В последние десятилетия в мировом сообществе активно обсуждаются этические аспекты современной науки. В начале XXI века этическое знание становится важным компонентом для подготовки научных и инженерных кадров во всех ведущих университетах мира.
Этика науки является философской дисциплиной. Ее цель – познакомить молодых ученых с этикой науки как разделом прикладной этики, с основными понятиями и проблемами этой области, а также с основными стратегиями этичного поведения ученого и инженера. Курс будет полезен студентам различных направлений и специальностей.
В результате освоения курса «Этика науки» обучающийся будет:
Знать специфику этического знания, предметное содержание и цели этики науки.
Понимать функции этической регуляции в научной деятельности. Уметь идентифицировать этические проблемы.
Знать содержательные аргументы позиций по вопросу содержания этических ценностей в науке.
Понимать логику развития ценностей познавательной и научной деятельности. Выделять ключевые события XX века, с которыми связано формирование этики науки
Знать основные этические проблемы coвpeмeннoй научной деятельности.
Понимать аксиологическое содержание этических проблем научной и инженерной деятельности.
Уметь анализировать и давать оценку основным стратегиям обсуждения современных этических проблем научной деятельности.
Прогнозировать возможности возникновения этических проблем (на стадии создания научного или научно-технического проекта)
Представлять аргументы собственной этической позиции по проблеме.
Знать смысл и цели этоса науки.
Понимать содержание дискуссии о базовых ценностных ориентирах и нормах научной деятельности.
Анализировать и оценивать ситуации нормативных противоречий в научном сообществе.
Знать инструменты этической регуляции в научной и инженерной деятельности.
Понимать роль этической и социальной экспертизы исследовательских и научно-технических проектов.
Применять этику принципов
Компетенции образовательного стандарта
УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ОК-1Способен использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
ОК-2 Способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОК-6 Способен работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
Форма обучения заочная (дистанционная). Курс рассчитан на 10 недель. Недельная нагрузка обучающегося по курсу - 1 -1,5 часа.
Курс состоит из пяти модулей и десяти тем:
Неделя |
Модуль |
Тема |
1 неделя |
Модуль 1. Этика науки как исследовательская область и система знания |
Этика как учение о морали. Специфика этического знания |
2 неделя |
Этика науки: предмет и цели |
|
3 неделя |
Модуль 2. История осмысления этических проблем познания, научной деятельности |
Основные этапы становления этических проблем познавательной деятельности |
4 неделя |
Модуль 3. Этическая ответственность ученого перед обществом: основные этические проблемы современной науки и технонауки |
Этические проблемы биологии и медицины |
5 неделя |
Экологическая этика |
|
6 неделя |
Инженерная этика |
|
7 неделя |
Этические проблемы гуманитарных и социальных наук |
|
8 неделя |
Информационная этика |
|
9 неделя |
Модуль 4. Этика научного сообщества |
Смысл и цели этоса науки |
10 неделя |
Модуль 5. Этическая регуляция научной и инженерной деятельности |
Инструменты этической регуляции научно-исследовательских и инженерных проектов |
Онлайн-курс «Этика науки» содержит 5 учебных модулей, тестовые задания для самопроверки знаний, кейсы, контрольное тестирование и список рекомендуемой литературы. Занятия включают просмотр тематических видеолекций, изучение дополнительных материалов и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов, тестирование по пройденному материалу.
Каждая тема включает в себя видео-лекцию, а также текстовые материалы в нескольких разделах. После изучения лекции (темы) и текстовых материалов студенту рекомендуется выполнить тренировочные тесты, которые должен быть пройдены с результатом 75 % правильных ответов. Если попытка будет неудачной, то можно вернуться к изучению материала и затем снова пройти тест.
В ряде тем курса содержатся кейсы, т.е. описание конкретных проблемных ситуаций из жизни. К каждому кейсу прилагаются вопросы с автоматической проверкой результатов.
В конце каждой темы предусмотрено контрольное тестирование. Тест считается пройденным при результате 75% правильных ответов.
Для усвоения материала дисциплины рекомендуется список литературы, который можно использовать для подготовки с целью лучшего понимания темы.
Внешние ресурсы:
Барбур, Иен Этика в век технологии / Иен Барбур ; [Пер. с англ.: А. Киселев]. - М. : Библ.-богосл. ин-т св. апостола Андрея, 2001. - 380 с.
Биоэтические проблемы в биологических и экологических исследованиях: учебно-методическое пособие в электронном виде / сост. Т.А. Веселова, А.А. Мальцева, И.М. Швец. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2018. – 187 с.
Борейко В.Е. Этика и практика охраны биоразнообразия. —Киев: киевский эколого-культурный центр, международный социально-экологический союз, 2008, ил. — 360 с. — (охрана дикой природы. Вып. 56)
Данилкова М. П. Этика от истоков до наших дней : учеб. пособие / М. П. Данилкова. - Новосибирск : изд-во НГТУ, 2022. - 71 с.
Малюк А. А., Полянская О. Ю., Алексеева И. Ю. Этика в сфере информационных технологий. – М.: Горячая линия–Телеком, 2011. – 344 с.
Назаров В.Н . Прикладная этика : Учебник . — М. : Гардарики , 2005. — 302 с.
Пружинин Б.А. Два этоса современной науки: проблемы взаимодействия //Этос науки.- М. 2008 -.С.108--121
Сандакова Л. Б. Этические проблемы науки и техники : учеб.-метод. пособие / Л. Б. Сандакова ; Новосиб. гос. техн. ун-т. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2016. – 40, [1] с.
Стенек Н.Х. Ответственный подход к проведению научных исследований М.: МЗСО, 2003. — 93 с.
Философия биомедицинских исследований: этос науки начала третьего тысячелетия. М.: Институт человека РАН, 2004. – 134 с.
Философия техники и инженерная этика// Этика инженера через понимание и воспитание. Ведомости прикладной этики.Вып.42. Тюмень. : НИИ ПЭ,2013 -с.59-60
Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: проблемы и дискуссии. М.: URSS, Изд.2, перераб. и доп, 2009 г. – 256 с.
Экологическая этика: учебное пособие / А.А. Сычев, Е.А. Коваль, А. Ю. Гусева. СПб.: «Эйдос», 2014. – 152 с.
Этика науки / Российская академия наук, Институт философии; Отв. ред. В.Н. Игнатьев. – М.: ИФРАН. 2007. – 143 с.
Этика науки: учебно-методическое пособие для аспирантов / Т.В.Мишаткина, Я.С. Яскевич, В.С. Вязовкин. – Минск, 2002. 58 с.
Chang L., Yanghua J. A research on artificial intelligence from the perspective of science and technology ethics //Science Research Management. – 2021. – Т. 42. – №. 8. – С. 9.
Hubig C. Technik-und Wissenschaftsethik: ein Leitfaden. – Springer-Verlag, 2013.
Ihuah, A.S. The Ethics of Science and Technology, 2010.
Olivé, L. Introduction to ethics of science and technology. - History and philosophy of science and technology – vol. III