Надзор и контроль в сфере безопасности (ЭУМК) — Контрольно-измерительные материалы

Оглавление / Contents

  • Зачет
  • Фонд Оценочных Средств

 1. Методика оценки

Зачет проводится в устной форме с составлением тезисов ответов, по билетам. Билет формируется по следующему правилу: первый вопрос билета выбирается из диапазона вопросов раздела 1, второй вопрос - из диапазона вопросов раздела 2. В ходе зачета преподаватель вправе задавать студенту дополнительные вопросы из общего перечня (п. 4).

 

2. Критерии оценки

  • Ответ на билет считается неудовлетворительным, если студент не дает определений основных понятий, не отвечает ни на один вопрос билета, оценка составляет 0 баллов.
  • Ответ на билет засчитывается на пороговом уровне, если студент в целом дает определение основных понятий, но недостаточно развернуто, не может дать ответы на дополнительные вопросы, уточняющие суть, знания не структурированы и поверхностны; оценка составляет 10-13 баллов.
  • Ответ на билет засчитывается на базовом уровне, если студент правильно отвечает на все вопросы, но недостаточно развернуто или отвечает на один вопрос билета абсолютно правильно и достаточно развернуто, поясняет суть проблемы при ответе на дополнительный вопрос, чем показывает глубокие знания в данной области, оценка составляет 14-17 баллов.
  • Ответ на билет засчитывается на продвинутом уровне, если студент правильно и полностью отвечает на все вопросы билета, а также на дополнительные вопросы, приводит конкретные примеры из практики, оценка составляет 18-20 баллов.

3. Шкала оценки

Зачет считается сданным, если студент при ответе на теоретические вопросы набирает не менее 10 баллов (из 20 возможных).

В общей оценке по дисциплине баллы за зачет учитываются в соответствии с правилами балльно-рейтинговой системы, приведенными в рабочей программе дисциплины.

 

4. Примерные вопросы к зачету по дисциплине

 

Раздел 1

  1. Система надзорных органов России. Место природоохранных органов в этой системе.
  2. Законодательство РФ в сфере охраны окружающей среды, показать связь с Конституцией России с применением конкретных статей. Перечислите основные экологические законы РФ. Покажите необходимость формирования надзорных органов для обеспечения экологических деклараций Конституции.
  3. Принцип разделения экологического надзора на федеральный и региональный уровни, разграничение предметов ведения (Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 285).
  4. Органы государственного управления, осуществляющие федеральный государственный экологический надзор и региональный государственный экологический надзор. Объекты федерального уровня экологического надзора (Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 285).
  5. ФЗ «Об охране окружающей среды» положения закона, относящиеся к государственному экологическому надзору. Органы государственного управления, осуществляющие федеральный государственный экологический надзор и региональный государственный экологический надзор. Основные нарушения экологического законодательства (Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. № 1193).
  6. ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» положения закона относящиеся к государственному экологическому надзору. Органы государственного управления, осуществляющие федеральный государственный экологический надзор и региональный государственный экологический надзор в сфере охраны атмосферного воздуха. Основные направления надзора и выявляемые нарушения.
  7. ФЗ «Об отходах производства и потребления» положения закона относящиеся к государственному экологическому надзору. Органы государственного управления, осуществляющие федеральный государственный экологический надзор и региональный государственный экологический надзор в сфере обращения с отходами. Основные направления надзора и выявляемые нарушения.
  8. Водный Кодекс РФ. Органы государственного управления, осуществляющие федеральный государственный экологический надзор и региональный государственный экологический надзор за использованием и охраной водных объектов. Объекты федерального государственного надзора (Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 640). Основные направления надзора и выявляемые нарушения.
  9. Земельный контроль. Органы государственной власти, уполномоченные на ведение земельного контроля по постановлению Правительства РФ № 689. Основные направления земельного контроля и выявляемые нарушения.
  10. Лесной контроль (надзор). Органы государственной власти, уполномоченные на ведение лесного контроля по постановлению Правительства РФ № 394. Основные направления лесного контроля и выявляемые нарушения.
  11. Защита прав поднадзорных организаций при ведении государственной надзорной деятельности. Основные положения № 294-ФЗ.  Какие виды деятельности не подпадают под названный закон?
  12. Система экологического мониторинга России. Что является объектами мониторинга?
  13. Назовите объекты и параметры окружающей природной среды, за которыми организовано систематическое наблюдение.

 

Раздел 2

  1. Защита прав поднадзорных организаций при ведении государственной надзорной деятельности. Основные положения № 294-ФЗ - плановая проверка, основания проведения, периодичность ведения, порядок информирования, результаты проверки.
  2. Защита прав поднадзорных организаций при ведении государственной надзорной деятельности. Основные положения № 294-ФЗ - внеплановая проверка, основания проведения, периодичность ведения, порядок информирования, результаты проверки.
  3. Защита прав поднадзорных организаций при ведении государственной надзорной деятельности. Основные положения № 294-ФЗ - права и обязанности инспекторов надзорных органов.
  4. Правовые основы ответственности за нарушения экологического законодательства, виды ответственности, лица, привлекаемые к ответственности при применении норм УК РФ и КоАП РФ, отличие административного правонарушения от преступления.
  5. Статьи за экологические преступления в Уголовном Кодексе РФ. На примере ст. 247 показать смысл выделения отдельных частей в пределах одной статьи, с примерами применения
  6. Статья 250 Уголовного Кодекса РФ, раскрыть три части статьи по нарастанию тяжести последствий. Привести примеры судебного производства.
  7. Статья 251 Уголовного Кодекса РФ, раскрыть три части статьи по нарастанию тяжести последствий. Привести примеры судебного производства.
  8. Статьи за экологические правонарушения в административном Кодексе РФ, применяемые при нарушениях по обращению с отходами и в сфере экологической информации.
  9. Статьи за экологические правонарушения в административном Кодексе РФ, применяемые при нарушениях по охране атмосферного воздуха.
  10. Статьи за экологические правонарушения в административном Кодексе РФ, применяемые при нарушениях обращении с отходами.
  11. Статьи за экологические правонарушения в административном Кодексе РФ, применяемые при нарушениях по государственной экологической экспертизе.
  12. Статьи за экологические правонарушения в административном Кодексе РФ, применяемые при ведении градостроительной деятельности.
  13. Задачи и функции службы охраны труда по контролю требований безопасности в организации.
  14. Комитеты (комиссии) по охране труда в организации, их роль в контроле и обеспечении требований безопасности на предприятии. 
  1. Обобщенная структура фонда оценочных средств учебной дисциплины

Обобщенная структура фонда оценочных средств по дисциплине «Надзор и контроль в сфере безопасности» приведена в Таблице 1.

Таблица 1

 

Формируемые компетенции

Показатели сформирован-ности компетенций (знания, умения, навыки)

Темы

Этапы оценки компетенций

Мероприятия текущего контроля

(курсовой проект, РГЗ(Р) и др.)

Промежуточная аттестация (экзамен, зачет)

ОК.14 способность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности

з2. знать основы организации охраны труда, охраны окружающей среды на объектах экономики

 

Ведомственный и общественный надзор и контроль в сфере пожарной и взрывобезопасности. Задачи, функции, правовая база. Порядок взаимодействия с государственными органами. Ведомственный и общественный экологический контроль. Задачи, функции, правовая база. Порядок взаимодействия с государственными органами. Ведомственный контроль за выполнением требований охраны труда. Контрольные функции технической инспекции профсоюзов в сфере безопасности труда. Административно-общественный контроль за состоянием охраны труда в организации. Задачи и функции службы ОТ по контролю требований безопасности в организации. Основные функции и права уполномоченных по ОТ профсоюзов по систематическому контролю условий и охраны труда. Комитеты (комиссии) по охране труда в организации, их роль в контроле и обеспечении требований безопасности на предприятии. Аттестация рабочих мест как элемент контроля условий и охраны труда. Аудит - система проверки эффективности управления охраной труда по обеспечению безопасности и предотвращению инцидентов.

Текст реферата и процедура защиты

Зачет, вопросы 1.5-1.10

ОК.14

з4. знать организацию надзора и контроля в сфере безопасности, органы государственного надзора, их права и обязанности

 

Ведомственный и общественный надзор и контроль в сфере пожарной и взрывобезопасности. Задачи, функции, правовая база. Порядок взаимодействия с государственными органами. Ведомственный и общественный экологический контроль. Задачи, функции, правовая база. Порядок взаимодействия с государственными органами. Ведомственный контроль за выполнением требований охраны труда. Контрольные функции технической инспекции профсоюзов в сфере безопасности труда. Административно-общественный контроль за состоянием охраны труда в организации. Задачи и функции службы ОТ по контролю требований безопасности в организации. Основные функции и права уполномоченных по ОТ профсоюзов по систематическому контролю условий и охраны труда. Комитеты (комиссии) по охране труда в организации, их роль в контроле и обеспечении требований безопасности на предприятии. Аттестация рабочих мест как элемент контроля условий и охраны труда. Аудит - система проверки эффективности управления охраной труда по обеспечению безопасности и предотвращению инцидентов. Задачи и функции службы охраны труда по контролю требований безопасности в организации Организация надзора и контроля за состоянием охраны труда (ОТ), промышленной безопасности, охраны окружающей среды (ООС), пожарной безопасности (ПБ), профилактики чрезвычайных ситуаций (ЧС). Органы государственного надзора и контроля в сфере безопасности: Федеральная инспекция труда, принципы деятельности и основные задачи, основные полномочия, права и обязанности государственных инспекторов труда; Государственная инспекция труда в субъекте Федерации, основные задачи и функции, права и обязанности должностных лиц;  Госинспекции труда, организация деятельности Госинспекции труда; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), объекты контроля; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор); Главное управление Государственной противопожарной службы МЧС России (Госпожнадзор); Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование); Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и др. Задачи, права и обязанности органов госнадзора в сфере безопасности. Структура и функции отделов охраны окружающей среды и промышленной безопасности на предприятиях и в организациях. Проведение мониторинга состояния окружающей среды. Структура и функции подразделений Ростехнадзора. Нормативно-правовая база деятельности Ростехнадзора. Лицензионная и разрешительная деятельность.

Текст реферата и процедура защиты

Зачет, вопросы 1.1, 1.3-1.4, 1.10-1.11, 2.1-2.3

ОПК.3 способность ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности

у1. пользоваться нормативными документами в области охраны окружающей среды

 

Ведомственный и общественный экологический контроль. Задачи, функции, правовая база. Порядок взаимодействия с государственными органами. Структура и функции отделов охраны окружающей среды и промышленной безопасности на предприятиях и в организациях. Проведение мониторинга состояния окружающей среды.

 -

Зачет, вопросы 1.2, 1.5-1.10, 2.4-2.12

ОПК.3

у3. пользоваться нормативными документами в области защиты человека от вредных факторов

 

Ведомственный контроль за выполнением требований охраны труда. Контрольные функции технической инспекции профсоюзов в сфере безопасности труда. Административно-общественный контроль за состоянием охраны труда в организации. Задачи и функции службы ОТ по контролю требований безопасности в организации. Основные функции и права уполномоченных по ОТ профсоюзов по систематическому контролю условий и охраны труда. Комитеты (комиссии) по охране труда в организации, их роль в контроле и обеспечении требований безопасности на предприятии. Аттестация рабочих мест как элемент контроля условий и охраны труда. Аудит - система проверки эффективности управления охраной труда по обеспечению безопасности и предотвращению инцидентов.

 -

Зачет, вопросы 2.13, 2.14

ПК.30.В готовность осуществлять проверки безопасного состояния объектов различного назначения, участвовать в экспертизах их экологической безопасности, в организации и проведении производственного экологического контроля

у1. владеть методами оценки экологической ситуации

 

Структура и функции отделов охраны окружающей среды и промышленной безопасности на предприятиях и в организациях. Проведение мониторинга состояния окружающей среды.

 -

Зачет, вопросы 1.12, 1.13

ПК.30.В

у2. уметь правильно оценить соответствие или несоответствие фактического состояния безопасности на рабочем месте или в организации нормативным требованиям

 

Деятельность уполномоченных и комитетов (комиссий) по охране труда Задачи, права и обязанности органов госнадзора в сфере безопасности

 -

Зачет, вопросы 1.2, 1.5-1.10, 2.4-2.14

 

2. Методика оценки этапов формирования компетенций в рамках дисциплины.

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в 7 семестре - в форме зачета, который направлен на оценку сформированности компетенций ОК.14, ОПК.3, ПК.30.В.

Зачет проводится в устной форме с составлением тезисов ответов, по билетам.

Кроме того, сформированность компетенций проверяется при проведении мероприятий текущего контроля, указанных в таблице раздела 1.

В 7 семестре обязательным этапом текущей аттестации является подготовка и защита реферата. Требования к подготовке реферата, состав и правила оценки сформулированы в паспорте реферата.

Общие правила выставления оценки по дисциплине определяются балльно-рейтинговой системой, приведенной в рабочей программе учебной дисциплины.

На основании приведенных далее критериев можно сделать общий вывод о сформированности компетенций ОК.14, ОПК.3, ПК.30.В, за которые отвечает дисциплина, на разных уровнях.

Общая характеристика уровней освоения компетенций:

  • Ниже порогового. Уровень выполнения работ не отвечает большинству основных требований, теоретическое содержание курса освоено частично, пробелы могут носить существенный характер, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы не достаточно, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий не выполнены или выполнены с существенными ошибками.
  • Пороговый. Уровень выполнения работ отвечает большинству основных требований, теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
  • Базовый. Уровень выполнения работ отвечает всем основным требованиям, теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
  • Продвинутый. Уровень выполнения работ отвечает всем требованиям, теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.