Психология одаренности и особенности ее проявления — Вводный модуль

Оглавление / Contents

  • Цели курса и результаты освоения дисциплины
  • Тематическое содержание курса
  • Рекомендации по работе с онлайн-курсом
  • Оценивание работ на курсе
  • Тестирование
  • Список литературы и интернет-источников

Целью курса является совершенствование психолого-педагогической компетентности педагогов, необходимой для профессиональной деятельности и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации в области психологии одаренности. 

В результате освоения всех тем курса вы будете

знать:

  • специфику разработки психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для одаренных обучающихся и воспитанников для решения конкретной проблемы одаренных детей с учетом их возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования;
  • способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования, основные и актуальные для современной системы образования психолого-педагогические технологии, необходимые для адресной работы с одаренными обучающимися с учетом их возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья; 

уметь:

  • обосновывать выбор диагностических методик в соответствии с задачами исследования и психометрическими характеристиками методик;
  • практически проводить основные (универсальные) психодиагностические методики для исследования личностных, интеллектуальных, мотивационных особенностей человека и особенностей межличностного взаимодействия
  • интерпретировать результаты методик в вероятностно-статистическом смысле
  • интерпретировать результаты методик в консультативной форме – с учетом интересов одаренных детей с учетом их возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования;

иметь представление: 

  • о современных подходах к пониманию психики, движущих силах ее нормального и аномального развития, а также о закономерностях развития интеллектуального, творческого и профессионального потенциала одаренных детей, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • об особенностях осуществления психологической помощи одаренным детям, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Перечень тем курса с указанием всех видов учебной деятельности в виде таблицы

темасодержание

Модуль  1. Психология  одаренности

Тема 1.1. Понятие «одаренность» и ее структура в современной психологии 

Тема 1.2. Личностный и возрастной аспекты одаренности 

Тема 1.3. Развитие одаренности   

Модуль 1. Итоговый тест

видео-лекция, теоретические материалы, практикум, тест

 

Модуль  2. Психология интеллектуальной одаренности

Тема 2.1. Теоретико-методологические подходы в исследовании интеллектуальной одаренности

Тема 2.2. Диагностика интеллектуальной одаренности

Тема 2.3. Особенности развития интеллектуальной одаренности

Модуль 2. Итоговый тест

видео-лекция, теоретические материалы, практикум, тест

 

Модуль  3. Психология духовности одаренной личности

Тема 3.1. Духовность одаренной личности: теоретические подходы исследования

Тема 3.2. Экспериментальное исследование духовности одаренной личности

Тема 3.3. Воспитание и развитие духовности одаренной личности

Модуль 3. Итоговый тест

видео-лекция, теоретические материалы, практикум, тест

Модуль 4. Психология одаренности  и творчества

Тема 4.1. Понятие психологии  творчества и креативности

Тема 4.2. Исследование в психологии одаренности и творчества: методы и планирование

Тема 4.3. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в процессе развития одаренности и творческих способностей

Модуль 4. Итоговый тест

видео-лекция, теоретические материалы, практикум, тест

Модуль 5. Психология одаренности и особенности ее проявления в инклюзивном образовании

Тема 5.1. Феномен одаренности в контексте инновационных взглядов на инклюзивное образование

Тема 5.2. Выявление  и развитие одаренных,  имеющих  ограниченные возможности здоровья

Тема 5.3. Социализация одаренных как инклюзивный процесс

Модуль 5. Итоговый тест

видео-лекция, теоретические материалы, практикум, тест
Итоговое тестированиеИтоговый тест

Онлайн курс включает в себя 5 модулей. Каждый модуль содержит по три темы. Вводный модуль раскрывается через видеопрезентацию. Каждый из 5 модулей раскрывается через видеолекции, которые будут сопровождаться методическими разработками. К видеоматериалам прилагаются конспекты и презентации лекций в расширенном формате. 

Уровень освоения курса диагностируется посредством прохождения слушателем итогового теста, содержащего вопросы из каждой темы. 

Курс предназначен для слушателей программы повышения квалификации, обучающимся по психологическим и педагогическим программам, педагогам-психологам, методистам, руководителям образовательных организаций, а также всем, кто заинтересован изучением психологией одаренности.

Критерии оценки итоговой аттестации 

Результаты определяются оценками «зачтено», «не зачтено»:

Оценка по результатам выполнения тестовых заданий определяется исходя из доли (в процентном выражении) правильных ответов в общем объеме заданных заданий:

ОценкаУдельный вес правильных ответов

«Не зачтено»

(компетенции не сформированы)

менее 50%

  • доля правильных ответов в общем объеме тестовых заданий составляет менее 50,0% (0-й уровень сформированности компетенции - компетенции не сформированы)

«Зачтено»

(продвинутый, базовый, пороговый уровень сформированности компетенций)

51% - 100%

  • доля правильных ответов в общем объеме тестовых заданий составляет от 81 до 100 % (3-й продвинутый, высокий уровень сформированности компетенций);
  • доля правильных ответов в общем объеме тестовых заданий составляет от 66 до 80 % (2-й базовый, средний  уровень сформированности компетенций);
  • доля правильных ответов в общем объеме тестовых заданий составляет от 50 до 65 % (1-й пороговый, низкий уровень сформированности компетенции).

 

Тестирование проводится после каждой темы, каждого модуля  и в виде итогового теста курса в форме онлайн-тестирования в Системе электронного обучения DiSpace.

Тестирование по темам

Модуль  1. Психология  одаренности

  • Тема 1.1. Понятие «одаренность» и ее структура в современной психологии 
  • Тема 1.2. Личностный и возрастной аспекты одаренности 
  • Тема 1.3. Развитие одаренности   

Модуль  2. Психология интеллектуальной одаренности

  • Тема 2.1. Теоретико-методологические подходы в исследовании интеллектуальной одаренности
  • Тема 2.2. Диагностика интеллектуальной одаренности
  • Тема 2.3. Особенности развития интеллектуальной одаренности     

Модуль  3. Психология духовности одаренной личности

  • Тема 3.1. Духовность одаренной личности: теоретические подходы исследования
  • Тема 3.2. Экспериментальное исследование духовности одаренной личности
  • Тема 3.3. Воспитание и развитие духовности одаренной личности

Модуль 4. Психология одаренности  и творчества

  • Тема 4.1. Понятие психологии  творчества и креативности
  • Тема 4.2. Исследование в психологии одаренности и творчества: методы и планирование
  • Тема 4.3. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в процессе развития одаренности и творческих способностей

Модуль 5. Психология одаренности и особенности ее проявления в инклюзивном образовании

  • Тема 5.1. Феномен одаренности в контексте инновационных взглядов на инклюзивное образование
  • Тема 5.2. Выявление  и развитие одаренных,  имеющих  ограниченные возможности здоровья
  • Тема 5.3. Социализация одаренных как инклюзивный процесс

Основная литература

  1. Лосева С. Н. Синестетичность в структуре музыкальной одаренности и ее проявление в композиторском творчестве: монография. Иркутск: Изд-во ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», 2020. 245 с.
  2. Лосева С. Н. Психология музыкальной одаренности. М.: Университетская книга, 2017. 88 с.
  3. Лосева С. Н. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды: электронное  учебное пособие.  Новосибирск: НГПУ, 2023.  ISBN 978-5-00104-947-0

Дополнительная литература

  1. Валуева Е. А. Диссинхрония когнитивного развития у интеллектуально одаренных детей: структурно-динамический подход / Е. А. Валуева, А. А. Григорьев, Д. В. Ушаков // Психологический журнал, 2015. Т. 36, № 5. С. 55-63.
  2. Гладилина И. П. Социальное становление творчески одаренной молодежи в системе высшего профессионального образования России / И. П. Гладилина // Социально-гуманитарные знания, 2009. № 4. С. 180-191.
  3. Глотова Г. А. Творческая одаренность личности. Проблемы и методы исследования: учебное пособие / Г. А. Глотова. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1992. 128 с.
  4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2007. 368 с.
  5. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб: Издательство «Питер», 2000.  320 с.
  6. Одаренные дети: пер. с англ. / под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. 380 с.
  7. Развитие и диагностика способностей / Л. Г. Алексеева и др. М.: Наука, 1991. 177 с.
  8. Рождественская Н. В. Креативность: пути развития и тренинги / Н. В. Рождественская, А. В. Толшин. СПб.: Речь, 2006. 316 с.
  9. Холодная М. А. Эволюция интеллектуальной одаренности от детства к взрослости: эффект инверсии развития / М. А. Холодная // Психологический журнал, 2011. Т. 32. № 5.  С. 69-78.
  10. Штейнбах Х. Э. Психология творчества: учебное пособие / Х. Э Штейнбах. СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения, 2011.  211 с.
  11. Щебланова Е.И. Проблема гендерных различий в психологии одаренности / Е.И. Щебланова //  Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. Т. 1.  № 1. С. 56–66.
  12. Экспедиция в гениальность. Психобиологическая природа гениальной и одаренной личности. Патографические описания жизни и творчества великих людей / Г. П. Колупаев и др. М. : Новь, 1999. 431 с.

Интернет-ресурсы

  1. Лосева С. Н. Психологическая структура музыкальной одаренности и синестетический аспект ее исследования. М. : Спутник +, 2021. 70 с. [Электронный ресурс]. - URL: https: // www.elibrary.ru/item.asp?id=47564498.
  2. Лосева С. Н., Садыгов Г.И. Психологические особенности мотивации спортсменов в аспекте теоретического анализа // Теория и практика физической культуры. 2024. № 3. С. 44-46. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.teoriya.ru/ru/node/18362.
  3. Лосева С.Н. Инклюзивный подход в исследовании синестетичности структуры музыкальной одаренности // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 4. С. 169–174.[Электронный ресурс]. - URL:  169-174.pdf (nsglinka.ru)
search