Теории и модели коммуникации — Самостоятельная работа. Контрольные работы

Оглавление / Contents

  • Для бакалавров
  • Для магистров

Самостоятельные работы  сдаются преподавателю в электронном формате в систему электронного обучения НГТУ  DiSpace, через личный кабинет студента, не позднее зачетной недели текущего семестра. Каждая работа прикрепляется отдельно к разделу журнала (например, РГЗ 1, РГЗ 2 и т.д.)

Требования к оформлению работ:

  1. При оформлении работы следует указывать само задание
  2. Первая страница КР должна содержать титульный лист, оформленный по правилам , принятым в НГТУ и содержать следующую информацию:
  • фамилию, имя, отчество автора;
  • Ф.И.О.  проверяющего преподавателя;
  • тема КР и номер, дисциплина по которой она выполняется

Абзац:

  • Отступ 1см
  • Выравнивание – по ширине

Шрифт

  • Начертание – обычное
  • Размер 14

Страница

  • Ориентация – книжная
  • Поля  Верхнее/Нижнее 2 см, Левое – 3 см, Правое – 1,5 см

3. Список источников в работе обязателен

  • оформление библиографического описания по ГОСТ Р 7.0.5—2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления
  •  В качестве источника приводятся качественные официальные, научные и учебные материалы (Википидея, коллекции рефератов и т.п. не принимаются)

Эссе 1. Медиасреда Новосибирска

  1. Изучить кейс "СМИ Новосибирской области (НСО)"
  2. Сформулировать основные характеристики медиапространства Новосибирска (НСО)

Эссе 2. Массовая культура:

  1. Изучить теории массовой культуры
  2. Определить плюсы и минусы явления "массовая культура"
  3. Определить к какому уровню масскульта принадлежит заданное преподавателем явление (произведение культуры/искусства)

Задание 1. Эволюция средств массовой коммуникации

  1. Изучить исторические вехи эволюции средств массовой коммуникации
  2. Сформировать таблицу (MS Excel)
  3. Построить график

Задание 2. Демассификация средств массовой информации

  1. Изучить работу О.Тоффлера. Сформулировать признаки демассификации
  2. Привести конкретные примеры на материале реального СМИ

Источник : Тоффлер Э. Глава 13. ДЕМАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ // Тоффлер Э. Третья волна /Переводчики Бурмистрова Л. М., Татаринова К. Л., . - М.:  АСТ, 2010. - 800 с. (Например: Тоффлер Э. Третья волна // Библиотека Гумер [Электронный ресурс] URL:  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Toffler/_Index.php )

Задание 3. Изучить Х. Ортега - и- Гассет  Восстание масс.

  1. Определить учебную группу студентов как толпу или массу.
  2. Доказать тезисами автора (Х. Ортега-и-Гассета)

 

Задание 4. Визуализация моделей коммуникации

  1. Изучить кейс  с описанием моделей коммуникации
  2. Создать схемы моделей коммуникации (визуализировать модель)

Задание 5. Сегментация целевой аудитории

  1. Изучить методику сегментации потребительского рынка Ф. Котлера
  2. Описать ЦА аудиторию Интернет пользователей:
    • Житель мегаполиса
    • Житель малого города
    • Сельский житель

Задание 6. Медиапредпочтения жителей Новосибирска

  1. Выявить медиапредпочтения жителей Новосибирска различных возрастных групп, описать для каждой возрастной группы предпочтения:
  2. Заполнить таблицу:

 

Телевидение

Пресса

Радио

Интернет

0-14 лет: дети,

 

 

 

 

15-24 года: молодежь,

 

 

 

 

25-44 года: экономически активное население,

 

 

 

 

45-64 года: экономически активное население

 

 

 

 

65 лет и старше: пенсионеры

 

 

 

 

Источники информации: открытые исследования (Медиалогия, ФОМ, ВЦИОМ, TNSglobal)

Задание 7. Гендерный анализ рекламного сообщения

  1. Выбрать рекламное сообщение (плакат, видеоролик...) (см. например: http://www.adme.ru/tvorchestvo-reklama/luchshie-bilbordy-mira-267255/; http://adindex.ru/publication/opinion/creative/2012/08/29/92758.phtml)
  2. Проанализировать с позиции гендерного анализа (см. Ершова Н. М. Гендерный анализ рекламы как инструмента организации потребления // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №10-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gendernyy-analiz-reklamy-kak-instrumenta-organizatsii-potrebleniya (дата обращения: 27.04.2016).

Задание 8. Медиапространство современного человека

  1. Подготовить обзор исследовательских подходов к изучению медиапространства ( Е.Ним)
  2. Сфомулировать опредление медиапространства
  3. Разработать модель (схему) медиапространства современного человека

Задание 9. Дискурсный анализ текста

  1. Изучить статью: Бейлинсон Л. С. Функции институционального дискурса // Вестник ИГЛУ. 2009. №3 (7). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-institutsionalnogo-diskursa (дата обращения: 31.10.2016)
  2. Найти примеры тексту, решающих разную коммуникационную задачу:
    1. Интервью главы региона
    2. Статья регионального журналиста о своем регионе
  3. Проанализировать тексты на предмет выполнения функции институционального дискурса
  4. Заполнить таблицу:

Функция институционального дискурса

Пример из текста

Перформативная функция

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Задание 10. S-Теория (Синанометрика)

  1. Изучить материалы по теме : «S-Теория (Синанометрика): Обобщающая, междисциплинарная, количественная, согласованная теория, объясняющая глубинную структуру всех типов человеческого поведения»
  2. Описать свое поведение на лекциях с позиции этой теории

Дополнения. В качестве дополнительных работ, для повышения балла в рейтинге студента по дисциплине возможно выполнение дополнительных работ - написание эссе на темы:

  1. Особенности межличностной коммуникации между поколениями
  2. Правда и истина в коммуникации
  3. Барьеры массовой коммуникации
  4. Психологические барьеры коммуникации
  5. Социальные барьеры коммуникации
  6. Языковые барьеры коммуникации
  7. Понятие эффективности коммуникации
  8. Индивидуальное и институциональное в коммуникаторе
  9. Цифровые номады – современные кочевники

Контрольная работа 1. Эволюция средств массовой коммуникации

  1. Изучить исторические вехи эволюции средств массовой коммуникации
  2. Сформировать таблицу (MS Excel)
  3. Построить график

Контрольная работа 2. Модель коммуникации в социальных сетях

  1. Изучить Talk Digitally: Communication Models Applied to Multimedia Platforms and Networks within the Social Web // Media Linguistics. -  2015. Issue 1 [Электронный ресурс] URL: http://10plus1journal.com/wp-content/uploads/2015/09/02_THINKING_Allner.pdf (дата обращения: 05.12.2016)
  2. Описать и визуализировать (создать схему) модели коммуникации в электронной среде социальных сетей

Контрольная работа 3. Признаки институционального дискурса

На основе статьи:  Томская М. В., Маслова Л. Н. Институциональная коммуникация в лингвистических исследованиях // Вестник МГЛУ. 2010. №597. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnaya-kommunikatsiya-v-lingvisticheskih-issledovaniyah (дата обращения: 31.10.2016) проанализировать  интервью/статью политического деятеля:

  1. Дать определение институциональной коммуникации
  2. Выявить наличие системообразующих признаков институционального дискурса, заполнить таблицу:

Признаки  институционального дискурса (Томская, Маслова)

Интервью/статья политического деятеля)

....  

 

Контрольная работа 4. Типы кодов (по Р. Барту)

На основе трудов  Р. Барта (Барт Р.  S/Z. Пер. с фр. 2-е изд., испр. Под ред. Г. К. Косикова. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 232 с.;  Барт Р. Риторика образа // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994 - С. 297-318. ) дать определения семиотических кодов 

См. также: Ивлева Алина Юрьевна Концепция символических смыслов Р. Барта // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2007. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-simvolicheskih-smyslov-r-barta  (дата обращения: 14.11.2016).

 

Контрольная работа 5. Целевая аудитория коммуникации

  1. Описать заданную ЦА по модели  М. Шерингтона
  2. Описать заданную ЦА по модели VALS
  3. Описать заданную ЦА по базовым психографическим признакам

Контрольная работа 6.  Медиапространство современного человека

  1. Подготовить обзор исследовательских работ по изучению медиапространства:
    1. Ним Е. Г. Медиапространство: основные направления исследований // Бизнес. Общество. Власть: онлайн-издание / ВШЭ URL: https://www.hse.ru/mag/27364712/2013--14/83292427.html (дата обращения: 05.12.2016); 
    2. Mediaspace: Place, Scale and Culture in a Media Age/ edited by Nick Couldry and Anna McCarthy. New York: Routledge, 2004.; 
    3. Глухарев Дмитрий Сергеевич Медиапространство как элемент информационной безопасности // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2011. №9 (226). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mediaprostranstvo-kak-element-informatsionnoy-bezopasnosti (дата обращения: 05.12.2016).
    4. Другие
  2. Сфомулировать определение медиапространства
  3. Разработать модель (схему) медиапространства современного человека

Контрольная работа 7. Социологические основания теорий коммуникации

  1. Подготовить доклад на тему Социологические основания современных научных воззрений на социальные коммуникации (на примере теории .......)
  2. За основу взять социологические теории авторов (по выбору магистранта):
  • Н. Лумана
  • Т. Парсонса
  • Дж. Г. Мида
  • Ю. Хабермаса
  • Ж. Бодрийяра

Контрольная работа 8. Коммуникативная (языковая) игра Л. Витгенштейна

  1. Изучить работы Л. Витгенштейна (например, Витгенштейн Л. Философские исследования . -М.: Издательство: «АСТ», 2011. - 412 с. 
  2. Написать рецензию по плану:
    1. Актуальность (необходимость для современной философии коммуникации)
    2. Степень изученности (ссылаемость на другие научные теории)
    3. Основные положения научной теории
    4. Возможности/перспективы продолжения исследований (построения теории)
    5. Особенности стиля /дискурса
    6. Система аргументации (логичность)