«Среди сил, формирующих действительность,
нравственность является первой. Она – решающее
знание, которое мы должны отвоевать у мышления.
Все остальное более или менее второстепенно.
Поэтому каждый, кто уверен в том, что ему есть – что сказать
относительно этического самосознания общества и индивидов,
имеет право говорить теперь, хотя время выдвигает
на первый план политические и экономические проблемы.»
А.Швейцер
Этика— философское учение (наука) о морали и нравственности. Философский характер этического знания проявляется в том, что оно опирается на идеи и категориальный аппарат философии. Этику называют «практической философией», «учением о правильной жизни», которое строится на основе общих представлений о сущности мира и месте человека в нем.
Основные функции этики:
В самом общем плане этика делится на теоретическую, нормативную и прикладную. В истории культуры практические рекомендации предшествовали теоретическим разработкам.
Теоретическая этика направлена на исследование системы нравственности вообще. Она включает в себя учение о сущности, специфике и функциях морали, о ее связи с другими сторонами человеческого бытия, об отдельных элементах нравственного сознания и поведения (справедливости, долге, ответственности, совести, достоинстве и т.п.), о происхождении и историческом развитии морали и т.д.
Самостоятельными составными частями теоретической этики являются:
Нормативная этика - составная часть этики, в которой ставятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания нравственного долга человека, обосновываются определенные моральные принципы и нормы, которая тем самым выступает, в сущности, как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества или класса. В нормативной этике предпринимается попытка философски и научно решить те же самые проблемы, которые стихийно решаются обыденным сознанием в тех или иных исторических условиях.
Прикладная этика изучает функционирование нравственности в отдельных сферах человеческой жизни. Современными ее разновидностями являются:
«Ученый должен быть рыцарем истины.»
В.Г. Белинский
Этика науки - раздел философии науки, изучающий совокупность моральных норм, регулирующих поведение ученых по отношению к:
Первый тип морального отношения обусловлен творческой, конструктивной природой научного познания и связан с когнитивной ответственностью ученого за принимаемые научные решения (ответственностью перед Истиной). Второй тип моральных отношений известен как «этос науки». Третий тип этического поведения ученых определяется мерой их ответственности за развитие и применение науки перед обществом и государством. Четвертый тип — осознанием своего личного предназначения как ученого. Этика науки — предмет философии науки и общего науковедения, изучающий закономерности этического регулирования научной деятельности. (См. этос науки, философия науки, биоэтика, профессиональная и социальная ответственность ученого.)
Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с. (Серия «Gaudeamus»)
Когда ученые размышляют об ответственности науки, они, по сути, решают два вопроса. Может ли представлять опасность непредвиденное применение научных открытий? Имеются ли знания, само существование которых представляет опасность для общества?
Причины появления этики науки


Этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей.
К собственно научным ценностям можно отнести истину, новизну и оригинальность, преемственность, пользу и красоту.