Педагогическая деятельность в образовательной организации — Дисциплина 4. Теория и методика обучения и воспитания

Оглавление / Contents

  • Рекомендуемый порядок изучения дисциплины "Теория и методика обучения и воспитания"
  • Тема 4.1. Система обучения
  • Тема 4.2. Принципы и подходы к обучению
  • Тема 4.3. Планирование учебного процесса
  • Тема 4.4. Виды, формы и методы обучения
  • Тема 4.5. Средства обучения
  • Тема 4.6. Структура компетенции
  • Тема 4.7. Упражнение как единица организации обучения
  • Тема 4.8. Формы организации учебной деятельности на занятии
  • Тема 4.9. Соотношение воспитания и образования
  • Тема 4.10. Формы воспитательной работы
  • Тема 4.11. Организация педагогического общения
  • Список литературы и интернет-ресурсов

Каждую тему дисциплины “Теория и методика обучения” рекомендуется изучать в следующем порядке:

Темы 4.1 - 4.5.

1.Изучите теоретический материал по теме, обратившись к презентации в формате ppt или pdf.

2. Выполните “Тест для самоконтроля” по каждой изученной теме. Тест можно выполнять неограниченное количество времени и раз до достижения максимально высокого результата.

3. Выполните назначенный вам тест по темам 4.1.-4.5.

 

Темы 4.6- 4.11.

  1. Изучите теоретический материал по теме, обратившись к презентации в формате ppt или pdf.
  2. Выполните “Тест для самоконтроля” по каждой изученной теме. Тест можно выполнять неограниченное количество времени и раз до достижения максимально высокого результата.

 

По окончанию изучения всех тем

Выполните назначенный вам итоговый тест по дисциплине. На тест дается 1 попытка, но если вы успешно выполнили тесты по темам, то результат будет отличный. По дисциплине выставляется “зачтено”, если  у вас не менее 80% правильных ответов.

 

  • Система обучения, ее характеристики. 
  • Основные компоненты системы обучения. 
  • Современная образовательная среда. 

 

Тест для самоконтроля

 

  • Сущность и определение подхода к обучению. 
  • Современные подходы к организации образовательного процесса.
  • Принципы обучения. 
  • Классификации принципов обучения. 
  • Сущность и особенности принципов обучения.  

 

Тест для самоконтроля

 

 

  • Виды учебного планирования и их особенности
  • Планирование занятия, постоянные и переменные компоненты. 
  • Основные черты современного учебного занятия. 

 

Тест для самоконтроля

 

 

  • Виды и формы обучения, их основные характеристики 
  • Критерии отбора видов и форм обучения
  • Метод обучения. 
  • Виды методов обучения, их основные характеристики. 
  • Выбор метода обучения.

 

Тест для самоконтроля

 

 

  • Средства обучения. Функции
  • Принципы использования средств обучения
  • Классификация средств обучения
  • Разновидности средств обучения

 

Тест для самоконтроля

  • Организация учебной деятельности как аспект дидактики
  • Структура компетенции: знания, навыки, умения, компетенции; их характеристики
  • Стадии усвоения знания, формирования навыков и развития умений
  • Организация условий для овладения компетенциями

 

Тест для самоконтроля

 

  • Упражнения как единица организации обучения, их роль в формировании навыков и умений
  • Классификация упражнений
  • Система упражнений как основа системы обучения, ее характеристики

 

Тест для самоконтроля

 

  • Педагогическое взаимодействие
  • Типы поведения учащегося; педагогическая речь
  • Формы организации учебной деятельности; расстановка столов и стульев в классе

 

Тест для самоконтроля

«Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.»

  Лев Николаевич Толстой

  • Принцип  «воспитывающего обучения» (И.Ф. Гербарт), индивидуализация воспитания и обучения (П.Ф. Каптерев), (И.Я. Лернер), (И.А. Зимняя); возрастная периодизация, закон социального происхождения высших психических функций или закон интериоризации, зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский)
  • Содержание компонентов личности и направлений воспитания личности 
  • Способы достижения личностных результатов в процессе обучения и воспитания 

 

Тест для самоконтроля

«Очень важно не превращать добрые чувства и добрые дела в показные «мероприятия». Как можно меньше разговоров о сделанном, никакой похвалы за доброту – таких требований надо придерживаться в воспитательной работе.»

Василий Александрович Сухомлинский

 

  • Формы воспитания, термины-синонимы, основания для классификаций, выбор форм воспитательной работы
  • Формы воспитательной работы в разных типах образовательных организаций
  • Подходы к организации воспитательной работы в зависимости от возраста обучающихся

 

Тест для самоконтроля

«Когда мы больше не в состоянии изменить ситуацию, мы вынуждены изменить самих себя.»

Виктор Франкл

 

  • Педагогическое общение: суть, функция, цель; педагогическая эмпатия
  • Трудности педагогического общения, авторитет педагога и его речевая деятельность
  • Педагогический конфликт, методы управления и предупреждения конфликтов

 

Тест для самоконтроля

Основная литература

  1. Иванчикова Т. В. Речевая компетентность в педагогической деятельности [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Т. В. Иванчикова. Москва : Флинта : Наука, 2010. 224 с.. URL: https://znanium.com/catalog/product/454167
  2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах : учебное пособие : [16+] / Г. М. Коджаспирова. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Проспект, 2016. 245 с. : схем., табл. 
  3. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 3-е изд. – М. : Школа-Пресс, 2000. – 512с.
  4. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы : учеб. пособие для магистров, аспирантов и слушателей системы повышения квалификации и переподготовки по программе "Преподаватель высшей школы" Ю. В. Сорокопуд. Ростов н/Д: Феникс, 2011.  541 с

 

Дополнительная литература

  1. Воровщиков С.Г. Теория и практика метапредметного образования: поиски решения проблем (книга, написанная учителями ко Дню Учителя по мотивам «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» Сергея Иосифовича Гессена) / С.Г. Воровщиков, В.А. Гольдберг, С.С. Виноградова, Т.К. Родионова, М.М. Новожилова, Д.В. Татьянченко и др. М.: «5 за знания», 2019.  364 с.
  2. Образовательные стратегии и технологии обучения при реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании с учетом гуманитарных технологий: Методические рекомендации. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 108 с. 
  3. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения : учебное пособие для вузов / Е. С. Полат [и др.] ; под редакцией Е. С. Полат. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 392 с. URL: https://urait.ru/bcode/518642
  4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий в 2-х томах. Т. 1 / Г. К. Селевко. Москва : НИИ Школьные технологии, 2019. 818 с. https://www.studmed.ru/view/selevko-gk-enciklopediya-obrazovatelnyh-tehnologiy-tom-1_2d66cc112d1.html
  5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2010. 159 с.
  6. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х томах [Текст] / под ред. С. Я. Батышева. – М. : АПО, 1998.

Интернет ресурсы

  1. Единый федеральный портал дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://dppo.apkpro.ru
  2. Педагогический терминологический словарь: Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа : https ://rus-pedagogical-dict.slovaronline.com
  3. Учитель: Педагогический журнал. 2023 [Электронный ресурс]. Режим доступа : 
    https ://ychitel.com
  4. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://fgos.ru/