Стратегическое управление библиотекой — Практические занятия

Раздел 1. Стратегическое планирование (сущность и задачи)    

  1. Формулировка стратегии    
  2. Реализация стратегии управления    
  3. Сравнение стратегического и оперативного менеджмента    
  4. Стрела "настоящее — будущее"    
  5. Инструменты стратегического планирования и прогнозирования

Раздел 2.  Пирамида стратегического плана

  1. Миссия, цели и задачи    
  2. Стратегические цели    
  3. Задачи библиотеки    
  4. Конкретные задания    
  5.  Процедуры стратегического проектирования    

Раздел 3. Стратегическое проектирование и человеческие ресурсы    

  1. Проектирование человеческих ресурсов    
  2. Развитие человеческих ресурсов
  3. Стратегическое управление человеческими ресурсами    
  4. Перемены    
  5. Библиотековедческий анализ как основа стратегической проектной деятельности  

 

Раздел 4.  Принятие решений на основе библиотековедческого анализа.    

  1. Междисциплинарность библиотековедческих исследований 
  2. Характеристики процесса принятия решений    
  3. Цель решений, принимаемых при проектировании    
  4. Альтернативы при принятии решения    
  5. Факторы, рассматриваемые при принятии решений

Практическое занятие. Методы прогнозирования развития событий

Задание 1. Подготовить сценарии развития событий методом декомпозиции:

  1. Покупка компьютера
  2. Подписка на новый журнал
  3. Поиск спонсора на приобретения новой литературы

Задание 2. Подготовить сценарии развития событий методом «доведения до абсурда»:

  1. Рост количества читателей
  2. Рост количества библиотечного фонда
  3. Рост количества книговыдач

Практическое занятие. Формулировка миссии организации (по заданию преподавателя)

  1. Сформулировать миссию данной организации
  2. При разработке миссии учитывать следующие группы факторов:
    1. История возникновения и развития организации, ее традиций, достижений и промахов, сложившийся имидж.
    2. Существующий стиль поведения и способ действия собственников и руководителей.
    3. Ресурсы, т. е. все то, чем организация может управлять: наличные денежные средства, признанные продуктовые марки, уникальные технологии, талант сотрудников и т. п.
    4. Окружающая среда, представляющая совокупность всех факторов, которые воздействуют на возможности организации достигать своих целей с помощью выбранных стратегий.
    5. Отличительные достоинства, которыми обладает организация.

 

Приложение. Миссии библиотек

Практическое занятие. Определение вида стратегии:

  1. Проанализировать деятельность организации (по заданию преподавателя)
  2. Определить группу стратегии и ее вид:
    1. Стратегии концентрированного роста    
      • 1.1 Стратегия усиления позиции на рынке (горизонтальная интеграция)
      • 1.2 Стратегия развития рынка
      • 1.3 Стратегия развития продукта
    2. Стратегии интегрированного роста   
      • 2.1 Стратегия обратной вертикальной интеграции
      • 2.2 Стратегия прямой вертикальной интеграции
    3. Стратегии диверсифицированного роста    
      • 3.1 Стратегия центрированной диверсификации
      • 3.2 Стратегия горизонтальной диверсификации
      • 3.3 Стратегия конгломеративной диверсификации
    4. Стратегии сокращения    
      • 4.1 Стратегия ликвидации
      • 4.2 Стратегия "сбора урожая"
      • 4.3 Стратегия сокращения
      • 4.4 Стратегия сокращения расходов

 

Практическое занятие. Анализ стратегии планирования деятельности организации

  1. Проанализировать планы организации (по заданию преподавателя) за 5 лет.
  2. Определить какую стратегию планирования применяют в данной оргаизации (ограниченного роста, планирования роста, сокращения)
  3. Привести примеры, доказывающие вывод о типе планирования в данной организациции

Практическое занятие. Инструменты стратегического планирования

  1. Изучить статью : Хижина М. А. Анализ инструментов стратегического планирования [Текст] / М. А. Хижина // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 500-503. (http://www.moluch.ru/archive/58/8088/)
  2. Обосновать применение инструментов стартегического планирования в конкретной организации (по заданию преподавателя)

Практическое занятие. PEST-анализ:

  1. Сформулировать факторы PEST  для конкретной организации (по заданию преподавателя:)
    1. Политические (Political)

    2. Экономические (Economic)

    3. Социальные (Social) 

    4. Технологические (Technological) 

      Хижина М. А. Анализ инструментов стратегического планирования [Текст] / М. А. Хижина // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 500-503.

Практическое занаятие. SWOT-анализ

  1. Сформулировать матрицу SWOT-анализа для конкретной организации (по заданию преподавателя):
  2. Матрица SWOT-анализа
  3. Внутренние факторы Сильные стороны Слабые стороны Внешние факторы Возможности Угрозы

    Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
    Хижина М. А. Анализ инструментов стратегического планирования [Текст] / М. А. Хижина // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 500-503.