Войдите в систему или смените роль, если у вас есть другая.
Проблема личности в политике относится к вечной проблеме. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества. В демократическом обществе политика осуществляется для людей и через людей.
Участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение. Это один из способов выражения, самоутверждения человека, это способ влияния на социально-политическую ситуацию в стране, мире, это возможность удовлетворить общественные потребности. Политическая деятельность личности зависит от многих условий. Прежде всего, это общий уровень развития общества и состояние его политической культуры, гарантированность прав и свобод личности. На политическое поведение личности оказывают влияние ее потребности, интересы, ценностные ориентиры и даже эмоции и настроения. Степень развития политического сознания личности определяют ее участие или неучастие в политике. Занятие политикой, вовлеченность в нее могут и должны оказывать на людей развивающее и гуманизирующее воздействие. В этом заключается гуманистическое содержание политики, которое реализуется при определенных условиях. Конечно, политическая деятельность человека может нанести и ущерб, как самому человека, так и обществу. Что бы этого не происходило необходимы знания о сфере политики, понимание особенностей этой сферы общества.
В политической науке проблема личности имеет несколько аспектов. Во-первых, личность, обладающая правами и свободами, рассматривается как участник политических событий и общественной жизни, как исполнитель определенной политической роли избирателя, члена партии или политического объединения. Во-вторых, личность рассматривается как представитель элиты – группы лиц, профессионально занимающихся политикой. В-третьих, как политический лидер, носитель определённых индивидуальных особенностей, позволяющих постоянно и решающим образом влиять на общество, политическую организацию, социальную группу, осуществлять политическую власть.
Следует отметить, что составляя основные проблемные блоки пособия автор обращался к уже изданным учебным материалам российских ученых-политологов, которые анализировали проблему личности в политике. Проблема личности и политики раскрывается в учебнике Политология, составленный коллективом авторов, под руководством А.Ю.Мельвиля, ученые-политологи А.И.Соловьев, Е.Б.Шестопал, Р.П.Мухаев в своих научных трудах неоднократно обращались к этой проблеме. Автор убежден что доступное, сжатое толкование станут теми привлекательными моментами, которые будут отличать данное пособие от академических аналогов.
К одному из компонентов политической системы общества относятся политическое сознание, политическая идеология, политическая культура. Наиболее общей из этих категорий является политическое сознание. Политическое сознание- это совокупность теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых осознаётся сфера политики социальными субъектами. Политология рассматривает политическое сознание индивидов. Нужно иметь ввиду, что осознание сферы политики субъектами не может быть точным отображением действительности. Оно преломляется через особенности образования, возраста, социальной принадлежности, психологического склада и т.д. Групповое политическое сознание отражает общее в восприятии и оценке политики больших и малых социальных групп (классы, этносы, кланы, элиты …) Массовое политическое сознание, выражает общественное мнение, доминирующие в конкретный период общественные ценности в сфере политики. Кроме субъектов политического сознания, политология выделяет уровни политического сознания. Крайними гранями является обыденное сознание, которое формируется на базе опыта и бывает, как правило, неглубоким, лишенным обобщений, и теоретическое или научное сознание, которым обладают люди, изучавшие сферу политических отношений во всей полноте их проявления. Таких людей немного. Между гранями нет четкой границы. В обыденном сознании всегда есть доля теоретического сознания, а научное сознание формируется на базе обобщенного опыта. Каждый человек может определить свой уровень на этом пространстве. Политическое сознание предопределяет формы политического правления и политический режим, делая их легитимными или утратившими доверие. Ни одна из господствующих элит не остаётся равнодушной к политическому сознанию населения, всегда стремиться влиять на его формирование. Поэтому власть всегда стремиться контролировать систему образования, прессу, другие средства массовой информации, которые имеют наибольшее влияние на формирование у граждан политических симпатий или антипатий. К сфере политического сознания относится политическая культура. То, что сегодня относится к политической культуре, описывали ещё мыслители древности. Термин «политическая культура» впервые использовал немецкий просветитель И.Г.Гердер (1744-1803), но он не дал ему научного обоснования. Сделал это американский политолог Г.Алмонд в середине XX столетия. Работая над статьей «Сравнительные политические системы», отвечая на вопрос, почему одинаковые политические системы работают в одной стране и не приживаются в другой, Г.Алмонд пришел к выводу, что все зависит от политической культуры населения. Позже он совместно с С.Вербой определил политическую культуру как систему ценностей, глубоко укоренившихся в сознании мотиваций, ориентаций и установок, регулирующих поведение людей в ситуациях, имеющих отношение к политике. Современная политология к этому определению добавила новый компонент – политическое поведение.
Объем возможного участия определяется политическими права, реализация которых разделяет граждан на две группы. К первой относится политическая элита, вторую группу составляют рядовые граждане. Проявляя активность, они добровольно включаются в политическую жизнь, оказывая влияние на государственную власть. Вероятно, немногие из вас станут профессиональными политиками, поэтому главное внимание уделим политическому участию рядовых граждан.
Становление политической культуры представляет собой непрерывный процесс отбора человеком ценностей и поиска соответствующих им моделей поведения. Темп и характер обновления политической культуры обусловлены естественноисторическим ходом развития общества и индивидуальным приобщением к складывающимся в нем нормам, традициям, стереотипам, причем люди это делают избирательно. Однако различные политические институты - государство, партии, общественные движения, стремятся ускорить процесс усвоения гражданами политических идей, форм взаимоотношений с властью.
Живущий в данном обществе человек неизбежно формирует свою систему ценностных ориентаций, постепенно осваивая требования статусного поведения, доминирующие культурные нормы и другие стандарты участия в политике. В широком смысле этот политико-культурный процесс называется политической социализацией.
Политическая культура современного российского общества находится в состоянии своего становления, испытывая серьезное воздействие со стороны геополитических, исторических факторов и радикальных преобразований, происходящих сегодня в нем. Процесс этот длительный и зависит, от многих факторов: динамики смены поколений; характера политической социализации молодежных групп; направления и темпов развития новых экономических и политических отношений в стране; целенаправленного формирования политической культуры, соответствующей политической системе. В качестве характерных черт политической культуры современной России исследователи выделяют следующие:
- приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы;
- индифферентное отношение к политическому участию;
- персонализированное восприятие власти;
- предрасположенность к конформизму;
- неверие в представительные органы власти;
- подданническое отношение к власти;
- правовой нигилизм;
- нетерпимость к другим мнениям, принципам;
- некритическое восприятие зарубежного опыта, копирование его сомнительных образцов;
- предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтов.
Сегодня остро стоит проблема превращения современной модернизации в органическую, приобщения к ее осуществлению и результатам широких слоев населения. В настоящее время с переменным успехом идет иногда скрытая, иногда явная борьба разнонаправленных политических тенденций (демократизации и авторитаризма, централизации и регионализации, глобализации и изоляционизма), наблюдается столкновение различных политических субкультур. Преодоление конфронтации субкультур выступает условием выполнения политической культуры функции консолидации общества. В России необходимы преобразования, ведущие к росту удовлетворенности граждан условиями своей жизни и вытекающими из этого увеличению доверия масс к властным институтам. Устойчивое развитие общества в условиях его трансформации немыслимо без политической культуры, основанной на позитивных ценностях, воспринимаемых большинством граждан страны, без включения личности в политику. Российское общество, прошедшее очередной переломный этап своей истории, должно прежде всего определиться, согласно каким ценностям и целям стоит жить дальше.