Профессиональная этика педагога — Глоссарий по основным терминам

Оглавление / Contents

  • Глоссарий по основным терминам. Тема 1.
  • Глоссарий по основным терминам. Тема 2.
  • Глоссарий по основным терминам. Тема 4.
  • Глоссарий по основным терминам. Тема 7.

Долг – моральная необходимость совершить определенный поступок или воздержаться от него, несмотря на про­тиводействующие психологические факторы. Профессиональный долг не только определяет общие правила выполнения специалис­том своих служебных обязанностей, но и предписывает поведение в различных ситуациях, закрепляется в соответствующих кодексах той или иной профессии. 

 

Мораль ‒ одна из форм общественного сознания, выполняющая функцию нормативного регулирования поведения людей во всех областях жизни, выражается в форме общепризнанных предписаний, оценок, подкрепленных массовым примером, традиций, обычаев, общественного мнения. Нормы морали получают выражение в кодексах, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль всегда предпо­лагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историчес­ком времени и социальном пространстве.

 

Нравственность ‒ освоенная, внутренне принятая человеком общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести. Нравственность вырабатывается личностью самостоятельно на основе глубоко личных интеллектуально-эмоциональных убеждений, контролиру­ющих ее потребности и мотивы, определяющих ее направленность, интересы, духовный облик и образ жизни.

 

Профессиональная ответственность определяет способность специалиста сознательно выполнять определенные нравственные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи, совершать правильный моральный выбор, достигать определенного результа­та. Осознание ответственности является стартовой точкой испол­нения долга, оно же поддерживает решимость морального субъекта в процессе такого исполнения, не давая возникающим трудностям и соблазнам отклонить его волю от намеченной цели.

 

Профессиональная честь выражает оценку значимости той или иной профессии в жизни общества, положение, роль представителей определенной профессии в сложной системе общественных отно­шений; вклю­чает наличие у специалиста постоянной готовности и волевого настроя в любых условиях и в любое время до конца выполнить профессиональный долг, сохранить личный престиж и не уронить в глазах общественного мнения представление и авторитет сво­ей профессии. 

 

Профессиональная этика ‒ раздел прикладной этики, составляет систему моральных принципов, норм, ценностей и правил поведения специалистов разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности и конкретной ситуации.

 

Совесть – особая духовная способность человека, отвечающая за сохранение нравственного поведения, способность человека кри­тически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и пе­реживать их несоответствие нравственному идеалу как собственное несовершенство. Совесть – самооценка личностью своих помыслов, чувств, поступков через призму высших ценностей.

 

Этика – наука о сущности, законах возникновения и истори­ческого развития нравственности, о специфических особенностях и функциях морали, о нравственных ценностях общественной жиз­ни, объектом изучения которой являются мораль и нравственность. Это исследование того, как люди должны поступать по отношению к другим с точки зрения сохранения и культивирования человечес­кого в человеке.   

Деонтология ‒ наука, изучающая правила и нормы поведения человека в сфере его профессиональной деятельности (внешние и внутренние механизмы регуляции профессионального поведения специалиста) в соответствии с его профессиональным долгом.

 

Деонтологическая компетентность ‒ компонент профессионального становления специалиста, отражает правовые и нравственно-этические аспекты профессиональной деятельности, определяет наличие у человека профессионально-личностных (деонтологических) качеств, обеспечивающих соблюдение правил и норм профессионального поведения на основе осознанного профессионального долга.

 

Деонтологические качества специалиста – совокупность компонентов личности педагога, обеспечивающих его устойчивое профессиональное поведение в соответствии с профессиональным долгом.

 

Ценности ‒ социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Выделяют материальные ценности, духовные, семейные, профессиональные, корпоративные и т.д.     

 

Ценностные ориентации ‒ отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Педагогическая культура – это профессиональная культура человека, занимающегося преподавательской деятельностью, гармония высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса.

 

Педагогическая справедливость ‒ это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом (своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности – доброты, принципиальности, человечности).

 

Педагогическая этика – это составная часть профессиональной этики, отражающая специфику функционирования морали в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных нравственных аспектах деятельности педагога.

 

Педагогический авторитет ‒ признание учащимися достоинств педагога и основанная на этом признании сила его воспитательного и образовательного воздействия.

 

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях педагога, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства учащегося, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду.

 

Профессиональная педагогическая честь ‒ признание обществом и осознание педагогом высокой общественной ценности самоотверженного выполнения своего педагогического профессионального долга.

 

Профессиональный педагогический долг ‒ система нравственных требований, обусловливающих эффективность педагогической профессиональной деятельности.

Имидж ‒ 1) внешний образ, целенаправленно или опосредованно создаваемый субъ­ектом, с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение у других; 2) система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности, отражает индивидуальность, являясь ее внешней стороной.

 

Репутация ‒ сформировавшееся общественное мнение о качествах, достоинствах и недостат­ках какого-либо человека.

 

Стереотип ‒ схематизированный, стандартизиро­ванный образ или представление о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью.

 

Цифровой этикет – это правила поведения, принятые в том или ином обществе и адаптированные в цифровой среде.

          

Этикет ‒ 1) совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда); 2) состав­ная часть внешней культуры общества; 3) требо­вания, которые приобретают характер строго peгламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение оп­ределенная форма поведения.