Этика науки — Вводный модуль

Оглавление / Contents

  • Аннотация
  • Рекомендации по работе с ОК
  • Информационные ресурсы

     В последние десятилетия  в мировом сообществе активно обсуждаются этические аспекты современной науки.  В начале XXI века этическое знание становится важным компонентом для подготовки научных и инженерных кадров во всех ведущих университетах мира.

    Этика науки является философской дисциплиной. Ее цель – познакомить молодых ученых с этикой науки как разделом прикладной этики, с основными понятиями и проблемами этой области, а также с основными стратегиями этичного поведения ученого и инженера. Курс будет полезен студентам различных направлений и специальностей. 

 

В результате освоения курса «Этика науки» обучающийся будет:

Знать специфику этического знания, предметное содержание и цели этики науки.

Понимать функции этической регуляции в научной деятельности. Уметь идентифицировать этические проблемы.

Знать содержательные аргументы позиций по вопросу содержания этических ценностей в науке.

Понимать логику развития ценностей познавательной и научной деятельности. Выделять ключевые события XX века, с которыми связано формирование этики науки

Знать основные этические проблемы coвpeмeннoй  научной деятельности.

Понимать аксиологическое содержание этических проблем научной и инженерной деятельности.

Уметь анализировать и давать оценку основным стратегиям обсуждения современных этических проблем научной деятельности.

Прогнозировать возможности возникновения этических проблем (на стадии создания научного или научно-технического проекта)

Представлять аргументы собственной этической позиции по проблеме.

Знать смысл и цели этоса науки.

Понимать содержание дискуссии о базовых ценностных ориентирах и нормах научной деятельности.

Анализировать и оценивать ситуации нормативных противоречий в научном сообществе.

Знать инструменты этической регуляции в научной и инженерной деятельности.

Понимать роль этической и социальной экспертизы исследовательских и научно-технических проектов.

Применять этику принципов

 

Компетенции  образовательного стандарта

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

ОК-1Способен использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции

ОК-2 Способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции

ОК-6 Способен работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

 

 

    Форма обучения заочная (дистанционная).   Курс рассчитан на 10 недель. Недельная нагрузка обучающегося по курсу  -  1 -1,5 часа.  ​​​​​​

Курс состоит из пяти модулей и десяти тем:

Неделя

Модуль

Тема

1 неделя

Модуль 1. Этика науки как исследовательская область и система знания

Этика как учение о морали. Специфика этического знания

2 неделя

Этика науки: предмет и цели

3 неделя

Модуль 2.  История осмысления этических проблем познания, научной деятельности

Основные этапы становления этических проблем познавательной деятельности

4 неделя

Модуль 3.  Этическая ответственность ученого перед обществом: основные этические проблемы современной науки и технонауки

 Этические проблемы биологии и медицины

5 неделя

Экологическая этика

6 неделя

Инженерная этика

7 неделя

Этические проблемы гуманитарных и социальных наук

8 неделя

Информационная этика

9 неделя

Модуль 4.  Этика научного сообщества

Смысл и цели этоса науки   

10 неделя

Модуль 5.  Этическая регуляция научной и инженерной деятельности

Инструменты этической регуляции научно-исследовательских и инженерных проектов

     Онлайн-курс  «Этика науки» содержит 5 учебных модулей, тестовые задания для самопроверки знаний, кейсы, контрольное тестирование и список рекомендуемой литературы. Занятия включают просмотр тематических видеолекций,  изучение дополнительных материалов и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов, тестирование по пройденному материалу.

Каждая тема включает в себя видео-лекцию, а также текстовые материалы в нескольких разделах. После изучения лекции (темы) и текстовых материалов студенту рекомендуется выполнить  тренировочные тесты, которые должен быть пройдены с  результатом 75 % правильных ответов. Если попытка будет неудачной, то можно вернуться к изучению материала и затем снова пройти тест.

В ряде тем курса  содержатся кейсы, т.е. описание конкретных проблемных ситуаций из жизни. К каждому кейсу прилагаются вопросы с автоматической проверкой результатов.

В конце каждой темы предусмотрено контрольное тестирование. Тест считается пройденным при результате 75% правильных ответов.

Для усвоения материала дисциплины рекомендуется список  литературы,  который можно использовать для подготовки с целью лучшего понимания темы.

Внешние ресурсы:

Барбур, Иен Этика в век технологии / Иен Барбур ; [Пер. с англ.: А. Киселев]. - М. : Библ.-богосл. ин-т св. апостола Андрея, 2001. - 380 с.

Биоэтические проблемы в биологических и экологических исследованиях: учебно-методическое пособие в электронном виде / сост. Т.А. Веселова, А.А. Мальцева, И.М. Швец. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2018. – 187 с.

Борейко В.Е. Этика и практика охраны биоразнообразия. —Киев: киевский эколого-культурный центр, международный социально-экологический союз, 2008, ил. — 360 с. — (охрана дикой природы. Вып. 56)

Данилкова М. П. Этика от истоков до наших дней : учеб. пособие / М. П. Данилкова. - Новосибирск : изд-во НГТУ, 2022. - 71 с. 

Малюк А. А., Полянская О. Ю., Алексеева И. Ю. Этика в сфере информационных технологий. – М.: Горячая линия–Телеком, 2011. – 344 с.

Назаров   В.Н .  Прикладная этика : Учебник . — М. : Гардарики , 2005. — 302 с.

Пружинин  Б.А. Два этоса современной науки: проблемы взаимодействия //Этос науки.- М. 2008 -.С.108--121

Сандакова Л. Б. Этические проблемы науки и техники : учеб.-метод. пособие / Л. Б. Сандакова ; Новосиб. гос. техн. ун-т. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2016. – 40, [1] с. 

Стенек Н.Х. Ответственный подход к проведению научных исследований М.: МЗСО, 2003. — 93 с.

Философия биомедицинских исследований: этос науки начала третьего тысячелетия. М.: Институт человека РАН, 2004. – 134 с.

Философия техники и инженерная этика// Этика инженера через понимание и воспитание. Ведомости прикладной этики.Вып.42. Тюмень. : НИИ ПЭ,2013 -с.59-60

Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: проблемы и дискуссии. М.: URSS, Изд.2, перераб. и доп, 2009 г. – 256 с.

Экологическая этика: учебное пособие / А.А. Сычев, Е.А. Коваль, А. Ю. Гусева. СПб.: «Эйдос», 2014. – 152 с.

Этика науки / Российская академия наук, Институт философии; Отв. ред. В.Н. Игнатьев. – М.: ИФРАН. 2007. – 143 с.

Этика науки: учебно-методическое пособие для аспирантов / Т.В.Мишаткина, Я.С. Яскевич, В.С. Вязовкин. – Минск,  2002.  58 с.

Chang L., Yanghua J. A research on artificial intelligence from the perspective of science and technology ethics //Science Research Management. – 2021. – Т. 42. – №. 8. – С. 9.

Hubig C. Technik-und Wissenschaftsethik: ein Leitfaden. – Springer-Verlag, 2013.

Ihuah, A.S. The Ethics of Science and Technology, 2010.

Olivé, L. Introduction to ethics of science and technology. - History and philosophy of science and technology – vol. III