Этика науки — Модуль 1. Этика науки как исследовательская область и система знания

Оглавление / Contents

  • Этика как учение о морали. Специфика этического знания
  • Этика как учение о морали. Материалы для самостоятельной работы
  • Тренировочный тест
  • Этика науки: предмет и цели
  • Этика науки: предмет и цели. Материалы для самостоятельной работы
  • Тренировочный тест
  • Контрольный тест

«Среди сил, формирующих действительность,

нравственность является первой. Она – решающее

знание, которое мы должны отвоевать у мышления.

Все остальное более или менее второстепенно.

Поэтому каждый, кто уверен в том, что ему есть – что сказать

относительно этического самосознания общества и индивидов,

имеет право говорить теперь, хотя время выдвигает

на первый план политические и экономические проблемы.» 

А.Швейцер

Этика— философское учение (наука) о морали и нравственности. Философский характер этического знания проявляется в том, что оно опирается на идеи и категориальный аппарат философии. Этику называют «практической философией», «учением о правильной жизни», которое строится на основе общих представлений о сущности мира и месте человека в нем.

Основные функции этики:

  • Регулятивная -регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали.
  • Ценностно-ориентирующая - ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей.
  • Познавательная (гносеологическая) . Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения.
  •  Воспитатательная- приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.
  • Оценочная- оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности.
  • Мотивационная - позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации.
  • Коммуникативная - выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей.

В самом общем плане этика делится на теоретическую, нормативную и прикладную. В истории культуры практические рекомендации предшествовали теоретическим разработкам.

Теоретическая этика направлена на исследование системы нравственности вообще. Она включает в себя учение о сущности, специфике и функциях морали, о ее связи с другими сторонами человеческого бытия, об отдельных элементах нравственного сознания и поведения (справедливости, долге, ответственности, совести, достоинстве и т.п.), о происхождении и историческом развитии морали и т.д.

Самостоятельными составными частями теоретической этики являются:

  • история нравственности,
  • история этических учений.

Нормативная этика - составная часть этики, в которой ставятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания нравственного долга человека, обосновываются определенные моральные принципы и нормы, которая тем самым выступает, в сущности, как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества или класса. В нормативной этике предпринимается попытка философски и научно решить те же самые проблемы, которые стихийно решаются обыденным сознанием в тех или иных исторических условиях.

Прикладная этика изучает функционирование нравственности в отдельных сферах человеческой жизни. Современными ее разновидностями являются:

  • биомедицинская этика,
  • предпринимательская этика (этика бизнеса),
  • этика науки,
  •  педагогическая этика,
  •  политическая этика и т.п. 

 

vpn_key Авторизуйтесь, чтобы пройти тест под своим именем

 

«Ученый должен быть рыцарем истины.» 

В.Г. Белинский

 Этика науки - раздел философии науки, изучающий совокупность моральных норм, регулирующих поведение ученых по отношению к:

  • научному знанию (когнитивная свобода и ответственность);
  • друг другу (коммуникационная свобода и ответственность;
  • обществу и государству (социальная свобода и ответственность);
  • самому себе (экзистенциальная свобода и ответственность).

Первый тип морального отношения обусловлен творческой, конструктивной природой научного познания и связан с когнитивной ответственностью ученого за принимаемые научные решения (ответственностью перед Истиной). Второй тип моральных отношений известен как «этос науки». Третий тип этического поведения ученых определяется мерой их ответственности за развитие и применение науки перед обществом и государством. Четвертый тип — осознанием своего личного предназначения как ученого. Этика науки — предмет философии науки и общего науковедения, изучающий закономерности этического регулирования научной деятельности. (См. этос науки, философия науки, биоэтика, профессиональная и социальная ответственность ученого.)

 Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с. (Серия «Gaudeamus»)

      Когда ученые размышляют об ответственности науки, они, по сути, решают два вопроса. Может ли представлять опасность непредвиденное применение научных открытий? Имеются ли знания, само существование которых представляет опасность для общества?

 

                                               Причины появления этики науки

 

        Этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей.

К собственно научным ценностям можно отнести истину, новизну и оригинальность, преемственность, пользу и красоту.

vpn_key Авторизуйтесь, чтобы пройти тест под своим именем
vpn_key Авторизуйтесь, чтобы пройти тест под своим именем

В данном модуле/теме 3 тестовых задания

Для перехода к следующему модулю/теме, необходимо выполнить их все на указанные баллы.