В данном модуле будут рассмотрены следующие темы
Тема 1.1. Понятие «одаренность» и ее структура в современной психологии
Краткий исторический обзор исследований по проблеме одаренности. Концепции и подходы к исследованию одаренности. Формы и виды одаренности: академическая, математическая, литературная, творческая, интеллектуальная, лидерская одаренность (по различным критериям). Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок». Принципы выявления и пути развития одаренных детей. Структура одаренности в работах западных и отечественных исследователей. Интеллект, креативность и духовность как компоненты одаренности.
Тема 1.2. Личностный и возрастной аспекты одаренности
Качества одаренной личности, которые могут, как детерминировать самореализацию личности, так и препятствовать ей: перфекционизм – стремление все делать наилучшим образом, стремление к совершенству; самостоятельность как личностное свойство; социальная автономность как неприязнь одаренных детей к традиционному обучению; нонконформизм как относительная свобода от общепринятых ограничений; эгоцентризм – в высокой степень выраженности у одаренных. Возрастные трудности одаренных. Причины неопределенности прогноза (возрастные особенности психического развития, неравномерность темпа развития, специализация способностей, свойства личности). Индивидуальные различия одаренных детей. Особенности психологического развития одаренной личности (любознательность, сверхчувствительность к проблемам, надситуативная активность – познавательная самодеятельность, высокий уровень развития логического мышления повышенный интерес к дивергентным задачам).
Тема 1.3. Развитие одаренности
Исследование особенностей семейного воспитания одаренных. Роль учителя как главного действующего лица и организатора микросоциума, в котором происходит образование одаренных детей. Основные тенденции развития социально-культурной сферы и образования на современном этапе. Развитие одаренности личности в условиях современного общества. Влияние коллектива на развитие одаренности. Разработка системы диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей одаренных; поддержка и развитие возможностей таких детей; самореализация одаренных детей. Принципы выявления одаренных детей. Этический аспект в выявлении одаренности. Особенности диагностики одаренности. Идентификация одаренности школьников. Основная задача педагогов и психологов, работающих с одаренными.
В завершении каждой темы и модуля вам предстоит пройти тестирование.
После изучения тем модуля вы будете
иметь представление
знать
уметь
Дополнительная литература
Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы