Педагогическая деятельность в образовательной организации — Дисциплина 9. Профессиональное развитие педагога

Оглавление / Contents

  • Рекомендуемый порядок изучения дисциплины "Профессиональное развитие педагога"
  • Тема 9.1. Квалификационные требования и профессиональная деятельность педагога. Общепедагогический компонент
  • Тема 9.2. Профессиональная деятельность педагога. Инновационный компонент
  • Тема 9.3. Профессиональная деятельность педагога. Рефлексивный компонент
  • Список литературы и интернет-ресурсов

Темы 9.1-9.3

  1. Изучите теоретический материал по теме, обратившись к презентации в формате ppt или pdf.
  2. Выполните “Тест для самоконтроля” по изученной теме. Тест можно выполнять неограниченное количество времени и раз до достижения максимально высокого результата.

 

По окончанию изучения всех тем

Выполните назначенный вам итоговый тест по дисциплине. Не менее 80% правильных ответов

 

 

Квалификационные требования к подготовке педагога. Профессиональная деятельность преподавателя, ее составляющие. Психологические условия эффективности педагогической деятельности преподавателя в образовательной организации. Профессиональная компетентность педагога (общепедагогический компонент: аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные, организаторские, коммуникативные умения) как ключевой аспект эффективности педагогической деятельности.

 

 

Творческий потенциал преподавателя и его развитие в процессе профессиональной деятельности. Условия, необходимые для осуществления инновационной деятельности. Современные образовательные технологии и их реализация в высшей школе. Группа технологий профессионального развития. Развитие/формирование профессиональных компетенций с помощью педагогических технологий профессионального развития.

 

 

Рефлексивные процессы в профессиональной деятельности педагога. Разновидности педагогической рефлексии. Формирование рефлексивных умений как компонента профессиональной компетентности педагога. Рефлексивный анализ и способы выявления затруднений в собственной педагогической деятельности как средство профессионального развития педагога.

Основная литература

1. Барабашёва И.В. Профессионально-педагогическое содействие в деятельности преподавателя вуза : Методические рекомендации / И.В. Барабашёва. Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2019. 60 с.

2. Лыгина Н.И. Как спроектировать, провести и оценить учебное занятие : учебно-метод. пособие для аспирантов / Н.И. Лыгина, О.В. Макаренко. Новосибирск, Изд-во НГТУ, 2012. 63 с.

3. Мелёхина Е.А. Педагогическая рефлексия в профессиональном развитии преподавателей иностранного языка для профессиональных целей // Вестник Московского государственного лингвистического университета: педагогические науки. Москва : ИПК МГЛУ "Рема", 2010. № 3 (582). С. 151–163.

4. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. 2-е изд. Стер. М. : Издательский центр Академия, 2008. 368 с. 

Дополнительная литература

  1. Барабашёва И. В. Технология «профессионально-педагогическое содействие» (классификационные параметры) / И. В. Барабашёва // Научно-педагогическое обозрение.  2017. № 4 (18). С. 132–141.
  2. Барабашёва И. В. Технология Peer Coaching (исторический аспект развития) /  И. В. Барабашёва // Вестник ТГПУ. 2018. № 5 (194). С. 255–259.
  3. Богоудинова Р. З. Научно-педагогические стратегии профессионального образования в исследовательском университете: монография / Р. З. Богоудинова, В. Г. Иванов, Ф. Т. Шагеева. Казань : Редакционно-издательский центр «Школа», 2017. 328 с.
  4.   Исаева Т.Е. Компетенции студентов и преподавателей высшей школы: способы формирования и оценивания : монография / Т. Е. Исаева. Ростов н/Д, 2010. 152 с.
  5. Пергун О. В. Факторы, определяющие эффективность профессиональной деятельности преподавателя высшей школы / О. В. Пергун // Мир образования – образование в мире. 2016. № 1 (61). С. 259–265.
  6. Сазонова О. С. Педагогические аспекты формирования рефлексивных умений /    О. С. Сазонова // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 3. C. 168–170.
  7. Тепленёва И.А. Рефлексивный компонент в структуре информационно-педагогической компетентности преподавателя технического вуза / И. А. Тепленёва // Совет ректоров. 2014. № 3. С. 52–55. 

Интернет ресурсы

1. Мелёхина Е.А. Принципы профессионального развития преподавателя вуза / Е. А. Мелёхина // Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]. 2014. № 2. Режим доступа: www.science-education.ru /116-12602.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://fgos.ru/

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112416/f378e5850af290123cdce2af2aa3a7a7f34bfadd/