Профессиональная этика педагога — Контрольно-измерительные материалы

Оглавление / Contents

  • Содержание экзамена

Карта начисления баллов

 

 

Виды работ

Форма контроля

БАЛЛЫ

мин.

макс.

1.

Аудиторная работа: 

Работа на занятии

18

36

 

Лекционные занятия

 

9

18

 

Практические занятия

 

9

18

 

2.

Самостоятельная работа :

 

Разработка кейс-бука (сборник педагогических задач)

 

12

24

3.

ИТОГО: аудиторная работа + самостоятельная работа

 

30

60

 

Дополнительные виды учебной деятельности (премиальные баллы):

- участие в конференциях, конкурсах, олимпиадах, дополнительные задания

 

 

5*

 

5*

4.

Экзамен 

20

40

 Контрольная работа 

5

10

 

Педагогическая задача (проблемно-ситуативное конструирование)

5

10

 

Ответ на вопросы по изученному материалу

10

20

 

ИТОГО ЗА СЕМЕСТР 

50

100

 

 Экзамен считается сданным, если сумма баллов по всем заданиям билета составляет от 20 до 40 баллов включительно. Сумма менее 20 баллов признается неудовлетворительным результатом промежуточной аттестации по дисциплине. Средняя сумма баллов по всем вопросам должна составлять не менее 50 баллов (по 100 балльной шкале).

 

В общей оценке по дисциплине экзаменационные баллы учитываются в соответствии с правилами балльно-рейтинговой системы, установленными в НГТУ.

 

 

ОБРАЗЕЦ ЭКЗАМЕНЦИОННОГО БИЛЕТА

 

НОВОСИБИРСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет гуманитарного образования

Кафедра иностранных языков ГФ

Направление 45.03.02 Лингвистика, профиль: Теория и методика преподавания иностранных языков и культур

Билет № 1

к экзамену по дисциплине «Профессиональная этика педагога»

 

Ответьте на следующие вопросы:

 

  1. Профессиональная этика: понятие, задачи, основные категории. 
  2. Дайте определение сущности нравственного сознания педагога. Какую роль играет нравственность педагога в педагогической деятельности?
  3. Решите проблемную задачу «Сорванная контрольная».

 

Составили:  Барабашёва И.В., канд.пед.наук, доц.                                     Дата:   ___________

 

Утверждаю: зав. кафедрой _____________ Е.А. Мелехина, канд.пед.наук, доц.

 

ОБРАЗЕЦ ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДАЧИ (ситуативно-педагогическое конструирование)

 

1. Проблемная задача «Сорванная контрольная» 

Учительница иностранных языков объявила, что завтра класс будет писать контрольную работу. Когда назавтра ученики и учитель подошли к кабинету химии, то увидели, что замок забит бумагой. Открыть его учитель не смогла. 

 

  • Проанализируйте ситуацию используя схему анализа педагогических ситуаций.
  • Как в этой ситуации будут вести себя учителя: 

    1. авторитарного; 

    2. демократического; 

    3. либерального стилей? 

  • Изложите ваши представления о развитии ситуации: 

    - если есть подобная ситуация в вашей практике – опишите ее; 

    - затем дайте описание, исходя из психологической характеристики стилевого поведения; 

    - третий вариант - на основе требований к профессиональному поведению педагога.

 

 

Экзаменационные вопросы

  1. Как исторический контекст повлиял на необходимость возникновения профессиональной этики? В чем заключаются ключевые различия между понятиями мораль и нравственность? Приведите собственные примеры их проявлений в жизни человека.
  2. Охарактеризуйте основные разделы этики. В чем заключаются отличительные особенности прикладной этики?
  3. Дайте определение профессиональной этике, обозначьте ее цель и предмет изучения. Перечислите основные виды профессиональной этики.
  4. В чем отличие общих принципов профессиональной этики от частных? Укажите категории профессиональной этики, присущие общим принципам. 
  5. Что такое деонтология? Дайте определение деонтологической компетентности. Дайте характеристику структуре и содержанию деонтологической компетентности специалиста.         
  6. Перечислите аспекты, способствующие формированию деонтологической компетентности специалиста.
  7. В чем заключается отличие понятия "ценности" от "ценностных ориентаций"? Как это находит отражение в жизни человека? Какие функции выполняют ценностные ориентации в профессиональной деятельности человека?
  8. Соотнесите структурные компоненты деонтологической компетентности с категориями профессиональной этики личности.
  9. Что такое кодекс? Приведите примеры. Что такое профессиональный кодекс? Перечислите его задачи, нормы ответственности и функции?
  10. Укажите причины разработки Кодекса профессиональной этики. Проанализируйте причины возникновения педагогической этики. 
  11. В чем заключаются принципы кодекса профессиональной этики педагога? Как они реализуются в жизни? Приведите некоторые пункты Примерного положения о нормах профессиональной этики  педагогических работников, которые являются значимыми именно для Вас. Обоснуйте.
  12. Что такое педагогическая этика? Что является предметом педагогической этики? Как вы понимаете основные задачи педагогической этики?
  13. Охарактеризуйте основные принципы педагогической этики.
  14. Перечислите ключевые фигуры в формировании педагогического этического знания. На примере одной из них оцените вклад в развитие этической науки?
  15. Дайте характеристику основным категориям педагогической этики. Выделите категорию, которую, по вашему мнению, необходимо формировать у будущих педагогов первой. Обоснуйте свой ответ.
  16. В чем заключаются специфические особенности педагогической деятельности?
  17. Дайте определение понятию “воспитание”. В чем заключаются характеристики воспитательного процесса в школе? Прокомментируйте различия между традиционными и современными подходами к организации воспитания.         
  18. Какие три основные группы ценностей должны формироваться на этапе обучения? Дайте примеры.
  19. Какие этические требования выдвигаются к преподавателю? Прокомментируйте профессиональные установки преподавателя и профессиональную направленность его личности.
  20. Какие компоненты составляют группу нравственных качеств преподавателя? В чем выражается профессионально-нравственное сознание педагога?
  21. Что такое “этикет”? Какие функции он выполняет? Формы этикета: речевой этикет преподавателя. 
  22. Что такое “этикет”? Какие функции он выполняет? Формы этикета: неречевой этикет преподавателя. 
  23. Что такое “этикет”? Какие функции он выполняет? Формы этикета: нетикет. 
  24. Что такое “имидж”? Какие функции он выполняет? Профессиональный имидж педагога. Профессиональная репутация педагога.
  25. Что такое “педагогическое общение”? Какие функции оно выполняет?
  26. Дайте характеристику стилям педагогического общения. Прокомментируйте факторы предрасположенности к определенному стилю педагогического общения и условия, определяющие его выбор.
  27. Дайте определение “культуре общения”. В чем заключаются особенности культуры педагогического общения? Прокомментируйте нормы, дефекты и барьеры культуры педагогического общения.
  28. В чем заключаются особенности модели педагогического общения “Преподаватель - коллеги”?
  29. В чем заключаются особенности модели педагогического общения “Преподаватель - руководитель”?
  30. В чем заключаются особенности модели педагогического общения “Преподаватель - обучающийся”?
  31. Конфликт (виды, причины, последствия). 
  32. Поведение педагога в конфликтной ситуации (модели, стратегии). 
  33. Управление педагогическим конфликтом (технологии). 
  34. Конфликтологическая компетентность преподавателя (структура, особенности и условия формирования).