Профессиональная этика педагога — Теоретические материалы

Оглавление / Contents

  • Тема 1. Профессиональная этика: сущность, основные категории, генезис и классификация видов
  • Тема 2. Структура профессиональной этики личности. Моральные и правовые регуляторы поведения
  • Тема 3. Диалектика социальной ответственности организации и профессионально-нравственной ответственности личности. Кодексы профессиональной этики
  • Тема 4. Содержание и специфика педагогической этики
  • Тема 5. Личностно-профессиональные качества педагога: теоретический и практический аспекты
  • Тема 6. Профессиональная культура личности педагога
  • Тема 7. Педагогическое общение и культура взаимодействия субъектов педагогического процесса
  • Тема 8. Конфликтологическая компетентность педагога

Среди сил, формирующих действительность, нравственность является первой. 

Она – решающее знание, которое мы должны отвоевать у мышления. 

Все остальное более или менее вторично.

Альберт Швейцер

… как искусствоведы часто спорят, можно ли данную картину 

отнести к шедеврам живописи или считать ее посредственностью,
так и содержание понятий этики остается до настоящего времени
не определенным окончательно …
                                  В. И. Андреев

 

Вопросы для самопроверки 

  1. Как исторический контекст повлиял на необходимость возникновения профессиональной этики?
  2. В чем заключаются ключевые различия между понятиями мораль и нравственность? Приведите собственные примеры их проявлений в жизни человека.
  3. Охарактеризуйте основные разделы этики.
  4. В чем заключаются отличительные особенности прикладной этики?
  5. Дайте определение профессиональной этике, обозначьте ее цель и предмет изучения.
  6. В чем отличие общих принципов профессиональной этики от частных? Укажите категории профессиональной этики, присущие общим принципам. 
  7. Перечислите основные виды профессиональной этики.

 

Основная литература для изучения Темы 1:

  1. Педагогическая этика: инновационный курс для нравственного саморазвития / В.И.Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 272 с. ‒ С. 12-17.
  2. Педагогическая этика : учебное пособие / А. А. Петрусе­вич, Е. В. Чухина. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2018. – 296 с. ‒ С. 9-20.
  3. Маслова, Т. А. Профессионально-педагогическая этика и этикет : учебное пособие / Т. А. Маслова, С. И. Маслов. – Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 148 c. – С. 17-36.

 

 

Сознание долга, привязывающее человека к его обязательствам, 

есть не что иное, как сознание высшего интереса, который

 одерживает в нем верх над интересом низшего порядка...

И. Бентам

Социальная психология. 

Лекции Гулевич О.А. 

Ценности (https://rutube.ru/video/c3f70cc3632145a2f312833fb4bce036/?r=plwd)

 

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое деонтология?
  2. Дайте определение деонтологической компетентности.
  3. Дайте характеристику структуре и содержанию деонтологической компетентности специалиста.         
  4. Перечислите аспекты, способствующие формированию деонтологической компетентности специалиста.
  5. В чем заключается отличие понятия "ценности" от "ценностных ориентаций"? Как это находит отражение в жизни человека? 
  6. Какие функции выполняют ценностные ориентации в профессиональной деятельности человека?
  7. Соотнесите структурные компоненты деонтологической компетентности с категориями профессиональной этики личности.

 

Основная литература для изучения Темы 2:

  1. Жуковский, В. П. Теоретико-методологические подходы к проблеме развития деонтологической компетентности педагога / В. П. Жуковский, Н. А. Жуковская // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2016. – Т. 22, № 1. – С. 33-36.
  2. Кулюткин, Ю. Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин, В. П. Бездухов. – Самара: СамГПУ, 2002. – 400 с. – С. 112-156.
  3. Профессиональная этика: история и современность. Курс лекций для бакалавров / авт.-сост. О. И. Герасимова, О. П. Лопатина. – Пермь, 2022. – 78 с. – С. 27-28.
  4. Кертаева, Г. М. Формирование деонтологической направленности сознания будущих педагогов / Г. М. Кертаева, Л. В. Мардахаев // ЦИТИСЭ. – 2015. – № 4(4). – С. 17.

Вопросы для самопроверки 

  1. Что такое кодекс? Приведите примеры.
  2. Что такое профессиональный кодекс? Перечислите его задачи, нормы ответственности и функции?
  3. Укажите причины разработки Кодекса профессиональной этики. Проанализируйте причины возникновения педагогической этики.
  4. В чем заключаются принципы кодекса профессиональной этики педагога? Как они реализуются в жизни?
  5. Приведите некоторые пункты Примерного положения о нормах профессиональной этики  педагогических работников, которые являются значимыми именно для Вас. Обоснуйте.

 

Основная литература для изучения Темы 3:

  1. Профессиональная этика: история и современность. Курс лекций для бакалавров / авт.-сост. О.И. Герасимова, О.П. Лопатина, – Пермь, 2022. – 78 с.
  2. Педагогическая этика : учебное пособие / А. А. Петрусе­вич, Е. В. Чухина. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2018. – 296 с. 
  3. Профессиональная этика и этикет : учебное пособие для бакалавров / М. Е. Виговская. — Москва : Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2021. — 144 c. 
  4. Маслова, Т. А. Профессионально-педагогическая этика и этикет : учебное пособие / Т. А. Маслова, С. И. Маслов. – Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 148 c. 
  • Педагогическая этика (предмет, задачи, принципы)
  • Педагогическая этика (исторический контекст)
  • Категории педагогической этики (справедливость, долг, честь, авторитет, такт, культура)
  • Профессиональная педагогическая культура преподавателя

 

Вопросы для самопроверки 

  1. Что такое педагогическая этика? Что является предметом педагогической этики?
  2. Как вы понимаете основные задачи педагогической этики?
  3. Охарактеризуйте основные принципы педагогической этики.
  4. Перечислите ключевые фигуры в формировании педагогического этического знания. На примере одной из них оцените вклад в развитие этической науки?
  5. Дайте характеристику основным категориям педагогической этики. Выделите категорию, которую, по вашему мнению, необходимо формировать у будущих педагогов первой. Обоснуйте свой ответ.

 

Основная литература для изучения Темы 4:

  1.  Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
  2. Педагогическая этика : учебное пособие / А. А. Петрусе­вич, Е. В. Чухина. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2018. – 296 с. 
  3. Профессиональная этика: история и современность. Курс лекций для бакалавров / авт.-сост. О.И. Герасимова, О.П. Лопатина, – Пермь, 2022. – 78 с.
  4. Профессионально-педагогическая этика и этикет : учебное пособие / Т. А. Маслова, С. И. Маслов. – Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 148 c. 

Вопросы для самопроверки

  1. В чем заключаются специфические особенности педагогической деятельности?
  2. Дайте определение понятию “воспитание”. В чем заключаются характеристики воспитательного процесса в школе?
  3. Прокомментируйте различия между традиционными и современными подходами к организации воспитания.         
  4. Какие три основные группы ценностей должны формироваться на этапе обучения?
  5. Какие этические требования выдвигаются к преподавателю? 
  6. Прокомментируйте профессиональные установки преподавателя и профессиональную направленность его личности.
  7. Какие компоненты составляют группу нравственных качеств преподавателя?
  8. В чем выражается профессионально-нравственное сознание педагога?

 

Основная литература для изучения Темы 5:

  1.  Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
  2. Педагогическая этика : учебное пособие / А. А. Петрусе­вич, Е. В. Чухина. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2018. – 296 с. 
  3. Педагогика. Новый курс : Учебник для студ. пед. вузов/ И.П. Подласый. – Москва : Владос, 1999. – 256 с. - Книга 2 : Процесс воспитания.


 

 

Вопросы для самопроверки 

  1. Что такое “этикет”? Какие функции он выполняет?
  2. Формы этикета: речевой этикет преподавателя. 
  3. Формы этикета: неречевой этикет преподавателя. 
  4. Формы этикета: нетикет. 
  5. Что такое “имидж”? Какие функции он выполняет? 
  6. Профессиональный имидж педагога. 
  7. Профессиональная репутация педагога.

 

Основная литература для изучения Темы 6:

  1. Имидж современного педагога : учебное пособие для студентов направления «Педагогическое образование» / Е. А. Опфер. ‒  Саратов : Вузовское образование, 2018. ‒  79 c. 
  2. Педагогическая этика : учебное пособие / А. А. Петрусе­вич, Е. В. Чухина. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2018. – 296 с. 
  3. Картушина, И. Г. Профессиональная этика и этикет : учебно-методическое пособие / И. Г. Картушина. — Калининград : Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2010. — 178 c.
  4. Курочкина И. Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности / И. Н. Курочкина. – М.: Эконинформ, 2012. – 147 с.
  5. Педагогическая этика: инновационный курс для нравственного саморазвития / В. И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 272 с.

 

Вопросы для самопроверки 

  1. Что такое “педагогическое общение”? Какие функции оно выполняет?
  2. Дайте характеристику стилям педагогического общения. Прокомментируйте факторы предрасположенности к определенному стилю педагогического общения и условия, определяющие его выбор.
  3. Дайте определение “культуре общения”. В чем заключаются особенности культуры педагогического общения? Прокомментируйте нормы, дефекты и барьеры культуры педагогического общения.
  4. В чем заключаются особенности модели педагогического общения “Преподаватель - коллеги”?
  5. В чем заключаются особенности модели педагогического общения “Преподаватель - руководитель”?
  6. В чем заключаются особенности модели педагогического общения “Преподаватель - обучающийся”?

 

Основная литература для изучения Темы 7:

  1. Деятельность преподавателя вуза: основы профессионализма : учебное пособие / [Т.И. Руднева и др.] ; рук. авт. коллектива Т. И. Руднева. - Самара : Изд-во «Самарский университет», 2009. - 380 с.
  2. Имидж современного педагога : учебное пособие для студентов направления «Педагогическое образование» / Е. А. Опфер. ‒  Саратов : Вузовское образование, 2018. ‒  79 c. 
  3. Педагогическая этика : учебное пособие / А. А. Петрусе­вич, Е. В. Чухина. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2018. – 296 с. 
  4. Педагогическая этика: инновационный курс для нравственного саморазвития / В. И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 272 с.
  5. Сорокопуд, Ю. В. Педагогика высшей школы / Ю. В. Сорокопуд. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 541 с. ‒ С. 393.

Вопросы для самопроверки 

  1. Конфликт (виды, причины, последствия). 
  2. Поведение педагога в конфликтной ситуации (модели, стратегии). 
  3. Управление педагогическим конфликтом (технологии). 
  4. Конфликтологическая компетентность преподавателя (структура, особенности и условия формирования).

 

Основная литература для изучения Темы 8:

  1. Ключко О.И, Наумова Д.В., Сухоносов А.П. Педагогические конфликты: практическое руководство по их анализу и разрешению. Учебно-методическое пособие. – М.: МГПУ, 2015. – 125 с.
  2. Никулина, И. В. Формирование конфликтологической компетентности преподавателя ВУЗа / И. В. Никулина, Н. В. Соловова // Высшее образование в России. – 2018. – Т. 27, № 2. – С. 95-102.
  3. Педагогическая этика : учебное пособие / А. А. Петрусе­вич, Е. В. Чухина. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2018. – 296 с. 
  4. Жуковский, В. П. Конфликтологическая компетентность педагога: содержательно-структурный анализ понятия / В. П. Жуковский, Л. А. Скворцова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2015. – Т. 21, № 3. – С. 18-20.
  5. Педагогическая этика: инновационный курс для нравственного саморазвития / В. И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 272 с.
  6. Педагогические конфликты в школе : [учеб. пособие] / М. В. Клименских, И. А. Ершова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федерал, ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2015. — 76 с.
  7. Психология профессиональной деятельности и личности учителя: учеб. пособие для студентов педагогических институтов / О. И. Ефремова. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А. П. Чехова, 2012 – 300 с.