Лекционные занятия
|
Раздел, тема |
Учебная деятельность |
|
Раздел 1. Методология исследования отраслевых рынков |
|
|
Тема 1. Введение в Экономику отраслевых рынков |
Предмет Экономики отраслевых рынков. Становление и этапы развития. Методология исследования отраслевых рынков. Гарвардская и Чикагская школы в экономике отраслевых рынков |
|
Тема 2. Фирма, рынок и отрасль: подходы к определению |
Фирма. Современные концепции фирмы: технологический, контрактный и стратегический подход. Рынок. Классификация рынков, идентификация рыночных границ. Отрасль. Классификация отраслей, структура отрасли. Отраслевой рынок. Показатели размера фирмы |
|
Раздел 2. Структура отраслевых рынков |
|
|
Тема 3. Обобщенные рыночные структуры |
Классификация рыночных структур. Совершенная конкуренция. Рыночная структура и ее основные черты. Влияние отдачи от масштаба на равновесие. Ценообразование на уровне предельных затрат и его влияние на общественное благосостояние. Монополия. Виды монополий. Х – неэффективность монополии. Общественные издержки существования монополии |
|
Тема 4. Монопольная власть и показатели измерения |
Монопольная власть. Определение, проявления, нормальная и экономическая прибыль. Показатели монопольной власти. Коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли). Коэффициент (индекс) Лернера. Коэффициент Тобина (q – Тобина). Коэффициент Папандреу |
|
Тема 5. Рынки однородных продуктов |
Модель Курно. Конкуренция в объеме выпуска. Функции лучшей реакции. Равновесие в модели. Модель для двух и N участников. Влияние числа фирм на благосостояние. Модель с неоднородными фирмами. Модель лидера-ведомого Штакельберга. Преимущество первого хода и равновесие. Воздействие на благосостояние. Модель Бертрана. Ценовая конкуренция. Существование равновесия. Влияние производственных ограничений, циклы Эджворта. Условия ценообразования выше предельных затрат. Модель доминирующей фирмы Форхаймера. Условия реализации доминирования. Статическое и динамическое ценообразование. Модель «самоубийственного ценообразования» доминирующей фирмы. Сравнительный анализ моделей. Влияние ограниченности производственных мощностей. Возможность и устойчивость сговора. Динамические стратегии |
|
Тема 6. Рынки неоднородных продуктов |
Дифференциация продукта. Вертикальная и горизонтальная дифференциация продукции, подходы к измерению степени дифференциации продукции. Простейшие модели. Эффекты собственной и перекрестной цены. Количественные и Ценовые игры при неоднородных продуктах, модификация моделей Курно и Бертрана. Модель последовательных действий. Монополистическая конкуренция. Фирмы и торговые марки. Равновесие Чемберлина при монополистической конкуренции. Влияние постоянных издержек на число марок и состояние рынка. Аллокативная неэффективность монополистической конкуренции и доводы за продуктовое многообразие. Пространственные (адресные) модели. Модель линейного города, «зонтики Хотеллинга», влияние структуры издержек на уровень дифференциации, последовательный вход в отрасль. Модель кругового города Салопа, оптимальный уровень дифференциации и дифференциация при свободном доступе на рынок. Прочие модели. Модель Ланкастера, продукт как совокупность потребительских характеристик. Модель вертикальной дифференциации продукта Саттона |
|
Тема 7. Концентрация, барьеры входа в отрасль, слияния фирм |
Меры концентрации. Индекс концентрации. Индекс Херфинделя-Хиршмана. Индекс энтропии. Дисперсия рыночных долей и логарифмов рыночных долей. Индекс Джини. Барьеры входа в отрасль. Затраты на вход, безвозвратные издержки. Блокированный, удержанный и открытый вход в отрасль. Ценообразование и рыночные сигналы. Слияния. Виды экономических объединений. Типы слияний. Горизонтальные и вертикальные слияния, промежуточные, конечные и взаимозамещающие продукты. Контроль слияний со стороны государства, мировой опыт. Враждебные поглощения. Причины поглощений. Цели и способы поглощений. Варианты борьбы с враждебными поглощениями. Взаимосвязь с рыночной структурой |
|
Раздел 3. Поведение компаний на отраслевом рынке |
|
|
Тема 8. Научно - исследовательские и опытно - конструкторские разработки |
Инновации. Классификация процесса инноваций. Гонка за НТП, равновесный и общественно оптимальный уровень НИОКР. Гипотеза Шумпетера. Кооперация в сфере НИОКР, эффект положительного влияния. Взаимосвязь структуры рынка и инновационной активности. Патенты. Получение преимуществ и поощрение инноваций. Критерии и типы патентной защиты разработок. Оптимальная длительность патента. Лицензирование и субсидирование инноваций |
|
Тема 9. Ценовая тактика |
Ценовая дискриминация. Типы дискриминационной политики, совершенная дискриминация, дискриминация в зависимости от объема (дискриминация второго типа), дискриминация по группам потребителей (дискриминация третьего типа). Практика ценовой дискриминации, сезонные продажи, нелинейное ценообразование, сезонное ценообразование. Межвременная ценовая дискриминация, парадокс Коуза. Пространственная ценовая дискриминация. Модели ценообразования. Двухуровневые тарифы. Неравномерное ценообразование, система накопительных скидок. Ценообразование по издержкам пиковой нагрузки. Учет сезонного фактора в ценах, его влияние на доходы. Хищническое ценообразование |
|
Тема 10. Воздействие рекламы на рынок |
Побуждающая реклама. Уровень рекламы, максимизирующий прибыль монополии. Уровень рекламы и уровень цен. Уровень рекламы и его влияние на общественное благосостояние, негативное влияние существования монополии. Теорема Дорфмана-Штайнера, модификация для случая олигополии. Информативная реклама. Равновесное число рекламодателей, общественно оптимальный уровень рекламы, зависимость от вероятности достижения потребителя. Влияние рекламы на уровень цен. Целевая реклама. Влияние предыдущего опыта потребления продукта на выбор потребителя. Методы рекламы, сравнительный анализ. Воздействие рекламы на рынок. Сравнительная реклама, стратегическое использование. Реклама и качество продукта. Государственное регулирование рекламы |
|
Тема 11. Проблема асимметричности информации о качестве продукции |
Качество товара. Выбор уровня качества потребителем, зависимость от дохода. Качество как мера продуктовой дифференциации, модификация модели Хотеллинга, двух-периодная игра. Рынок «лимонов» Акерлофа. Модель рынка подержанных автомобилей. Задача покупателя, «негативный» отбор и его последствия. Применение модели Акерлофа, страхование, фаст-фуды, рынок труда, рынок кредитов. Рыночные сигналы. Цена как сигнал качества. Гарантии качества, симметричная информация. Роль гарантий при несимметричной информации. Государственное регулирование качества продукции, ГОСТ’ы, сертификация, «Закон о защите потребителей», и.т.д. |
|
Раздел 4. Государственная политика в отношении отраслевых рынков |
|
|
Тема 12. Государственная отраслевая и промышленная политика |
Виды и типы отраслевой политики. Внешнеторговая политика. Эффективность торговых союзов и соглашений. Антимонопольная политика. Регулирование естественных монополий. Ценообразование по Рамсею. Промышленная политика |
Практические занятия
|
Раздел, тема |
Учебная деятельность |
|
Раздел 1. Методология исследования отраслевых рынков |
|
|
Тема 1. Предмет курса "Экономика отраслевых рынков". Становление и этапы развития. Методология исследования |
Обсуждение особенностей гарвардской и чикагской школ, парадигмы "Структура - поведение - результат" на примере отраслей России, прикладных аспектов ЭОР, выполнение эссе |
|
Тема 2. Фирма, рынок и отрасль: подходы к определению |
Обсуждение и рассмотрение существующих подходов к определению фирмы и обсуждение практических примеров и реальных ситуаций |
|
Раздел 2. Структура отраслевых рынков |
|
|
Тема 3. Обобщенные рыночные структуры |
Обсуждение и рассмотрение обобщенных рыночных структур, обсуждение практических примеров и реальных ситуаций, решение задач |
|
Тема 4. Монопольная власть и показатели измерения |
Обсуждение основных подходов к измерению монопольной власти |
|
Тема 5. Рынки однородных продуктов |
Обсуждение и рассмотрение рынков с однородной продукцией, обсуждение практических примеров, решение задач |
|
Тема 6. Рынки неоднородных продуктов |
Обсуждение и рассмотрение рынков с неоднородной продукцией, вопросов дифференциации продукции, обсуждение практических примеров, решение задач |
|
Тема 7. Концентрация, барьеры входа в отрасль, слияния фирм |
Обсуждение и рассмотрение вопросов концентрации продавцов и барьеров входа, обсуждение практических примеров, решение задач, выполнение задания по характеристике отраслевых барьеров |
|
Раздел 3. Поведение компаний на отраслевом рынке |
|
|
Тема 8. Научно - исследовательские и опытно - конструкторские разработки |
Обсуждение и рассмотрение инновационной деятельности компаний и ее взаимосвязи с рыночной средой, обсуждение практических примеров, решение задач |
|
Тема 9. Ценовая тактика |
Обсуждение и рассмотрение ценовой тактики компаний, методов ценовой дискриминации, обсуждение практических примеров, решение задач |
|
Тема 10. Воздействие рекламы на рынок |
Обсуждение и рассмотрение рекламной политики компаний, обсуждение практических примеров |
|
Тема 11. Проблема асимметричности информации о качестве продукции |
Обсуждение и рассмотрение проблемы асимметричности информации о качестве продукции и ее последствий, стратегий компаний, препятствующих негативным последствиям, обсуждение практических примеров, решение задач |
|
Раздел 4. Государственная политика в отношении отраслевых рынков |
|
|
Тема 12. Государственная отраслевая политика |
Обсуждение и рассмотрение мер государственной отраслевой политики, обсуждение практических примеров |
Самостоятельная работа
В течение семестра каждый студент внеаудиторно выполняет индивидуальную контрольную работу, в рамках которой он должен провести критический анализ заданного отраслевого рынка, основанный на применении парадигмы "Структура-Поведение-Результат". Самостоятельная работа также предполагает чтение современных научных статей по проблематике дисциплины в зарубежных и отечественных научных журналах по рекомендации преподавателя, в соответствии со специализацией студента, а также подготовку к практическим занятиям, в виде решения задач из плана семинарских занятий и реферирования статей по заданию преподавателя.