Биохимия — Контрольно-измерительные материалы

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РГЗ И СХЕМА ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ

 

Кроме лекций, лабораторных занятий в ходе учебной деятельности студент  ФМА должен выполнить РГЗ. Суть выполнения  состоит в том, чтобы составить схемы обмена белков, жиров. углеводов и предоставить в виде РГЗ " Взаимосвязь обменов белков, жиров и углеводов".

Цель: Закрепить РГЗ вопросы о взаимных превращениях белков, жиров и углеводов в живой материи.

 

1.   РГР выполняется на листах формата А4;

2.   Титульный лист оформляется по общим правилам оформления, где указывается наименование университета, наименование дисциплины, ФИО руководителя и исполнителя;

3.   На первой странице представляется схема распада и синтеза белков

4.   На второй странице - схема распада и синтеза жиров;

5.   На третьей странице - схема распада и синтеза углеводов;

6.   На четвертой странице - схема взаимного обмена белков, жиров и углеводов;

7.   При изображении схемы распада и синтеза белков, жиров и углеводов необходимо воспользоваться следующими правилами:

-     Процессы распада сложных веществ начинать с верхней границы листа к нижней, и наоборот, процессы синтеза - снизу вверх. Например, фрагмент при -окислении жирных кислот:

 

R - COOH  +  HS · Cо A + ATФ                       

ж.к.          

                    ацил-СоА-синтетаза

 

R - Cо ~ S · CоA  + AМФ  + ФФн

Ацил-СоА

-     При изображении биохимических процессов, в центре внимания должны быть промежуточные вещества, выделенные определенным цветом.

-     Для четкости изображения ферменты, названия реакций, условия реакций, место их прохождения также лучше отмечать различными соответствующими цветами.

-     По возможности необходимо указывать не только названия веществ, но и их структурную формулу.

8.   При изображении взаимного обмена белков, жиров и углеводов в центре листа лучше поместить реакции цикла Кребса ди- и трикарбоновых кислот. Через промежуточные вещества белкового, жирового и углеводного обменов показать возможные пути их взаимопревращения. В данном случае, написание структурных формул промежуточных веществ необязательно, во избежание нагромождения записей.

9.   Студент вправе показывать поочередно преподавателю схемы распада и синтеза веществ при сдаче в устной форме соответствующей темы: "Обмен белков", "Обмен жиров", "Обмен углеводов".

10.       К концу семестра студентом объединяются 4 листа с изображением обменных процессов и скрепляются титульным листом для защиты.

 

ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Студент ФМА выполняет  4 контрольных работы .Время, запланированное на выполнение контрольных работ в целом -10 часов

Контрольная работа студента  - это письменные ответы на сложные вопросы  по темам лабораторных работ. 

Допуском к выполнению лабораторной работы является в т.ч.выполненная часть контрольной работы.

Вопросы к контрольной работе

Тема: Белки

1.Структура белковых молекул (первичная, вторичная, третичная, четвертичная) глобулярных и фибриллярных белков.

2.Характеристика простых белков

3. Характеристика сложных белков.

4.Денатурация, факторы ее вызывающие.

5. Промежуточный обмен аминокислот

6.Синтез белка в организме. Строение АТФ

Тема: Ферменты

1. Механизм ферментативного действия.

2.Факторы, влияющие на активность ферментов

3.Характеристика 1 и 3 класса ферментов

4.Строение коферментов НАД, НАДФ, ФАД, ФАДФ, СоА-

Тема: Липиды

1.Характеристика ПНЖК

2.Характеристика липоидов (фосфолипиды, стероиды (холестерин), с написанием формул)

3.Реакции окисления глицерина

4.Этапы бета-окисления жирных кислот

Тема: Углеводы

1.Реакции синтеза гликогена в тканях

2.Реакции цикла Кребса (с написанием формул и указанием ферментов, участвующих в этом процессе)

 

ТЕСТЫ по Биохимии приведены в разделе "Тесты для самоконтроля" 

 

  1. Правила аттестации студентов  по учебной дисциплине

Аттестация студента по дисциплине проходит с использованием бальной рейтинговой системы оценки качества подготовки. Студент сдает экзамен, предусмотренный стандартом, по билетам.

 

Для оценки достижений студентов в ходе изучения дисциплины применяется балльная рейтинговая система. Суммарный рейтинг студента в баллах за семестр складывается из оценки его деятельности в течение семестра и оценки, полученной на экзамене, в соотношении 60:40. Максимальный балл, который может набрать студент за семестр и в ходе изучения дисциплины в целом, равен 100. Максимальный балл проставляется за качественное и своевременное выполнение работ и требований к ним по всем видам деятельности студентов.

 

 Оценка видов деятельности студентов в семестре

 

Лабораторный практикум

Выполнение и защита работ, входящих в лабораторный практикум, оценивается в диапазоне от 25 до 55 баллов. Преподаватель, ведущий лабораторные работы, может использовать традиционную пятибалльную шкалу для оценки работы студентов в семестре. В этом случае традиционная оценка переводится в баллы в соответствии с таблицей .

                                                                              

удовлетворительно     30 баллов

хорошо  40 баллов

отлично            50 баллов

 

 Выполнение расчетно-графических работ

Выполнение расчетно-графической работы оценивается в диапазоне от 25 до 55 баллов. Срок сдачи РГР на проверку определяется в соответствии с календарным планом занятий. В случае качественного выполнения задания, а также последующей успешной защиты, при сдаче работы в срок студент получает 40 баллов. При досрочной сдаче РГР оценка повышается, а при сдаче позже установленного срока снижается в соответствии с таблицей .

 

 

Время сдачи РГР         за две недели до установленного срока    за неделю до

установленного срока            в срок (в течение недели)   позже срока

Оценка в баллах          50        45        40        1 балл

в день

 

За углубленную проработку отдельных вопросов РГР, отличное оформление записки балл за указанный вид деятельности студента может быть повышен вплоть до максимального (55). Если студент сдает на проверку не свой вариант, полученный балл за расчетно-графическую работу обнуляется независимо от результатов ее защиты.

 

 Проведение итогового тестирования.

В конце семестра проводится предварительное итоговое тестирование. Для определения знаний студента оценивается процент правильных ответов в соответствии с таблицей .

 

менее 40%        0 баллов         неудовлетворительно

41…60%           11..20 баллов удовлетворительно

61…80%           21..30 баллов хорошо

81…100%         31..40 баллов отлично

 

. Правила выставления оценки деятельности студента в семестре

Количество баллов, набранное студентом в течение семестра, рассчитывается как среднее арифметическое баллов за все виды его деятельности. На основании полученного среднего балла выставляется предварительная оценка:

 

25…34 баллов -           удовлетворительно,

35…44 баллов -           хорошо,

45…55 баллов -           отлично.

Предварительная оценка является равноправной составляющей экзаменационной оценки.

В случае, если студент до сессии не защитил хотя бы одну лабораторную работу, за работу в семестре он получает 24 балла (оценка "неудовлетворительно") независимо от количества баллов за другие виды его деятельности. Если студент до сессии не выполнил хотя бы одну лабораторную работу, за работу в семестре он получает 20 баллов (оценка "неудовлетворительно") независимо от количества баллов за другие виды его деятельности и не допускается к экзамену.

Итоговый балл за семестр может быть повышен на пять баллов, если сту-дент в течение семестра выполнял творческую работу (презентации, рефераты, пр.),  участвовал в конференциях, олимпиадах по данной дисциплине.

 

Зачет

Зачет по дисциплине "Биохимия" проводятся в письменно-устной форме. Допуск на зачет осуществляется в случае выполнения студентом всей программы курса. В случае, если студент в течение семестра не защитил расчетно-графические или лабораторные работы, на зачете он получает дополнительные вопросы и задачи для их защиты.

На зачете студенту предлагается письменно ответить на теоретический вопрос, указанный в билете, в котором предлагаются три вопроса. Оценка за ответ на зачете представляет собой среднеарифметическое значение полученных оценок за каждый вопрос. Если оценка за ответ на зачете не совпадает с предварительной оценкой, то результирующая оценка выставляется после дополнительной устной беседы или рассчитывается как среднее арифметическое этих двух оценок (округление в сторону предварительной оценки). Если студент за работу в семестре набрал от 55 баллов и выше, к его зачетной оценке по пятибалльной системе добавляется один балл.

Со студентом, получившим оценку "отлично", проводится собеседование. Продолжительность ответа на вопросы - 15 минут. Список вопросов к зачету представлен в разделе 8.

Для определения суммарного рейтинга студента дифференцированная оценка переводится в баллы в соответствии с                                                                                                  

неудовлетворительно 0 баллов

удовлетворительно     11..20 баллов

хорошо  21..30 баллов

отлично            31..40 баллов

Вопросы к зачету

1.Основные признаки живой материи. Биологические структуры живых систем (строение клетки, клеточные органеллы, их функции)

1.         Аминокислоты, их классификация. Незаменимые аминокислоты, химиче-ское строение, биологическая роль.

2.         Понятие о белках. Физико-химические свойства белков.

3.         Пептидная теория строения белков. Структуры белковых молекул: пер-вичная, вторичная, третичная, четвертичная.

4.         Классификация белков. Представители отдельных классов простых бел-ков.

5.         Классификация сложных белков.

6.         Биологические функции белков.

7.         Пептиды, классификация, свойства.

8.         Ферментативный гидролиз белков пищи в желудочно-кишечном тракте.

9.         Промежуточный распад аминокислот. Процессы дезаминирования, переаминирования, декарбоксилирования  аминокислот.

10.       Пути обезвреживания аммиака и синтез мочевины

11.       Понятие о положительном и отрицательном азотистом балансе. Факторы, влияющие на азотистое равновесие

12.       Нуклеиновые кислоты. Мононуклеотиды АТФ, АДФ, их строение, уча-стие в обмене веществ.

13.       ДНК, строение, локализация в клетке.

14.       Виды РНК, строение и связь с биосинтезом белка.

15.       Биосинтез белка в организме, его основные этапы.

16.       Обмен азота у растений.

17.       Взаимосвязь обмена белков, жиров, углеводов. Центральная роль аце-тил-коэзима А   в обмене веществ.

18.       Понятие о ферментах, химическая природа, функциональная организация.

19.       Механизм ферментативного действия (образование ферментосубстратного комплекса, теория Фишера и Кошланда).

20.       Ферменты. Особенности биокатализа. Факторы, влияющие на их актив-ность.

21.       Классификация ферментов. Функции отдельных классов ферментов в организме. Название ферментов и их применение.

22.       Липиды. Классификация по строению и функциям, биологическая роль, пищевые источники.

23.       Нейтральные жиры (насыщенные, ненасыщенные, смешанные). ПНЖК Химические свойства жиров.

24.       Липоиды: воска, фосфолипиды, сфинголипиды, стероиды. Их строение, представители и функции

25.       Переваривание липидов в желудочно-кишечном тракте. Ферменты, участвующие в данном процессе.

26.       Окисление глицерина, промежуточные вещества и участвующие ферменты

27.       Этапы бетта-окисления жирных кислот.

28.       Энергетический выход процесса окисления жирных кислот (пример).

29.       Биосинтез жирных кислот с участием АПБ. Основные отличия биосинтеза жирных кислот от их окисления.

30.       Биосинтез триглицеридов, промежуточные вещества и участвующие ферменты

31.       Нарушения и регуляция липидного обмена.

32.       Углеводы, классификация, функции.

33.       Основные этапы биосинтеза

34.       Моносахариды. Представители, их физико-химические свойства, ре-акции полуацетального гидроксила и карбонильной группы углеводов. Роль в питании, пищевые источники.

35.       Олигосахариды. Представители, химическое строение.

36.       Полисахариды. Представители, строение, их физико-химические свойства, роль в питании.

37.       Переваривание и всасывание углеводов в желудочно-кишечном тракте

38.       Синтез гликогена в тканях, промежуточные вещества и ферменты, участвующие в синтезе.

39.       Глюкогенез, промежуточные вещества и ферменты, участвующие в рас-паде гликогена в тканях

40.       Анаэробный путь гликолиза. Промежуточные вещества и ферменты анаэробного пути распада глюкозы в тканях.

41.       Цикл Кребса. Биологическое значение процесса окисления в организме ди- и трикарбоновых кислот.

42.       Гликонеогенез. Промежуточные вещества и ферменты, участвующие при синтезе глюкозы из неугеводных продуктов.

43.       Нарушения углеводного обмена и его регуляция.

44.       Понятие о витаминах, их характеристика, нарушения поступления витаминов в пищу, классификация витаминов.

45.       Витамины группы А. Название, химическая природа, участие в обмене веществ, пищевые источники. Провитамины витамина А.

46.       Витамины группы Д. Название, химическое строение витаминов, биологическая роль, пищевые источники.

47.       Витамины группы Е. название, химическое строение витаминов, биоло-гическая роль, пищевые источники.

48.       Витамины группы К. Название, химическое строение витаминов, биологическая роль, пищевые источники.

49.       Витамин С. Название, химическая природа, участие в обмене веществ, пищевые источники поступления в организм.

50.       Роль витамина В1 и В2  в обмене веществ, их название, химическая при-рода, пищевые источники.

51.       Роль витамина РР в обмене веществ. название, строение, физико-химические свойства, пищевые источники поступления в организм.

52.       Роль витамина Р в обмене веществ. Название, строение, физико-химические свойства, пищевые источники поступления в организм.

53.       Минеральные вещества в организме, макро- и микроэлементы, их функции.

54.       Ионы калия, натрия, хлора . Их роль в обменных процессах орга-низма.

55.       Фосфор, магний, кальций. Их роль в организме

56.       Роль железа в обмене веществ организма.

57.       Роль микроэлементов в организме (медь, цинк, марганец, кобальт, молибден, йод и т.д.)

58.       Содержание воды в организме, ее виды и функции. Потребность в воде и пути ее выведения. Регуляция водного обмена.

59.       Понятие об эндокринных железах и гормонах. Природа гормонов. Железы внутренней секреции Общее представление о гормональном действии.

60.       Гормоны щитовидной железы Природа и функции.

61.       Гормоны гипофиза (передней и задней доли) и их участие в регуляции обменных процессов организма.

62.       Гормоны поджелудочной железы. Природа и функции.

63.       Гормоны коры и мозгового слоя надпочечников. Природа и функции гормонов.

64.       Гормоны паращитовидных желез. Природа и роль в обмене веществ.

65.       Природа и функции гормонов половых желез.

66.       Энергетический режим организма. Ассимиляция и диссимиляция. Анаболизм и катаболизм. Локализация катаболитических и анаболитических процессов в клетке.