Войдите в систему или смените роль, если у вас есть другая.
Тест-опросник «Диагностика барьеров при изучении иностранного языка» рассчитан на возрастную категорию 15+ и может быть использован на всех уровнях образовательной системы для русскоязычных школьников (версия 1.1), студентов (версия 1.2), учащихся языковых школ (версия 1.3), изучающих английский язык как иностранный в группе. Версии опросника (1.1, 1.2, 1.3) не содержат концептуальных различий; необходимость нескольких версий опросника обусловлена различием определённых реалий для соответствующих групп учащихся (например, «школа» в версии 1.1, «университет» в версии 1.2, «языковая школа» в версии 1.3).
Цель методики – исследование эмоционально-оценочного отношения студентов к трудностям, возникающим в процессе изучения иностранного языка.
Опросник состоит из 6 субшкал.
1. Субшкала психологических барьеров:
-необщительность как черта характера,
-страх ошибок,
-низкая мотивация,
-неумение принимать критику,
-стеснение перед преподавателем (как человеком, выполняющим определенную социальную роль),
-наличие такой особенности как повышенный уровень волнения, эмоционального напряжения,
-сомнения, колебания, неуверенность в своих знаниях,
-страх публичного осуждения,
-скептическое отношение к возможности овладения ИЯ,
-низкая самооценка.
2. Субшкала дидактических барьеров:
-численный состав группы превышает возможность реализации учебных задач,
-низкое качество учебных пособий,
-низкая компетентность преподавателя:
3. Субшкала социально-адаптационных барьеров:
-низко приоритетное положение ИЯ в иерархии учебных ценностей,
-проблематичность (для учащегося) совмещения различных социальных ролей,
-отсутствие языковой среды,
-плотность учебного графика не соответствует здоровьесберегающим принципам,
-неблагоприятный психологический климат в группе,
-отсутствие положительных примеров в ближайшем университетском (школьном) окружении,
-отсутствие семейной (наставнической) поддержки,
-физическое переутомление.
4. Субшкала психофизиологических барьеров:
-слабая артикуляционная чуткость,
-заболевания речевого аппарата,
-слабый фонетический слух,
-слабо развитое чувство языка (в родном языке),
-низкая способность интуитивно-непосредственного оперирования иноязычными средствами,
-низкая способность изменять слова согласно правилам грамматики и объединять их в предложения,
-плохая память,
-низкий уровень общих интеллектуальных способностей,
-общие показатели здоровья.
5. Субшкала компетентностных барьеров:
-низкая компетентность учащегося в использовании стратегий работы с текстом,
-компенсаторных стратегий,
-коммуникативных,
-метакогнитивных,
-аффективных,
-мнемических стратегий,
-стратегий усвоения грамматического материала,
-отсутствие опыта изучения ИЯ,
-низкая поликультурная компетентность учащегося.
6. Субшкала лингвистических барьеров:
-особенности английского языка,
-степень его похожести/непохожести на русский язык.
В тексте опросника данные субшкалы обозначены Часть 1, Часть 2… и т.д. соответственно.
Уважаемые участники тестирования, перед вами опросник, оценивающий эмоционально-личностное отношение к трудностям, возникающим при изучении иностранного языка. Вашему вниманию предлагаются 6 блоков вопросов. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое мнение:
В случае технических затруднений, пожалуйста, обратитесь к своему преподавателю.
Пожалуйста, укажите:
Фамилия, имя_______________________________________
Возраст____________________________________________
Уровень владения языком____________________________
Общая продолжительность изучения языка_________________
Где вы обучаетесь сейчас?_________________________
Ответы на позитивные утверждения считаются по схеме: 4 балла за каждый ответ «верно», 3 балла за каждый ответ «пожалуй, верно», 2 балла за каждый ответ «пожалуй, неверно», 1 балл за каждый ответ «неверно». Ответы на негативные утверждения подсчитываются в обратном порядке: 1 балл за каждый ответ «верно», 2 балла за каждый ответ «пожалуй, верно», 3 балла за каждый ответ «пожалуй, неверно», 4 балла за каждый ответ «неверно».
При прохождении тестирования онлайн ответы обрабатываются автоматически, результаты суммируются по каждой субшкале и по всем субшкалам. Перед интерпретацией результатов необходимо лишь разделить полученную сумму на количество вопросов. Среднее значение по всем субшкалам определяет общий уровень барьерности и расшифровывается следующим образом.
От 3,6 до 4 баллов
Низкий уровень барьерности – учебная деятельность протекает успешно, имеется очевидный прогресс в обучении. Учащийся адекватно относится к возникающим трудностям (которые могут быть охарактеризованы как посильные трудности).
От 2,6 до 3,5 баллов
Умеренный уровень барьерности – учебная деятельность протекает в пределах нормы, но возникающие трудности не дают учащемуся возможности в полной мере реализовать свой учебный потенциал; отдельные трудности вызывают у студента беспокойство, чувство неудовлетворенности.
От 1,6 до 2,5 баллов
Высокий уровень барьерности – учебная деятельность идет недостаточно благополучно. Учащийся с трудом справляется с возникающими в процессе обучения трудностями; трудности воспринимаются преимущественно негативно. Перманентные учебные неудачи значительно снижают мотивацию к изучению ИЯ.
От 1 до 1,5 баллов
Очень высокий уровень барьерности – учебная деятельность протекает неблагополучно. Учащийся сталкивается с большим количеством трудностей, которые вызывают у него сильное чувство неудовлетворенности учебной деятельностью. Преобладает пессимистичное отношение к процессу изучения иностранного языка – учащийся не проявляет инициативы в учебной деятельности. Прогресс в обучении отсутствует, возникает высокая вероятность обрыва обучения.
Версии 1.1, 1.2
Номер суждения |
|
|
1. Субшкала психологических барьеров |
1 |
необщительность как черта характера |
2 |
страх ошибок |
3 |
низкая мотивация |
4 |
скептическое отношение к возможности овладения ИЯ |
5 |
неумение принимать критику |
6 |
стеснение перед преподавателем (как человеком, выполняющим определённую социальную роль) |
7 |
наличие такой особенности как повышенный уровень волнения, эмоционального напряжения |
8 |
сомнения, колебания, неуверенность в своих знаниях |
9 |
низкая самооценка |
10 |
страх публичного осуждения |
|
2. Субшкала дидактических барьеров |
11 |
нерациональное распределение времени преподавателем на изучение материала |
12 |
низкое качество учебных пособий |
13 |
низкая языковая компетентность преподавателя |
14 |
ошибки выбора методов и форм обучения ИЯ |
15 |
ошибки применения оценочных воздействий |
16 |
неумение мотивировать учащихся |
17 |
ошибки предъявления нового материала |
18 |
низкая коммуникативная компетентность преподавателя |
19 |
неравномерное соотношение видов речевой деятельности на уроке |
20 |
численный состав группы превышает возможность реализации учебных задач |
|
3. Субшкала социально-адаптационных барьеров |
21 |
низко приоритетное положение ИЯ в иерархии учебных ценностей |
22 |
проблема совмещения различных социальных ролей |
23 |
отсутствие языковой среды |
24 |
плотность учебного графика не соответствует здоровьесберегающим принципам |
25 |
физическое переутомление |
26 |
неблагоприятный психологический климат в группе |
27 |
отсутствие положительных примеров изучения ИЯ в ближайшем университетском (школьном) окружении |
28 |
отсутствие наставнической (семейной) поддержки |
|
4. Субшкала психофизиологических барьеров |
29 |
слабая артикуляционная чуткость |
30 |
заболевания речевого аппарата |
31 |
слабый фонетический слух |
32 |
слабо развитое чувство языка в родном языке |
33 |
низкая способность интуитивно-непосредственного оперирования иноязычными средствами |
34 |
низкая способность изменять слова согласно правилам грамматики и объединять их в предложения |
35 |
плохая память |
36 |
низкий уровень общих интеллектуальных способностей |
37 |
общие показатели здоровья |
38 |
трудности перестраивания речевых стереотипов |
|
5. Субшкала компетентности студентов |
39 |
низкая компетентность студентов в использовании стратегий работы с текстом |
40 |
низкая компетентность студентов в использовании компенсаторных стратегий |
41 |
низкая компетентность студентов в использовании коммуникативных стратегий |
42 |
низкая компетентность студентов в использовании метакогнитивных стратегий |
43 |
низкая компетентность студентов в использовании аффективных стратегий |
44 |
низкая компетентность студентов в использовании мнемических стратегий |
45 |
низкая компетентность студентов в использовании стратегий усвоения грамматического материала |
46 |
отсутствие опыта изучения ИЯ |
47 |
низкая поликультурная компетентность |
|
6. Субшкала лингвистических барьеров |
1 |
Правила английского правописания |
2 |
Фразовые глаголы |
3 |
Правила чтения |
4 |
Различия буквенной письменности в русском и английском языках |
5 |
Английское произношение |
6 |
Степень непохожести английских и русских слов |
7 |
Временные формы глагола |
8 |
Пассивный залог |
9 |
Артикли |
10 |
Исключения из правил грамматики |
Версия 1.3
Номер суждения |
|
|
1. Субшкала психологических барьеров |
1 |
необщительность как черта характера |
2 |
страх ошибок |
3 |
низкая мотивация |
4 |
скептическое отношение к возможности овладения ИЯ |
5 |
неумение принимать критику |
6 |
стеснение перед преподавателем (как человеком, выполняющим определённую социальную роль) |
7 |
наличие такой особенности как повышенный уровень волнения, эмоционального напряжения |
8 |
сомнения, колебания, неуверенность в своих знаниях |
9 |
низкая самооценка |
10 |
страх публичного осуждения |
|
2. Субшкала дидактических барьеров |
11 |
нерациональное распределение времени преподавателем на изучение материала |
12 |
низкое качество учебных пособий |
13 |
низкая языковая компетентность преподавателя |
14 |
ошибки выбора методов обучения ИЯ |
15 |
ошибки применения оценочных воздействий |
16 |
неумение мотивировать учащихся |
17 |
ошибки предъявления нового материала |
18 |
низкая коммуникативная компетентность преподавателя |
19 |
неравномерное соотношение видов речевой деятельности на уроке |
20 |
численный состав группы превышает возможность реализации учебных задач |
|
3. Субшкала социально-адаптационных барьеров |
21 |
низко приоритетное положение ИЯ в иерархии учебных ценностей и ежедневных задач |
22 |
проблема совмещения различных социальных ролей |
23 |
отсутствие языковой среды |
24 |
физическое переутомление |
25 |
отсутствие профессиональных мотивов (стимулов) к изучению ИЯ |
26 |
неблагоприятный психологический климат в группе |
27 |
трудности принятия статуса ученика |
28 |
отсутствие положительных примеров изучения ИЯ в ближайшем социальном окружении |
|
4. Субшкала психофизиологических барьеров |
29 |
слабая артикуляционная чуткость |
30 |
Заболевания речевого аппарата |
31 |
слабый фонетический слух |
32 |
слабо развитое чувство языка в родном языке |
33 |
низкая способность интуитивно-непосредственного оперирования иноязычными средствами |
34 |
низкая способность изменять слова согласно правилам грамматики и объединять их в предложения |
35 |
плохая память |
36 |
низкий уровень общих интеллектуальных способностей |
37 |
общие показатели здоровья |
38 |
трудности перестраивания речевых стереотипов |
|
5. Субшкала компетентности студентов |
39 |
низкая компетентность студентов в использовании стратегий работы с текстом |
40 |
низкая компетентность студентов в использовании компенсаторных стратегий |
41 |
низкая компетентность студентов в использовании коммуникативных стратегий |
42 |
низкая компетентность студентов в использовании метакогнитивных стратегий |
43 |
низкая компетентность студентов в использовании аффективных стратегий |
44 |
низкая компетентность студентов в использовании мнемических стратегий |
45 |
низкая компетентность студентов в использовании стратегий усвоения грамматического материала |
46 |
отсутствие опыта изучения ИЯ |
47 |
низкая поликультурная компетентность учащихся |
|
6. Субшкала лингвистических барьеров |
1 |
Правила английского правописания |
2 |
Фразовые глаголы |
3 |
Правила чтения |
4 |
Различия буквенной письменности в русском и английском языках |
5 |
Английское произношение |
6 |
Степень непохожести английских и русских слов |
7 |
Временные формы глагола |
8 |
Пассивный залог |
9 |
Артикли |
10 |
Исключения из правил грамматики |