
  • Материалы для самоконтроля по теме "Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания"

Ответьте на предложенные ниже вопросы:

  1. Раскройте смысловое содержание понятия «мораль».
  2.  В чем заключается внешний и внутренний аспекты морали? Как эти аспекты раскрываются в социальном взаимодействии? Опишите примеры конфликта между внешним и внутренним аспектами морали.
  3. Какие основные элементы морали можно выделить?
  4. Каковы основные функции морали?
  5. В чем состоит смысловое содержание парадокса моральной оценки?
  6. Можно ли утверждать, что этика нормативна?
  7. В чем заключаются особенности профессиональной юридической этики как вида прикладной этики?

Ответьте на предложенные ниже вопросы:

  1. В чем особенность категорий, которыми оперирует наука этика? Дайте определение этической категории.
  2. Раскройте содержание таких важнейших для юриста категорий, как «достоинство» и «честь».
  3.  Что общего между нормами права и морали?
  4. В чем норма морали отлична от нормы права?
  5. Могут ли существовать нормы права, противоречащие этическим установкам общества?
  6. Изложите основные идеи юридической деонтологии.
  7. Перечислите ключевые нравственные качества, которыми, по Вашему мнению, должен обладать юрист.

Ответьте на предложенные ниже вопросы:

  1. Почему для судьи так важна безупречная репутация?
  2. Как Вы считаете, чем вызваны столь высокие требования, предъявляемые к претендентам на должность судьи?
  3. Какими способами достигается независимость судьи от внешних влияний?
  4. Какими способами минимизируется влияние внутренних убеждений судьи на процесс принятия судебного решения?
  5. По Вашему мнению, почему судья ограничен во внеслужебной деятельности?

Решите задачу:

Рассмотрев представление председателя Амурского областного суда, ККС установила следующее: работая председателем районного суда, Петрова Н.К., сама будучи очень трудолюбивой и дисциплинированной, того же требует как от судей, так и от работников аппарата суда. Однако, реагируя на недостатки и просчеты в работе, допускаемые работниками аппарата суда, Петрова Н.К. проявляет грубость и несдержанность – кричит на коллег, оскорбляет их достоинство, в связи с чем они обращаются с жалобами в ККС и к председателю областного суда. Нарушает ли судья ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодекс судейской этики? 

Ответьте на предложенные ниже вопросы:

  1. Каковы основные требования, предъявляемые к претенденту на должность сотрудника прокуратуры?
  2. Как в деятельности прокурора преломляется принцип законности?
  3. Посредством чего реализуется принцип независимости?
  4. Каково значение принципа централизации прокурорского надзора?
  5. В чем нравственное значение принципа равенства граждан перед законом и равенства защиты их прав и законных интересов?
  6. Почему, по Вашему мнению, на прокуроре лежит повышенная моральная ответственность? 
  7. Приемлемо ли для начальника отдела общего надзора прокуратуры предлагать в качестве сотрудника канцелярии прокуратуры сына  или дочь своего друга, работающего вместе с ним? А своего сына или дочь? Может ли начальник отдела общего надзора прокуратуры принять своего сына на работу в свой отдел?

Решите задачу:

Помощник прокурора, имеющий классный чин младшего юриста обратился к вышестоящему прокурору за профессиональным советом, однако получил отказ и выговор в устной форме, основанный на сомнении в его профессионализме. Верно ли поступил прокурор? Обоснуйте Ваше мнение.  

Ответьте на предложенные ниже вопросы:

  1. Как Вы считаете, почему профессия адвоката может быть названа творческой?
  2. Объясните, почему наличие в стране адвокатуры рассматривается как свидетельство реализации принципа законности?
  3. Как Вы понимаете изречение «Адвокат – не судья своему клиенту»?
  4. Раскройте суть принципа независимости адвоката.
  5. Почему необходим принцип территориальности?
  6. Как в работе адвокатуры реализуется принцип самоуправления?
  7. Почему принцип корпоративности способствует поддержанию на должном уровне адвокатской этики?
  8. Объясните основное содержание и гарантии сохранения адвокатской тайны.

Решите задачу:

В юридическую консультацию обратилась студентка 3 курса экономического факультета СевКавГТУ Анна Антонова с просьбой представлять её интересы в суде по делу о драке возле ночного клуба "Восток" г. Ессентуки. Она рассказала, что была избита Оксаной Лапиной, после чего подала заявление в полицию с просьбой возбудить уголовное дело (умышленное причинение легкого вреда здоровью). Кроме того, Анна Антонова нашла свидетеля, который якобы видел, что драку спровоцировала Лапина. Антонова честно призналась адвокату, взявшемуся представлять ее интересы, что этим «свидетелем» является ее поклонник Иван Копейкин, который на самом деле при драке не присутствовал. Однако девушка заверила адвоката, что именно Лапина спровоцировала драку.

По вашему мнению, должен ли в данном случае адвокат придерживаться версии своей клиентки?

Ответьте на предложенные ниже вопросы:

  1. Как в обстоятельствах профессиональной необходимости ограничения полицейским прав и свобод граждан реализуется принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина?
  2. Раскройте смысл принципов законности и беспристрастности в деятельности сотрудника полиции.
  3. Зачем полиции организовывать свою работу сообразуясь с принципом открытости и публичности?
  4. Какие формы взаимодействия полиции с гражданами и общественными организациями, на Ваш взгляд, наиболее эффективны?
  5. Объясните, как в деятельности полицейского раскрывается принцип взаимодействия и сотрудничества.
  6. Какие нравственные ценности, по-вашему, необходимы сотруднику полиции и почему?

Решите задачу:

Для дачи свидетельских показаний следователь районного отдела внутренних дел Иванов вызвал пенсионера Симонова. Явившись в указанное время, Симонов около двух часов ждал, когда Иванов пригласит его в кабинет. На высказанное Симоновым недовольство по поводу потерянного времени следователь ответил, что пенсионеру все равно торопиться некуда, а у него еще масса дел. Значит, Симонов будет ждать столько, сколько захочет Иванов. 

Можно ли усмотреть в действиях Иванова нарушения действующего законодательства?

Ответьте на предложенные ниже вопросы:

 

  1. Почему судебные прения несут глубокий нравственный смысл?
  2. Как Вы считаете, почему адвокат всегда выступает после прокурора?
  3. Объясните, как в судебных прениях преломляется принцип равноправия и состязательности сторон.
  4. Каковы пределы содержания выступлений участников прений сторон?
  5.  Какие требования предъявляются к речи государственного обвинителя?
  6. Какие требования предъявляются к речи защитника?

 

Ответьте на предложенные ниже вопросы:

  1. Почему в презумпции невиновности заключен глубокий нравственный смысл?
  2. Какими качественными характеристиками должны обладать доказательства?
  3. Как Вы считаете, почему доказательства, добытые с процессуальными нарушениями, не могут считаться допустимыми?
  4. Раскройте смысл принципа оценки доказательств по внутреннему убеждению.
  5. По Вашему, мнению, почему обвиняемый, в отличие от свидетелей и потерпевших не несет уголовной ответственности за заведомо ложные показания?